Велодорожки Европы или велопоход Финляндия – Германия – Голландия

 

Велопоход Финляндия – Германия – Голландия
сентябрь – октябрь 2009 г.
 
 
Почему решил написать
 
В беседах с велосипедистами Твери, даже имеющими большой опыт многодневных походов, выясняется, что многие побаиваются этой самой заграницы. К тому же есть устойчивое мнение, что путешествовать по Европе очень дорого. Писать отчет лениво, делаю это исключительно с надеждой на то, наш опыт кому-нибудь из коллег покажется интересным и сможет пригодиться в будущем. Именно поэтому не буду много рассказывать о тех невероятно красивых городах, которые нам удалось посетить. Эту информацию любой может найти в интернете. Опус, посему, будет нудно рассказывать о том, как мы преодолевали бытовые проблемы 25-дневного велопутешествия по Европе. Всё на деле оказалось не просто, а очень просто преодолимо.
Поход планировался как максимально бюджетный - никаких гостиниц, кемпинги и общепит только в безвыходной ситуации. В идеале - палатка в кустах и газовая горелка. По этой же причине отказались от самолета. Постараюсь учесть все расходы и пересчитаю на 1 участника.
 
План похода
 
План велопохода начал оформляться лишь в августе, уже к концу нашего сплава по Варзуге, самой семужней реке Кольского полуострова. Поэтому планируем стартовать 25-го сентября - поездом добраться до Питера, потом электричкой до Выборга, затем автобусом до Торфяновки и на велосипедах пересечь границу с Финляндией. До Хельсинки едем на велосипедах. Паром до Травемюнде. Далее на велосипедах по Германии в Голландию. Если получится (что маловероятно), то заедем и в Бельгию и Люксембург. Возвращаемся поездом в Гамбург, оттуда в Травемюнде, опять паром в Хельсинки. Там посмотрим.
Вот так детально и прописаны наши планы. Главное границу шенгена пересечь обратно не позже 21 октября.
Состав экспедиции, транспортные средства:
 
Участник
Велосипед/тип
Велобаул
Рюкзак
Алексей
Felt / гибрид
Трек-65
25 л
Роман
Аист / дорожный
no name 65 л
120 л
Юрий
Atom / кросс-кантри
Трек-65
20 л
Кирилл (присоединится в Гамбурге)
Giant / гибрид
Трек-85
20 л
 
Подготовительная стадия 10-25 сентября
 
Для получения шенгенских виз в посольстве Финляндии было необходимо обоснование поездки. Для этого:
- получено через знакомых приглашение от частного лица из Финляндии,
- оформлено решение правления общественной организации "Ассоциация "Здоровые регионы" "... о необходимости изучения европейского опыта экологического туризма (в Европе ведь все мозгами двинулись на этом) и отправки экспедиции по маршруту... в составе... под руководством...". Как приложение оформил на двух языках (русском и английском) предполагаемый маршрут, в соответствии с которым бóльшая часть пути пролегала по Финляндии. Это необходимо, иначе бы Финляндия превращалась в страну, которая преодолевалась транзитом, и визу пришлось бы оформлять в посольстве той страны, в которой планировалось провести больше времени.
- заполнены заявления по форме с сайта посольства Финляндии,
- куплена медицинская страховка (по €23).
С получением приглашения подзатянули, и только 17-го сентября документы были сданы в посольство Финляндии, затем оплачен консульский сбор (€105 +% банка=€115 за троих). Уже 24-го паспорта с визами были получены (Ура!!! быстро, однако, всего 1 неделя!).
Начали лихорадочно докупать вещи и оборудование по составленному заранее списку.
Интересно получилось с паромом - если оплачивать билеты через сайт FinnLines, то билет стоит €149 (в каюту класса B3 - на троих без окна) + €20 за вел. А через питерского посредника - Паромно-Туристическое Агентство "Е. и С." получилось по €89+20. Чуть дороже чем за сидячее место до Ростока на эстонском пароме! Всё складывалось удачно.
Не без труда были приобретены билеты в плацкартный вагон до Питера.
К старту в ночь с 25 на 26 сентября готовы!
 
25 сентября, день первый
 
Маршрут: Тверь - поезд на Санкт-Петербург
 
Сборы у всех троих проходили довольно сумбурно: в последний момент докупалось оборудование, продукты в дорогу, набивались велобаулы. Рома дошивал чехол для велосипеда, я подзадержался на работе, Юра затемпературил (Вот напасть! И что же это за недуг?). В общем, встретиться на вокзале заранее, как хотели, не получилось. Подъехали в последний момент. Быстро разобрали велосипеды и упаковали в чехлы, бегом к вагону – подошедший уже поезд стоит в Твери всего 1 минуту. [0001,0002,0003]Спасибо помогли провожавшие друзья, туристы-водники! Велы в чехлах не вызвали вопросов у проводницы. Их и велобаулы мы без проблем распихали по третьим полкам. Юре, в связи с неясностью диагноза, было настоятельно предложено одеть маску [001]. Диагностическая гипотеза по ходу развития событий менялась неоднократно. Лишь необходимость соблюдения врачебной тайны не позволяет мне заняться перечислением всех версий. Доехали без проблем.
 
Пробег за сутки 6 км, общий пробег 6 км.
 
