Основные итоги конкурса (опроса) городов России по развитию велодвижения

Опрос проводился по ранее опубликованной анкете.

Набранные баллы использовались для характеристики того или иного состояния дел в городе. Выше 5 баллов – хорошая ситуация. Средняя оценка вблизи 5 баллов говорит об удовлетворительной ситуации. Вблизи 3 баллов – ниже среднего. Ниже 2 баллов – ситуация неудовлетворительная.
Более или менее достоверные сведения, пригодные для анализа, получены из трех крупных городов и 7 средних. Из остальных городов получено недостаточное количество ответов, чтобы можно было сделать определенные выводы. Из малых городов было получено слишком немного ответов на анкету, что не позволило сделать какие-то достоверные выводы. Можно предположить, что проблемы велодвижения для малых городов пока не столь актуальны.
Для 7 средних городов и для 3 крупных городов можно провести обобщенный анализ состояния дел с велодвижением по 9 пунктам анкеты.

  1.   Степень активности передвижения велосипедистов по улицам города среди крупных городов: наивысшая – в Санкт-Петербурге, в 2 раза ниже – в Москве и Казани. Среди средних городов, в порядке убывания, - Тула, Вятка и Пенза.
  2.   По уровню заботы городских властей о состоянии городских дорог: качество покрытия, безбаръерные конструкции, гладкие бордюры, пандусы на лестницах - впереди Москва и Санкт-Петербург. В средних городах – Тула, Пенза и Вятка.
  3.   Внимание, хотя и далеко не достаточное, к проблемам участников велодвижения проявляют власти Санкт-Петербурга. Москва далеко позади. Власти Твери, Ижевска и Пензы также уделяют некоторое (незначительное) внимание проблемам велосипедистов. Остальные – еще меньше.
  4.   Планирование и наличие велоинфраструктуры: велодорожки, велопарковки, места хранения велотранспорта отмечены только в Санкт-Петербурге. Москва и Казань этим практически не обладают. В средних городах следы велоинфраструктуры удалось заметить только велосипедистам Ижевска и Тулы.
  5.   Обучение правилам дорожного движения и велокультуре в школах, учебных заведениях, клубах, правда, незначительное, отмечено в Казани и Санкт-Петербурге. В средних городах этим могут отметиться Ижевск и Кирово-Чепецк.
  6.   Активность велобизнеса: ассортимент велосипедов и запчастей, велоснаряжения и экипировки, ремонт и обслуживание всюду оценивается 5 баллами и выше, т.е. могут рассматриваться как хорошие. Здесь вновь лидирует Санкт-Петербург, за ним Казань и Москва. Велолюбители удовлетворены деятельностью велобизнеса в Ижевске, Туле, Твери и Пензе.
  7.   Активность велоклубов, общественных и молодежных организаций, отдельных активистов и представителей органов власти, отстаивающих права участников велодвижения, считают хорошей велолюбители Санкт-Петербурга, Кирово-Чепецка, Тулы, Твери и Вятки.
  8.   Популярность общегородских и локальных общественных мероприятий, фестивалей, акций, на которых высказываются предложения, требования о создании условий для велодвижения считают высокой в Санкт-Петербурге, Туле и Твери. В других городах она не высока.
  9.   Активность городских электронных и печатных СМИ в пропаганде велодвижения заметна в Санкт-Петербурге, Москве, Туле, Твери и Вятке.

Теперь перейдем к описанию конкретной ситуации в отдельных городах.

  • Крупные города

Казань - третье место в конкурсе городовСреди крупных городов третье место заняла Казань, набравшая 19 баллов из 90 возможных. Здесь отмечается высокая активность велобизнеса. Ближе к средней – активность передвижения велосипедистов по городу и активность велоклубов. Ниже среднего – забота городских властей о состоянии дорог и популярность велоакций. Практически отсутствуют внимание властей к проблемам велосипедистов и велоинфраструктура.

 

 

Москва - второе место в конкурсеВ занявшей второе место Москве (21 балл) активность велобизнеса пониже, чем в Казани, но вполне удовлетворительна. Отмечено неплохое состояние дорог общего пользования.
Ближе к средней – не только активность передвижения велосипедистов по городу и активность велоклубов, как в Казани, но и активность СМИ в пропаганде велодвижения. Ниже среднего - внимание городских властей к проблемам участников велодвижения, обучение ПДД и велокультуре, популярность велоакций. Явно недовольны москвичи отсутствием велоинфраструктуры. И это понятно – до сего дня на улицах города нет ни одной велодорожки

 

Санкт-Петербург - победитель конкурса городовС большим отрывом лидирует среди крупных городов Санкт-Петербург (38 баллов). Очень довольны питерцы активностью велобизнеса, самой высокой среди всех городов России. Весьма активно жители города передвигаются по городу на велосипедах, также гораздо активнее, чем жители других городов страны. Видимо, не случайно поэтому отмечается также высокая активность велоклубов и популярность велоакций. На среднем уровне оценивается забота властей о состоянии дорог и активность СМИ по пропаганде велодвижения. Ниже среднего оценивают питерские велолюбители внимание властей к своим проблемам, строительство велоинфраструктуры и обучение ПДД. И это притом, что Санкт-Петербург – единственный город России, где уже третий год ведется широкомасштабное строительство велодорожек и велопарковок.