26 сентября, день второй
 
Маршрут: Санкт-Петербург – Выборг – КПП «Торфяновка» - Hamina
 
Рано утром выгрузились на Московском вокзале, собрали велосипеды [002] и поехали на Финляндский вокзал, расстояние до которого около 4-х километров. По дороге, на Невском, нас встретил мой брат и вручил купленные им для нас билеты на паром. Купили билеты на скоростную электричку до Выборга. Что приятно, что при цене билета 180 рублей, билет на велосипед стоит лишь 14 руб. На Октябрьской железной дороге – на порядок больше. Время до электрички было. Мы прокатились по городу, докупили продукты и прочие расходные материалы [003, 004, 005]. На перроне в стеклянном павильоне стоит паровоз, на котором Владимир Ульянов приехал в Россию делать Октябрьский переворот [006]. В полупустом чистеньком вагоне разместились свободно и завалились досыпать [007].
По приезду в Выборг обнаружилось, что несмотря на тяжелое, трудноизлечимое по моему первоначальному предположению заболевание, у Юры проснулся аппетит. Что, не так всё плохо? Х-м-м…, посмотрим… Ах, как хороши были беляши в перронном ларьке! [008] Три раза покупали. На автовокзале подтвердилась информация из интернета, что автобус до Торфяновки ходит 3 раза в сутки. На первый мы, понятно, не успели, до второго (13 ч 45 мин.) было время. Прокатились по городу. Центр Выборга с замком, рвом, заполненным водой, каменными мостиками очень интересен. Тут же узкие улочки мощеные булыжником, старинные дома. Красиво и очень не по-русски, в хорошем смысле [009-012]. Хорошо, что на автовокзал приехали заранее, и я подошел к водителю автобуса, стоящего еще не под посадкой. Пока я разговаривал с водителем Юра присматривал за нашими велосипедами и имуществом. [000012A] Я договорился, и мы велосипедами, баулами и рюкзаками забили всю заднюю площадку.[000012B] Это избавило нас от необходимости конкурировать на посадке с неожиданно многочисленными дачниками. В Торфяновке автобус останавливается в метрах 600-х от КПП. Очереди и так практически не было.[012A] А когда выяснилось что нам не надо оформлять таможенные декларации мы просто проехали мимо всех машин сразу на паспортный контроль. Нейтральная полоса, затем паспортный контроль на финской стороне без всяких вопросов. Проехали почему-то мимо таможенного контроля. Всё. На прохождение границы ушло 30 минут и в 16-30 мы педалировали по Финляндии. От границы вдоль дороги идет велодорожка. Качества асфальта на обеих – великолепное. Фонари, мусора на обочинах нет, туалеты. Заграница, понимаш! [13]  Солнечно, довольно тепло. Через 10 км велодорожка уходит налево, далеко в сторону, мы поехали по обочине шоссе – машин мало а нам надо поторапливаться. Через 30 км дорожка вернулась. Дорога очень живописная. Местность напоминает Карелию – леса, холмы, скальные выходы, огромные гранитные валуны, поросшие мхом, речки-озёра… Только все более-менее ровные пространства превращены в поля, по которым ползают нарядные с/х-машинки. Да там-сям те самые «финские» домики – чистенькие, с ухоженными газончиками-клумбами-оградками. [14, 15] И что же всё нарядно-то так?! И что в нашей многострадальной Карелии?
Несмотря на сильный встречный ветер и быстро наступившую темноту постарались открутить побольше. На заправке купили по долгожданной банке пива Lapin Kulta, сахар, воду, свечку большую в жестяной банке (костры-то разводить нельзя, а живого огня хочется, не при налобниках же дурацких у палатки сидеть). Лес, как назло, кончился, начались постройки. Но в 7 км от Котки мы нашли отличный перелесок перед автомобильным мостом, поставили в нем палатку. [016]
 
Пробег за сутки 53 км, общий пробег 59 км.
 
27 сентября, день третий
 
Маршрут: Kotka – Porvoo
 
Подъем в 8-30. Завтрак – домашние ещё курица, колбаса, котлеты, чай. Пошли по велодорожке вдоль трассы 170, иногда, чтобы не петлять, по ней самой. Идти тяжело – сильный встречный ветер, который периодически то почти останавливает, а то и вовсе сдувает с трассы. Воскресенье, машин мало. Никто не работает. Для перекуса свернули в лес. Очень много ягод. Досыта, горстями, наелись черники и брусники. [017] Обнаружили, что это место для финнов памятно, связанно каким-то образом с финской гражданской войной. Неглубоко в лесу на валуне дата 6-2-1918 и венки выцветшие с 4-х сторон.
Паром ждать не будет, надо пилить. Дорога даётся с большим трудом. Каждые 10 км делали маленький перерыв и валялись на обочине [018]. У Юры температура. Рома чуть не впал в гипогликемическую кому, от резко навалившейся слабости и тремора его спасли сахар и сникерс. Шли долго, до часа ночи. Решили, что надо таки вставать, и воткнули палатку, типа в лесу. В 30 км от Хельсинки. Попадали без ужина.
 
Пробег за сутки 120 км, общий пробег 179 км.
 
 
28 сентября, день четвёртый
 
Маршрут: порт Vuosaari-паром
 
Подъём в 9-00 (дальше - позже!). Завтрак приготовили из домашних запасов: гороховый суп из пакетов с тушенкой, чай с конфетами. Обнаружили, что стоим в непосредственной близости от дома, который в темноте не разглядели. [019, 020]Людей не видно.
Через километров 15 – развязка. Дорога 170 на Хельсинки уходит направо, налево - Keha III (т.е. на порт Vuosaari, куда нам и надо, но через тоннель и без велодорожки, следовательно нам не проехать) и прямо - непонятно куда. [021 022] Тормознули машину, оказалось что с бельгийцами, один из которых говорил только по-французски, другой сообщил, что может общаться еще и по-немецки. Это помогло мало, но мы выяснили таки, что нам еще 2 км прямо (в сторону моря), а потом свернуть налево (в сторону порта). Действительно, через 2 км влево через парк уходят несколько гравийных велодорожек, одна из которых – на Вуосаари, есть указатели направлений. По парку пожилые финны бодро прогуливаются с лыжными палками в руках, те что помоложе – бегают. Студентки какие-то с картами ходили, не быстро. Ориентирование, типа?
За парком ч/з 2 км – дорога, под ней ч/з тоннельчик въехали в жилые кварталы и сразу еще налево. Въехав на территорию порта купили по банке пива, передохнули – запас времени 2 часа. Посидели на холмике с лавочками и с чёрным кубом на вершине. Ну и к нашему Gate B2. Машин всего несколько штук. Контроль прошли очень быстро – сунул в будку распечатку с нашими фамилиями и паспорта, от туда – картонные карточки с магнитной полосой, которые оказались ключами от каюты. Подождали в накопителе и поехали за микроавтобусом на сам паром. На палубе все сняли с велов, работник закрепил их у стен ремнями. Тетка на рецепшене, к которой можно было и не подходить, махнула рукой в сторону нашей каюты. Каюта B3 небольшая – 2 дивана, полка как в купейном вагоне, 2 столика и шкаф. Но есть туалет и, главное, душ! Срочно мыться и стираться! А-а-а! Горячая вода! Супра!
Юре хуже, усилился жар. И аппетит (?!!!). И еще несколько симптомов, заставивших меня в очередной раз изменить диагностическую гипотезу. Аспирин, амоксициллин. Юра требовал мяса, он в супорозном состоянии решил идти в ресторан на обед. Мы с Ромой в соответствии с замыслом похода достали горелку и в душе (чтобы не сработали датчики) вскипятили воду для супов и чая.
Юра вернувшись с обеда завалился спать, а мы с Ромой чистые такие и сытые пошли на экскурсию по парому. Бары, не смотря на терпимость цен, нам были малоинтересны – у нас собою было, к тому же открылся очаг культуры – магазин Duty free. Выбор скудный, но ящик пива в 24 бутылки за €10 мы купили. И по талону на завтра на завтрак по €10. Из прочих развлечений, а это были зал с велотренажерами и сауна с джакузи, неожиданно единогласно выбрали последнее. Попили пива на открытой палубе, попели песен. Выходя из порта в море паром шел мимо поросших лесом островов с домиками, катерами и причалами. Красота! Вдали увидали-таки Хельсинки. Паром несется против ветра со скоростью 50 км/ч (если навигатор не врёт, а он не врёт), монстр! Температура 12°С.
 
Пробег за сутки 17 км, общий пробег 196 км.
 
Впечатления от дороги по Финке
С погодой нам, в общем, везло. Чаще пасмурно, иногда солнечно, дождь – 1 раз ночью. Днём 13-15°С, ночью 10-12°С. Очень мешал сильный встречный ветер. Средняя скорость всего 16,8 км/ч. Сильные росы. Вещи влажные, сушить некогда. Палатка просто мокрая. Большая часть маршрута пройдена по велодорожкам с отличным качеством асфальта. Но и по трассе 170 тоже было идти не плохо – машин мало, обочина широкая. Съездов в лес много, потенциальных мест для стоянок – полно. Официально это, вполне вероятно, запрещено, скорее не очень разрешено, но если ставить палатку не на газоне в центре города (мы, правда, не пробовали, вдруг прокатило бы?) а отойти от дороги метров на 30, то претензий никто предъявлять не будет – некому. Полиции мы не видели, а простым финнам по барабану. Местность холмистая и очень живописна, ехать интересно. Леса, перелески, скалы, валуны, поля, реки, озера, заливы моря. Интересно на ходу рассматривать очень ухоженные усадьбы фермеров. Большинство из тех, к кому я обращался с вопросами, не говорят по-английски! Но все очень доброжелательны. Воду для приготовления пищи решили не покупать – €2 – €2,5 за 1,5 литра. Брали в туалете в супермаркетах и на заправках. Продукты не покупали, но приценились – цены вполне приемлемые. В воскресенье ни что не работает. Хельсинки, к сожалению, не видели, надеемся на обратной дороге.
 
29 сентября, день пятый
 
Паром-порт Travemunde-Siems
 
Завтрак в ресторане, шведский стол. Зал полупустой, народа на пароме едет не много, не сезон, потому и скидки. Постарались съесть больше, чем заплатили. Мне это точно удалось. Сон, посещение магазина, сауна (бесплатная) с джакузи. Красота! Санаторий! Ужин готовили по той же схеме – на горелке в душе.
Прибыли в 20-00 по местному времени. Темно. И прохладно – 11-12°С. Въехали в Германию с парома без КПП и таможен – Евросоюз. При выезде с территории порта дорога сужается, шли вместе с фурами. Догнала полиция, строго но доброжелательно согнала с дороги – по автостраде нельзя – опасно, типа!. Оказывается слева, за бортиком, есть отвратительная полоска асфальта. На первом же перекрестке растерялись – не понятно как в Любек на велосипеде ехать. Автобан уходил прямо, под ним – поперек проходит второстепенная дорожка. С трудом, с пятой попытки, загрузил в коммуникатор карту дорог Германии. Коммуникатор Glofiish с Навителом долго жевал атлас и не желал его устанавливать – памяти (?!) не хватало. Загрузил, нашлись, полистали и бумажный атлас, нашли эту второстепенную дорогу, уходящую налево и дающую крюка. Выяснили, что вдоль неё идет велодорожка. Посоветовались для надёжности с водителем рейсового автобуса. Поняли куда ехать (налево). Местность очень плотно населена. Надо ночевать, но негде. Открутили еще километров 10, несколько поворотов по жилым кварталам, выехали на Siemser landstrasse на трассе 226 и в лесополосе между дорогами поставили палатку.
 
Пробег за сутки 12 км, общий пробег 208 км.
 
30 сентября, день шестой
 
Siems-Lubeck-Steinfelderhude
 
Подъем в 8-00. Завтрак: суп из пакетов с тушенкой (последняя банка), чай. Стоянка была в дубках, из-за близости к автостраде было немного шумновато. Юра чувствует себя сносно, хорошо. Надо решить как добираться далее до Любека. Тормознули местного велосипедиста. Его английский не позволил ему объяснить в чём наша проблема и он просто предложил следовать за ним. Несколько поворотов и подъехали к автобусу с большим прицепом. Оказалось, что автобус бесплатно провозит велосипедистов по тоннелю под заливом в сторону Любека! Спасибо, добрый человек. На той стороне в окрестностях Israeldorf леса и парки, вот где надо было ставить палатку.
По дороге заехали в сетевой магазин Penny market с очень низкими ценами, закупились продуктами. Любек оказался очень красивым городом. Мы заложили круг по центру, в информационном туристском центре почитали про историю города, памятники. Заехали в не менее дешевый магазин Aldy. День прошел. Вечером на выезде из города нас застал дождь. Едем по трассе 75 в Гамбург. Решили не упираться. Уже сообразили, что наши места – это где-то между трассами и ж/д-дорогой. Обнаружили такое за километр до поворота на Steinfeld, свернули направо в тоннель под ж/д, поднялись на пригорок и поставили палатку.
 
Пробег за сутки 29 км, общий пробег 237 км.
 