 

 

 

  •   Средние города

Владивосток набрал всего 10 баллов и занял 7-ое место. Отмечены средняя активность велобизнеса, невысокая активность велоклубов, небольшое количество велосипедистов на дорогах. Еще как-то заметно обучение ПДД. По остальным пунктам анкеты активность практически нулевая.
В Ижевске (21.7 балла), занявшем 6-е место, кроме развитого велобизнеса, отмечается средний уровень активности велоклубов и популярности велоакций. Чуть хуже обучение ПДД и активность СМИ. На дорогах города мало велосипедистов. Нетрудно догадаться, почему. Ижевцы низко оценивают состояние городских дорог и внимание властей к своим проблемам.
Велолюбители Кирово-Чепецка (22.5 балла), занявшего 5-е место, наоборот, сравнительно активно передвигаются по городским улицам. Хотя оценка состояния дорог и внимания властей столь же низкая. Но высокая активность велоклубов дает основания надеяться, что ситуация изменится в пользу велосипедистов.
В Пензе (22.7 балла), четвертое место, ситуация схожая с Кирово-Чепецком. Лишь состояние городских дорог и популярность велоакций пензенцы оценивают несколько выше, а активность велоклубов пониже.

Вятка (Киров) - третье место в конкурсе городовБронзовый призер Вятка (Киров) набрала 24 балла. Здесь удовлетворительные показатели активности велосипедистов на дорогах, активности велобизнеса и велоклубов. Ниже среднего популярность велоакций и активность СМИ, еще хуже состояние городских дорог. Совсем низко оценивают велолюбители Вятки внимание властей, наличие велоинфраструктуры и изучение ПДД.

 

 

 

 

Тверь - второе место в конкурсе городовТверь (25.5 баллов) на почетном втором месте. Здесь удовлетворительно обстоит дело с велобизнесом, активностью велоклубов и популярностью велоакций. Ниже среднего активность тверяков на улицах города и освещение в СМИ. Отмечено низкое качество городских дорог. И, как и везде, велолюбители недовольны невниманием властей к их проблемам, отсутствием велоинфраструктуры, отсутствием обучения правилам дорожного движения.

 

Тула - победитель конкурса средних городовЛучшие показатели анкет на сегодня у Тулы (32 балла). По большинству показателей у них удовлетворительные оценки. Немного хуже с качеством дорог в городе. Зато властями, отсутствием велоинфраструктуры и возможностями изучения ПДД туляки совершенно не удовлетворены.

 

 

 

 

 

 

Предложения участников конкурса

Кроме непосредственного ответа на вопросы анкеты участники внесли много интересных предложений и сделали ряд существенных замечаний (выделены курсивом) о ситуации с велодвижением. Наиболее полно ситуация с велодвижением в городах России отражена в письме Екатерины из Санкт-Петербурга:

Что сделать, к сожалению, так трудно ответить сходу. Пока я могу только пожаловаться! У меня лично есть огромная потребность в организации велодорожек и мест парковок велосипедов – как я наблюдала в Финляндии и Швеции. Я не сильный фанат велоезды, (фанатов велоезды не пугает ездить по дорогам, лавируя между автомобилями, или по тротуарам, объезжая пешеходов и нередко слушая про себя много «интересного», они покупают себе все необходимое снаряжение, кто-то ходит в велопоходы – в общем, велосипед для них это часть жизни), я просто люблю спокойно кататься на велосипеде, на стандартном из моего детства - с багажником сзади. Но получается – наиболее комфортно можно себе позволить так ездить только не в столь многочисленных парках Санкт-Петербурга. На дороге меня охватывает паника. Сейчас велосипедисты в Питере являются как врагами автомобилистов, потому как являются для них помехой и чаще всего плохо знают ПДД, так и врагами пешеходов тоже - при отсутствии велодорожек. Все это останавливает таких, как я, пользоваться велосипедом как средством передвижения. Конечно, не так то просто на наших улицах и набережных удовлетворить потребности и автолюбителей и пешеходов и тем более велосипедистов, но думаю, т.к. очевидно, что с каждым годом, на дорогах и тротуарах прибавляется количество людей на велосипедах – то откладывать решения по организации комфортного велодвижения уже просто преступление. Здорово, что есть такой конкурс, он позволяет задумываться, что лично каждый из нас может сделать для развития велодвижения в нашем городе.

На примерах других ответов важно проследить, как формируется понимание проблем велодвижения, и как люди переходят от общих соображений к конкретным делам.