1 октября, день седьмой
 
Steinfelderhude-Ahrensburg-Hamburg
 
Опять утреннее открытие – стоим в охотничьем угодье. В 30 метрах от нас – охотничья вышка, а в метрах 40 – место для стрелка, сооруженное из старого пня. Тут же подбежала, метров на 20, любопытная дичь – красавец олень. А мы то думали, кто это рявкает, зараза, ночью у палатки? Мы замерли, он постоял и неспешно, как и подобает благородному животному, удалился. Как он с такими рогами через заросли пробирается? Другой начал рявкать невдалеке. Выпили за это пивка.
Завтрак плотный – в 2-х литровой кастрюле я сварил пачку итальянских макарон (€0,75), а в 1,5-литровой – соус: разжарил на масле 400 гр фарша (€3,5 за кг)+300 гр помидоров (в Альди - копейки)+200 гр отличного сыра Гауда (€3 за кг)+итальянские специи. А запах! Юра выкатил под это бутылку неплохого итальянского вина (€3) под оливки. Жуя прикинули, что великолепный сытный завтрак оказался весьма бюджетным. Начинаем понимать как будем ночевать и питаться в дальнейшем. Всё налаживается! Спасибо великому тверскому велосипедисту Сергею Крылову за прекрасный набор походной посуды. Отбельное спасибо за комплект: ложку, вилочку и ножичек. Каждый раз, облизывая их, вспоминал этого легендарного человека добрым словом. Не хватает только витаминов. Заросли дикой ежевики –это вам не черника-брусника в Финке. Нашли решение – по дороге растут яблони и груши. Через 2 километра килограмм 15 набрали, впрок.
Двигаем в сторону Гамбурга. Облачность переменная, ветер встречный (значит всё в порядке, ведь у велотуристов есть убежденность, что если едешь с горки и ветер в спину, то это значит, что ты заблудился). Тепло, градусов 15. Не торопимся, рассматриваем добротные сельские дома красного кирпича с огромными сараями, посевы кукурузы, тучный скот, жующий эту сочную кукурузу. Гладкость велодорожки, благополучие деревень (газончик, клумбочки, заборчик, цветочки, зады 2-х меринов-компрессоров из под навеса) и сытость скота начинает немного раздражать. Мы слышали, что в Европе кризис и фермерам тяжело – враньё! Кризис, это в Фирово, Спирово, Лесном… и далее по карте… А что они и правда У НАС газ и нефть покупают? А войну кто выиграл? К Гамбургу всё ближе, надо что-то придумывать со стоянкой. Рома позвонил своим друзьям, живущим сейчас в Гамбурге. Жена друга, Наташа, пригласила бомжующих велосипедистов переночевать у неё. Планы меняются! Поднажали, ворвались в Гамбург, закупились в Альди. Сдали вещи сынуле друзей и погоняли по ночному Гамбургу.
Древний европейский портовый город со всеми его атрибутами. Обалденно, нереально! Коммуникатор сдох и ночью зарядил дождь. А как в гигантском городе найти дом Роминых друзей? Возвращались к месту ночёвки рассматривая схемы дорог на автобусных остановках. Получилось, молодец, Рома! Вымылись, побрились, потушили курицу с картошкой и грибами в сметане, выпили вискаря и завалились.
 
Пробег за сутки 66 км, общий пробег 303 км.
 
 
2 октября, день восьмой
 
Hamburg-Harburg

Встали в 9-00. По дороге к центральному вокзалу (едем встречать Кирилла) заехали в Альди (водка, хлеб, колбаса. Ну что еще нужно для встречи?). Кирилл прибыл вовремя, в 13-26. Едем на Альстер, типа перекусить. Перекусили три раза, как положено. Кирилл объявил, что он тут всё знает, почти абориген и повел нас. Приехали через центр к ратуше. Нельзя так много необычного слабонервной позавтракавшей душе! Каналы, кирхи всякие, они же ратуши, гуси-утки-лебеди. На Marketplatz. Стояли, глазами хлопали,постепенно осознавая, что всё это с нами, а мы это сделали на педалях. Въехали во внутренний дворик ратуши. Вмазали. За Гамбург? Да нет, за нас в Гамбурге. Поехали в портовую часть. Это место рекомендую посетить всем. Мы должны были найти старинный тоннель под Эльбой (Elbatonnel). Погоняли, полюбовались. Удивительное переплетение средневековых построек и ультрасовременных зданий. Промахнулись (как обычно, но не пожалели - вел фарева!), вернулись. Спустились в тоннель на специальном лифте для пешеходов и велосипедистов, отдельному от автомобилей. Проехали под Эльбой (и тут всё бесплатно!). Выход – в промзоне. Перекусили, попили пива и двинули туда, куда манил навигатор. Гад! Всю дорогу Навител не различал велосипед и автомобиль. Вот и в этот раз он потащил нас на автостраду, на мост, через который велосипедам ехать запрещено. Ну что, обратно на ту сторону? Вернулись лишь на 1 км. Рома, как обычно начал рассматривать карту на остановке, мы с Кириллом пошли в полицию. Выяснилось, что выезд есть! За отделением полиции, метрах в 150, велодорожка спускается вниз. Мы в первый раз пролетели прямо, а надо – налево! Пройти под дорогой. Пройти таможенный пост (мимо, он не для нас), далее по указателям на Harburg. Разобрались. Но засада! Пока разбирались с выездом и доехали до Харбурга сетевые магазины закрылись. Выехали в направлении Buxtenhude, свернули с дороги и поставили палатку в дубовом лесу.
 
Пробег за сутки 44 км, общий пробег 347 км.
 
 
3 октября, день девятый
 
Harburg- Buxtenhude-Zeven-Westertimke

 
Ночью было градуса 3-4. Желуди огромного дуба бомбардировали палатку. Завтракали в касках. Завтрак – супы из пакетов, колбаса, сыр, чай, пиво. Моросил дождь, потом разгулялось.
Двинули на Бремен. На одной из развилок промахнулись и сделали крюк километров в 20 по сельскому захолустью, пахнущему навозом. Не пожалели, т.к. осматривали местность с большим интересом – деревенские дома красного кирпича, гигантские сараи и прочие с/х постройки того же кирпича, деревенские улицы, мощенные брусчаткой, цветники, газоны, мерседесы в гаражах, трактора и комбайны нарядные. У дороги обнаружили заросли кустов с гроздьями черных ягод. Попробовали - черёмуха! Но уж больно какая-то крупная, сочная и сладкая, не вяжет. Вдоволь пополнили запас углеводов.
В 2-х деревнях видели памятники погибшим в I и II Мировых войнах. Надпись «они воевали и погибли за нас» удивила. Ведь именно эта нация развязала и проиграла 2 мировые войны.
Магазины, как впрочем и всё остальное, закрыты – День объединения Германии, вот невезуха! На заправке купили 2 батона хлеба и десяток яиц.

К вечеру привычно заморосило. Кирилл проколол колесо, быстро заклеились. Через полчаса на полном ходу у меня упала и рассыпалась от удара фара. Оттормозился слишком резко, Рома сзади меня нагнал и завалился. При этом нижнее крепление стойки его багажника развалилось. Ну и где искать сварку? Рома быстро нашел выход – вместо оторванного уха мягкой проволокой прикрутил к опоре «семейный» ключ. Дождь усиливался, ветрище, темнота. Надо вставать. В 1,2 км от Westertimke свернули налево – отличное место!
 
Пробег за сутки 74 км, общий пробег 421 км.
 
 
 
 
4 октября, день десятый
 
Westertimke-Bremen-
 
Ночью +8, утром ясно.
Завтрак – сухомятка с чаем. Воскресенье, сетевые магазины и сегодня не работают, значит третий день как не можем нормально закупиться продуктами. Заморосило.
У Юры второй прокол. Резина Maxiss Xenix абсолютно негодная!
Вокруг – всё те же живописные сельские пейзажи. Не покидает ощущение, что попал в декорации детской сказки – ну не может же быть так всё ухоженно, нарядно и чистенько. В деревне!

Въехали в Бремен. Очень красивый древний город. Покатались по центру, пофотографировали. Нашли, конечно, памятник бременским музыкантам. Вот незадача! Ни Трубадура, ни принцессы с королем, ни Сыщика, ни охраны (которая ох рано!), ни разбойников?! Только животные… Похоже, здесь не очень хорошо знают эту историю!
Выехали, педалировали, как обычно, до ночи. Встали в отличном месте – лес, окруженный полями. Ужин – сухомятка (скорее закуска). Песен при свечке попели
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ничего на свете лучше не-е-ту,
 
Чем бродить друзьям по белу све-ету,
Тем, кто дружен, не страшны тревоги –
Нам любые дороги доро-о-ги!
Нам любые дороги доро-о-ги!
Ла-ла-ла-ла-ла-ла,
Ла-ла-ла-ла-ла,
Ла-ла-ла-ла-ла-ла,
Ла-ла-ла-ла-ла,
Ла-ла-ла-ла-ла-ла,
Ла-ла-ла-ла-ла,
Ла-ла-ла е-ее-ее!
 
Пробег за сутки 71 км, общий пробег 492 км.
 
 
 
 
 
 
5 октября, день одиннадцатый
 
Утром ясно, +4. Ночью, похоже, были минуса. Завтрак – гороховый суп из пакетов из стратегических запасов.
Двигаемся в сторону Амстердама по трассе 214. Магазины работают. Заезжали в Aldi и Lidl аж 2 раза! Второй раз – докупить пива и колбасы, очень хорошо идут на перекусах. Пиво покупаем по 24 цента за 0,5 литра, а пустые бутылки (их у нас много), запихивали не в мусорный контейнер, а специальный аппарат, который за каждую выдавал чек на 25 центов. Не смогли не купить рождественского глинтвейна по €0,98 за литр (!) (по утрам ведь холодно).
Ехалось хорошо, покрутили педали в удовольствие. До Амстердама осталось не многим более 200 км.
 
Пробег за сутки 94 км, общий пробег 586 км.
 
6 октября, день двенадцатый
 
Ночью, как потерпевший, у палатки ревел олень. И утром проснулись то все от его рявканья. Видно у них гон, и наши похрапывания он воспринимал за вызов соперника. Хорошо, что не решил атаковать супостатов.
Утром тепло, +10.
Размялись тёплым глинтвейном, вкусно! Завтракали полноценно, ведь закупились накануне. Итальянские макароны с мясным соусом. Кирилл салат нарезал. Чай с разнообразными конфетами.
Почёсываясь приходим к мысли, что мыться таки надо, вопрос где? Ни рек, ни озер подходящих.
День какой-то бестолковый. И выехали поздно, и ехали не быстро, городишки проезжали непросто, плутая на выездах. Упирались в автострады. Приходилось возвращаться, спрашивать местных. В Lingen с трассы 214 мы должны были перейти на трассу 213, на Nordhorn. Сразу не получилось. Выезд – недалеко от старой водонапорной башни. В Nordhorn ушли на трассу 342 в направлении Denekamp. И тут только сообразили, что это уже в Голландии.
Границу пересекли незаметно. Просто был знак на обочине «Нидерланды 500 м». Проехали в темноте (и, разумеется, под дождем) эти 500 м. – знак «Добро пожаловать в Голландию». Ничего на первый взгляд не изменилось. Лишь позже сообразили, что домики стали поменьше и чуть другой архитектуры, машины попроще, люди любезнее и девушки симпатичнее. Каким-то очень милым нам показался первый же голландский город, на ратушной площади которого мы остановились перекусить. Дождь кончился, ратуша и прочие старинные постройки красиво подсвечены. И никого.
Продуктами в Германии закупались впрок напрасно, дешевые сетевые магазины те же (только крепкий алкоголь в них не продается).
Местность довольно населенная. Лес вдоль дороги огорожен пусть невысоким но заборчиком. Нашли островок 50х100 м неогороженного и воткнули палатку.
 
Пробег за сутки 69 км, общий пробег 655 км.
 
7 октября, день тринадцатый
 
Утром пасмурно и тепло, +15! Завтрак что и вчера. Пока завтракали увидели, как подъехала машина техслужбы и рабочие пропылесосили трассу и газоны.
Ехать очень приятно – велодорожки великолепные. Леса вокруг почти нет, все земли под с/х угодьями. Не понятно – где люди? Их вообще не видно. Зато много коров, лошадей и пони. Заехали на канал и наконец таки помылись и переоделись. Проехались по Almelo. Помогли дедушке на стареньком ржавом велосипеде. Нашли прокол, заклеили и накачали камеру. Он сообщил, что у него есть и другой вел, новее и быстрее. И что на 16 млн. голландцев приходится 20 млн. велосипедов. Мимо проехали толпы школьников на велосипедах. Дедушка пояснил, что кончились занятия в школе и дети едут по домам, практически все – на велосипедах. Лишь единицы используют общественный транспорт. На заправке Кирилл купил атлас дорог Голландии 1:250.000. Он оказался довольно бестолковым, но нас не раз выручил.
Выехали за город и перекусили. Скорость передвижения снизилась. К вечеру, как всегда, начал накрапывать дождь, перешел в сильный. Новая проблема – мало заправок, а надо воды набрать. Нашли место для стоянки – участок леса без забора, делянка какая-то. Поужинали ливерной колбасой с сыром и яблоками под портвейн.
 
Пробег за сутки 58 км, общий пробег 713 км.
 
8 октября, день четырнадцатый
 
Всю ночь шел дождь. Все мокрое. И макароны тоже слиплись. Меня укусил клещ. Кирилл и Рома проводили операцию удаления кровопийцы. Сразу возникли мысли о распространенности энцефалита в Европе…
Идем вдоль трассы 344 на Deventer, затем на Apeldoorn. Весьма прохладно, но солнечно. Вещи сохнут на ходу развеваясь над баулами. Едем как цветастый цыганский табор.
оказалось, что между Apeldoorn и Amersfoort лес вдоль дороги не огорожен, много мест для стоянок. Из Amersfoort вышли по велоуказателям на Utrecht.
На въезде в Almelo во время зеленой остановки Рома из кустов вынес полиэтиленовый пакетик с двенадцатью патронами 9-го калибра. Посмотрели, поудивлялись и выбросили их в те же кусты.
Пробег за сутки 81 км, общий пробег 794 км.
 
9 октября, день пятнадцатый
 
Ночью опять минусовая температура, утром +3. Проснулись от лая собак и команд их владельцев. Парк, в котором мы стояли, оказался весьма посещаемым. Вокруг нас пробегали бегуны, проезжали по дорожкам велосипедисты, а потом и вовсе два взвода солдат прошагали. Но никому до нас нет дела. Одна проблема – собаки во время приготовления завтрака норовили опрокинуть котелки и что-нибудь сожрать. Солнечно, становилось теплее. Пока собирали лагерь досушивали вещи.
Осмотрели Юрин велосипед. Кроме сломанной спицы - восьмерка и грыжа покрышки. Надо ремонтироваться при первой же возможности. Отрегулировали Giant Кирилла. Выпили на вод ноги для сугрева бутылку весьма приличного французского вина и в 12:27 стартанули.
Ехалось очень приятно – солнечно, хоть и прохладно, велодорожка великолепная, местность живописная. На въезде в Утрехт остановились у первого же велосервиса, заменили покрышку, вставили спицу и выправили восьмерку. Пока ковырялись с велосипедом Юры помогли очень милой девушке – она попросила подкачать ей колесо. Все трое бросили ремонт и облепили её велосипед. Наша активность её, похоже, немного напугала. Тут же стали свидетелем велопроишествия. По велодорожке с интенсивным движением следовала большая группа школьников класса 4-го. Негритянка на машине пересекала велодорожку со второстепенной дороги и не уступила колонне. Учитель резко оттормозился и школьники начали врезаться в него и друг в друга. Одна из упавших девочек сильно испугалась и заплакала. Очень было её жалко. Даже здесь бывает, что водители чудят.
Утрехт – очень красивый город. Удивило отсутствие сувенирных лавок. Не смогли найти магнитики с видом города.
К вечеру заехали в Альди, закупиться на 2 дня. Наконец, то кончился общак – скидывались по 100 евро.
Из Утрехта выезжали в сторону Амстердама в направлении автобана А2/Е35 . Проехали Bronkelen и Loenen. Надо ставить палатку, а места очень населенные, лес не предвидится. Мудрить не стали. Доехали до моста через ж/д и Амстердамский канал, спустились слева под откос и поставили палатку. Ночью влил дождь и от сильного ветра одна из дуг палатки саморазобралась и проткнула тент.
 
Пробег за сутки 46 км, общий пробег 840 км.
 
10 октября, день шестнадцатый
 
Утром тепло и пасмурно. На завтрак – итальянская паста по уже традиционному рецепту. Для сугрева непонятная голландская жидкость в 35 оборотов, чай.

Велобаул у Ромы рассыпается на глазах – швы не держат. Он ухитряется его каким-то хитрым образом удерживать от полного разрушения.
Надо разбираться с направлением движения. По прямой до Амстердама 20 км., но навигатор упорно ведет на автобан с крюком километров на 15. По мосту переехали через канал, спустились с моста и поехали в Амстердам вдоль канала. По каналу идет активная навигация, снуют баржи с разнообразным грузом.
Километров через 5-6 дорога сворачивает налево. Проехали по очень колоритным жилым кварталам, затем по велоуказателям в центр к ж/д-вокзалу. Дорога оказалась самой короткой из возможных.

Народищу в центре города – тьма! Толпы молодежи со всей Европы приезжают на выходные в Амстердам. В нескольких справочных конторах нам заявили, что дешевого жилья нам не найти, вечером с субботы на воскресенье это делать бессмысленно, в лучшем случае – завтра. Поездили по центру города, полюбовались домами, ратушей, каналами и кварталами разными. Но надо где-то ночевать… Выехали в сторону Zaandam. Отъехали от вокзала всего 4,6 км, обнаружили справа от дороги на берегу североморского канала участок земли 60х30 м, заросший кустами. В кустах – несколько укромных полянок, на одной их них стоит брошенная кем-то давно серебристая когда-то палатка, почти точная копия моей. На соседней полянке поставили нашу палатку. Кому-то из нас рано утром надо будет рвануть в город и забронировать четырехместный номер в недорогом хостеле на одну ночь. Помыться, побриться и постираться уже просто необходимо.
 
Пробег за сутки 33 км, общий пробег 873 км.
 
11 октября, день семнадцатый
 
Подъем в 8-30. Кирилл и Юра, пока я готовлю завтрак, поехали в Амстер искать хостел. Вернулись они удивительно быстро. Номер в хостеле «Aroza» ждет нас с часу дня. Это в 3-х минутах ходьбы от центрального вокзала. Четырехместная комната обошлась нам в 100 евро. Не так уж и дешево, в будни, думаю, можно найти жилье дешевле.
Собирались и завтракали очень долго. Кирилл даже обвинил нас в неразговорчивости и повалялся немного.
Доехали до хостела быстро. Вход в номера – через маленький бар по очень узкой крутой деревянной лестнице. Номер большой обшарпанный и пустой. Из мебели: 3 кровати и стопка из 4-х матрасов вместо 4-й, стул столик, тумбочка. Шкафов нет, да и не нужны – велобаулы и вещи мы просто свалили на пол. Зато есть душ и туалет.
Скинулись в общак по 50 евро. Собрали огромную кучу вещей для стирки и отнесли в лаундри. Одна загрузка стиральной машины + сушка = 7 евро. Мы заняли 3 машины!
Пока все намылись, дело к вечеру. Ужин приготовили на горелке. Поужинали под Сангрию. Тихо, все молчат, лишь в душе шипит горелка – Рома чай затворяет. Все задумались чего-то.
Решили таки попередвигаться по городу. Выйдя на сумеречную уже улицу поняли, что из всех возможных развлечений нам наиболее доступен широко известный квартал – он от нас в 5-ти минутах ходьбы. От безысходности всей гурьбой поперлись туда. Увлекательная экскурсия была прервана тем, что у велопутешественников от впечатлений в горле пересохло и мы решили попить кока-колы в кафе. Посидели на уютном балкончике рассматривая колоритных посетителей заведения.
 
Пробег за сутки 4 км 630м, общий пробег 878 км.
 
12 октября, день восемнадцатый
 
Номер покинули до 10:00, иначе, почему-то, нам не вернули бы 10 евро залога. Двинули на вокзал – надо уже продумать обратный путь на Родину – проезд до парома и сам паром.
На велосипеде Юры вылетела еще одна спица. Взяли несколько штук у работников велосервиса при прокате велосипедов на вокзале. В информационном центре выяснили, что голландские турбюро билеты на германские паромы не продают, т.е. заказывать придется через сайт и сделаем это мы позже.
Решили, что прежде чем поедем в Гаагу, заедем в Заандам к домику Петра. Этот город находится на другом берегу североморского канала. Через канал круглосуточно, с интервалом 20 минут, ходит паром. С машины берут 1 евро, пешеходы и велосипедисты перевозятся бесплатно. Домик Петра нашли легко – Кирилл дорогу вспоминал. Одна незадача – по понедельникам павильон закрыт! Поехали к памятнику Петру, прокатились по городу – очень симпатичный! Обратно на паром и через несколько километров направо, в Гаагу. Не могли определиться, заезжать ли в городок Гарлем, мало нам известный. Но по пути пропустили указатель, заплутали и решили спросить дорогу на Гаагу у аборигенов. Милая дама, хорошо говорящая на английском, у которой мы пытались получить информацию, не смогла понять слово «Гаага». Не поняла она в нашем исполнении и чисто голландское «Den Haag». И только когда мы сказали, что нам нужно в столицу Голландии, она заявила, что Гаага это лишь резиденция королевы, а не столица. И даже Амстердам вовсе не столица (?!!!). А столица – Гарлем! Во как! День великих географических открытий. Ну, что же, решено, поедем в столицу. Не пожалели. Честно говоря, виды красивейших голландских городов стали приедаться, но каждый раз въезжая в центральную часть этих старинных городов мы наслаждались видами, пытались запечатлеть их в фотографиях, что бы потом, уже дома, рассмотреть получше те места, которые мы проехали. Вот и Гарлем – ну очень красиво! Каналы с лодками, лебедями, гусями и утками, мосты, ратуша с площадью, старинные дома, квартал красных фонарей.
Выезжали из города через спальные районы. Очень много арабов и африканцев, одно слово – гарлем.
До Гааги всего 30 км., едем очень быстро – ветер в спину, решили не ехать напрямую т.к. надо будет искать место для стоянки и свернули к морю в районе городка Noordwijk. Стемнело, как всегда зарядил дождь. Мы выехали на променад, тянущийся вдоль моря. Маяк, полоса отелей, ветрище и прибой. Решили поставить палатку на берегу моря в дюнах. Поехали искать эти самые дюны. Въехали в темноте на территорию очень ухоженного парка, по которому были разбросаны современные одноэтажные коттеджи. Всё это обнесено забором, прорваться в темноте за который сразу не получилось, покатались под дождём по дорожкам. Вырвавшись из-за одного забора поехали вдоль другого, гораздо более серьезного, с камерами наблюдения и колючей проволокой. Оказалось, что здесь располагается некий объект космической европейской программы. уехали от него подальше, вырвались таки к морю через дюны. На берегу палатку поставить невозможно – очень сильный ветер и колышки её удержать не смогли бы и она просто улетела бы, возможно вместе с нами. Поставили ее в дюнах, поросших травой, рядом с велодорожкой.
 
Пробег за сутки 84 км, общий пробег 962 км.
 
13 октября, день девятнадцатый
 

Завтрак традиционный. Выяснили, что дюны – это заповедник для птиц и стоянка в нем, разумеется, запрещена. Но мимо нас в пикапе с желтыми проблесковыми сигналами проехал служитель, он не обратил ни на нас, ни на палатку никакого внимания. В этом заповеднике успешно плодятся кролики – все дюны изрыты норами, песок засыпан пометом, а многочисленные упитанные производители этого помета очень самоуверенно шевелят ушами в траве и кустах.
Искупались в море. Голышом не получилось, много прогуливающегося народа в тёплых куртках и пальто. Пришлось искать в баулах шорты. Вода холодная, уж не знаю, где тут Гольфстрим. Голландцев наши брыляния приводили в недоумение и заставляли ёжиться.
Велодорожка на Гаагу ведет вдоль моря через дюны. Место очень интересное – огромное количество разнообразных птиц, зайцы, лисы. До Katwijk большое количество отличных мест для стоянок с перелесками и кустами, жаль в потемках мы их не видели.
В Гааге пошли в интернет-кафе что бы заказать обратные билеты на паром. Опять повторилась непонятная история – на сайте Finnline на паром Травемюнде - Хельсинки скидок нет, за полную стоимость получалось дороговато. Зашли на сайт Tallink silja line и заказали четырёхместную каюту на паром из Ростока на 17 октября, отправлением в 5:00. Обошлось, вместе с провозом велосипедов, в 428 евро. Позже выяснилось, что мой брат справлялся в питерской фирме и скидки на Finnline были! Он мог оплатить в Питере и переслать на моё мыло электронный билет. Не понятно. Возможно, надо было не спешить и купить билеты в Германии в каком-нибудь туристическом агентстве.
На ночевку поехали по променаду на самую северную точку, там на возвышении стоит башня со смотровой площадкой. Под ней в кустах у проволочного забора и встали, распугав наглых лис.
 
Пробег за сутки 42 км, общий пробег 1004 км.
 
14 октября, день двадцатый
 
Утром палатка во льду – замерзли капли конденсата. Трава в инее. Вся земля засыпана заячьим пометом. Завтрак – суп из пакетов, бутерброды с колбасой и сыром. Я клеился, проколол ночью камеру о ежевичную колючку.
Искупались в море, проехали по променаду и свернули через центр на Роттердам.
Велодорожка на Роттердам идет вдоль канала, по которому гребут академисты. Юра, будучи мастером спорта по академической гребле, высказался сдержано, но не очень одобрительно, об их технике гребли.
По дороге увидели в стороне шпиль ратуши и решили заехать посмотреть город. Оказалось, что это Делфт, маленький, но очень красивый город. На ратушной площади, заглядевшись на красоты, я не успел отстегнуть ногу и гулко рухнул на булыжную мостовую, чем переполошил щебетавших на лавочке горожанок. Звук, видимо, был таков, что они решили, что я разбился вдребезги. Как бы ни так! Просто ушибся.
У Ромы начались проблемы с цепью, износилась. Он поменял ее, предварительно выварив новую в масле в банке из под пива на горелке.
В Роттердам въехали в потемках. На вокзале в сервисном центре купили билет до Ростока Кириллу, он уезжает раньше нас. Посмотрели на автобусной остановке план города. Недалеко от зоопарка есть парк Vroesenpark, ограниченный с одной стороны железной дорогой – лучшее место для стоянки. Забрались в дальний его угол и поставили палатку.
 
Пробег за сутки 40 км, общий пробег 1044 км.
 
15 октября, день двадцать первый
 

Подъем в 5 утра – мне провожать в Росток Кирилла и покупать билеты нам троим. Морозно, минус 4 и темно. До вокзала -5 минут езды.
Кирилл выезжает поездом, в котором нет вагона для велосипедов. Его велосипед пришлось разобрать и спрятать в чехол. Кирилл уехал.
Международный отдел сервисного центра открывается в 7:00. Билеты, в нашем представлении, он не даёт. Ты сообщаешь работнику, куда и когда ты хочешь ехать. Он составляет для тебя список стыковых рейсов с интервалами для пересадок минут в 30. Распечатывает этот список на листе формата А4, где указано от куда во сколько с какой платформы отправляется поезд и куда во сколько на какую платформу прибывает. Кроме того выдается полоска плотной бумаги размером с почтовый конверт с магнитной полосой – один пассажиру, другой вешается на велосипед. Оплачивается не поездка на конкретном поезде, а проезд из начальной точки в конечную. Это нас и выручило несколько позже.
К моменту моего возвращения к палатке парк ожил – выгуливают собак, появились бегуны. Пока Рома готовил завтрак мы подкармливали собак. Один лабрадор оказался проворен и подкормился сам – сожрал бутерброд и тут же хватанул еду из двух мисок.
Роттердам не произвел особого впечатления. Центр застроен современными зданиями из стекла и бетона. Какой то он большой, современный и неуютный.
В 14:17 выехали поездом до Амерсфоорта. Проехали мимо места нашей ночевки. Да и далее по Голландии и Германии несколько раз узнавали те места, в которых ночевали!

В Амерсфоорт прибыли в 15:15, а в 15:41 уходил поезд до Оснабрюка, до которого доехали меньше чем за 2 ч – скорость поезда (по навигатору) 203,4 км/ч. Судя по распечатке в Оснабрюк мы прибывали на 11 платформу, с неё же (11a/b) мы через 7 минут должны были уехать в Гамбург. Первые сомнения у нас появились когда мы фотографировались, рассматривали расписания и информацию о поездах на информационных табло. Потом где-то над нами тутукнуло и уехало. Побегав по вокзалу мы выяснили, что наш поезд на ушел с третьей платформы этажом выше. В голландском сервисе компьютер выдал ошибку! Для того, чтобы выяснить, что нам делать дальше, я пошел в информационный центр вокзала, где милая девушка посмотрела распечатку и картонку, извинилась и сказала, что попробует что-нибудь придумать. Полезла в компьютер и составила для нас новый вариант поездки до Гамбурга и далее до Ростока. Единственная неприятность – с новым вариантом в Ростокмы прибывали на 2 часа позже, в час ночи. К тому же нам предстояло сесть в поезд Базель-Гамбург и она не была уверенна, что будут свободные места в вагоне для велосипедистов, да и где этот вагон в этом поезде она выяснить не смогла. В общем, её коллега в красной форменной фуражке, видя мои затруднения, сообщил, что выйдет к поезду, вызовет его начальника и поможет нам загрузиться. Чудеса! Так и получилось.
Поезда и, соответственно, вагоны для велосипедистов были разнотипными, но путешествовать в них с велосипедами было крайне комфортно. Вокзал в Гамбурге нам показался уже совсем родным. Несколько глотков спиртсодержащей жидкости, приобретенной на привокзалке во время вынужденного простоя в Оснабрюке, сняли напряжение неопределённости и мы исполнили несколько песен. Громче всего получилось «Во кузнице молодые кузницы». Полчаса побродили по вокзалу, перешли на нужную платформу и в 22:50 уехали в Росток.
 
Пробег за сутки 11 км, общий пробег 1055 км.
 
16 октября, день двадцать второй
 
Прибыли в Росток в 1:03. Кирилл встречал нас на вокзале. Он уже присмотрел отличное место для стоянки, на которое и проводил нас.
Утром выяснилось, что палатка стоит на полянке в березняке, на берегу залива, с которого открывается прекрасный вид на город. Сам город показался малоинтересным, но поездить по нему пришлось – погрузка на паром начиналась в 21:30 и заканчивалась в 00:00, а отправление в 5 утра.
Доехали до порта Uberseehafen, погрузились на паром.
 
Пробег за сутки 48 км, общий пробег 1103 км.
 
17 октября, день двадцать третий
 
Паром стартовал по расписанию, в 5:00.
Дорогу мы повели за пением песен (когда не спали). На палубе и в каюте. Пели, видимо, громко. Когда по радио попросили врача, если таковой есть на борту, подойти на рецепшн, мы с Кириллом подошли. Но от наших услуг эстонцы отказались.
Еду опять готовили в душе на горелке.
 
Пробег за сутки 0 км, общий пробег 1103 км.
 
18 октября, день двадцать четвертый
 
Прибыли в Хельсинки в порт Вуосаари в 8:00. Собирались так долго, что по радио пару раз нас очень вежливо попросили покинуть паром. Я позвонил диспетчеру Вояж-Экспресс (тел +358 468158909 в Хельсинки, +7 9013054225 в Питере), узнал время отправления автобуса на Питер, оказалось 14-30 (???), предупредил, что у них будут еще 4 пассажира с велосипедами. Доехали до Хельсинки, это километров 16. На экскурсию по городу у нас осталось всего 2 часа. Кирилл, не раз тут бывавший, взялся провести нас быстренько по самым интересным местам. Выручило нас то, что мы перемещались на велосипедах, иначе ничего бы не увидели.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Автобус отходил от места, которое называлось Finkino. Здание автовокзала мы нашли, но про автобусы в Россию никто там ничего не знал. Опрос аборигенов позволил обнаружить невдалеке место где стояли наши автобусы. Погрузились без проблем, велосипеды даже не разбирали – места в багажном отделении было достаточно. Билеты стоили 15 евро, если в рублях то 750.
Автобус к ??? час. привез нас на Московскую площадь. Плацкартных билетов до Твери не было, взяли билеты в одно купе в купейном вагоне. Велосипеды разобрали и упаковали в чехлы. Разместить 4 велосипеда, 4 велобаула и 4 рюкзака в одном купе оказалось нелегко, но возможно.
 
Пробег за сутки 25 км, общий пробег 1128 км.
 
19 октября, день двадцать пятый
 
Утром прибыли в Тверь. Кирилл поехал дальше в Москву, а мы втроём выгрузились, на платформе собрали велосипеды и разъехались по домам. Ехать было крайне некомфортно – быстро же отвыкли от разбитого асфальта, луж, грязи и хамства водителей. Ну да ничего, адаптируемся!
 
Пробег за сутки 7 км.
 
Общий пробег 1135 км.
 
Расходы на одного человека (евро):
 
продукты
110,6725
 
 
транспорт
 
поезд Тверь- Питер
14,8
электричка Питер-Выборг
4,7
автобус Выборг-Торфяновка
4,6
паром Хельсинки-Травемюнде
109
поезд Роттердам-Росток
130,1
паром Росток-Хельсинки
107
автобус Хелсинки-Питер
15
поезд Питер-Тверь
33,4
всего на транспорт
418,6
 
 
прочее
 
консульство
36,75
страховка
23
завтрак паром
10
хостел
25
прачечная
5,2
всего прочее
99,95
 
 
ИТОГ
630
 

 

Комментарии

Ну, Вы, просто

Ну, Вы, просто герои-экстремалы! Такое путешествие запомнится, наверное, на всю жизнь.

А вот пример суперэкономичной

А вот пример суперэкономичной поездки

Год в Европе всего за 180 евро

Пенсионер Юрий Нельмин путешествовал на велике с просроченной визой.