1. Начало обсуждения будущих планов положили свободные и хлесткие высказывания заинтересованных велолюбителей, насколько плачевной видится людям ситуация с велодвижением в их городах. В ряде анкет давались грустные описания существующей ситуации с велодвижением. Например, Татьяна из Владивостока пишет:

У нас в городе большая загазованность, и ездить в городе - себя гробить. За городом кататься негде, только по грунтовке или в деревне.

2. Очевидно, чего в городе не хватает в первую очередь. Из крупного города Омска пишет Елена:

На мой взгляд, основная проблема в нашем городе - это отсутствие велодорожек, по тротуарам ездить не удобно, также как и по дороге по многим улицам нашего города. Я предпочитаю ездить по дорогам, но не везде это возможно, в основном конечно из-за загруженности или неудобной развязки.

Михаил, студент из Пензы, считает:

Для начала сделать велостоянки в общественных местах города.

3. Женщин больше всего волнует безопасность велопоездок. Самое главное, по мнению Людмилы Александровны из Пензы, обеспечить:

безопасность передвижения велосипедистов.

Её землячка Людмила Ивановна считает, что в первую очередь надо:

построить безопасные велодорожки.

4. Наиболее часто встречаются соображения общего плана. Алексей Юрьевич, врач из подмосковных Химок, считает, что для исправления этой ситуации:

Надо просто ездить на велосипедах, учить окружающих, давать пример, создавать велодвижение.

Житель Пензы Круглов на вопрос, какая помощь Вам нужна от организаторов данного конкурса, отвечает:

Постройка велодорожек и помощь в организации веложизни.

Думается, здесь важнее не помощь организаторов конкурса, а инициатива на местах.

5. Многие велолюбители более детально представляют, что им нужно. Делаются предложения по общей структуре велодорожек и велостоянок в городе. Пишет Алексей из Владикавказа:

Надо создать систему велодорожек, построить велопарк, активнее принимать участие в организации и проведении веломероприятий.

Пенсионер Виталий Иванович, Пенза:

Нужна организация велодорожек на всех видах дорожных трасс.

Сергей Владимирович, гендиректор компании, Пенза:

Организация транспортной велосети в рамках внесения изменений в ген. План г. Пензы и транспортной сети г. Пензы. От организаторов данного конкурса желательна любая посильная помощь в организации велосети.

Скорее, это обращение направлено к организаторам велодвижения в своем городе и к властям города.

6. Постепенно формируется общая картина того состояния велоинфраструктуры, которого следует добиваться объединенными усилиями. Шагом, приближением к реальным действиям, стало предложение решения отдельных конкретных проблем. Таких предложений оказалось немало.
Начальник финансового отдела из Ижевска Алексей Владимирович советует:

Необходимо больше внимания уделять состоянию дорожного полотна и обочин (мусор и ямы заставляют велосипедистов выезжать на середину дороги, нарушая ПДД).

Александр Николаевич, инженер-конструктор из Ижевска, пишет:

Очень нужны охраняемые велостоянки у магазинов. Ну и в идеале сделать велодорожки и велостоянки, оборудованные камерами наблюдения.

7. Приходит понимание необходимости воспитания велокультуры. Олег Константинович, студент из Ижевска:

Важно донести до автомобилистов, что велосипедисты тоже участники дорожного движения.

Евгений Александрович, программист, Пенза:

Нужна пропаганда уважения велосипедистов на дорогах.

8. Пропаганда в СМИ.
Предложение Алексея Юрьевича из Химок, как развивать велодвижение:

Пропагандировать велодвижение (пиарить), переносить скандинавский, азиатский опыт, устраивать акции, промывать мозги чиновникам наверху.

Нельзя не согласиться и с мнением туляка Алексея Викторовича, заместителя генерального директора, что:

пропаганда здорового образа жизни, организация любительских соревнований, публикации в СМИ (в. т.ч. электронных) также прокладывают дорогу к более широкому использованию велотранспорта.

Анатолий Фёдорович, велостаж 53 года, Пенза, считает необходимой:

организацию широкого обсуждения проблемы в СМИ.

Актуальное предложение исходит от программиста Алексея Викторовича из Владивостока:

Снять социальную рекламу о полезности велодвижения и для развеивания мифов о вреде регулярных велопрогулок. Или такое: Некоторые небольшие города в прессе назывались городами велосипедов. Традиции еще живы, но автомобилисты их искореняют. Хорошо бы сделать репортаж о деградации велотранспорта и сформулировать цели.

9. Некоторые из предложений были изучены и проверены на практике.
Николай Яковлевич, инженер Строительного института, Пенза:

Уже 20 лет предлагаем всем организациям (в т.ч. и ГАИ) различные варианты.

Кстати, в Пензе, где активно работает велообщественность, ответившие на анкету замечают, что: ситуация стала понемногу меняться. Многие дороги стали лучше. Водители в среднем стали ездить аккуратней.

Алексей и Эдуард, Владивосток:

После наших манипуляций с письмами в прокуратуру, президенту и показом ролика, торгаши-риелторы от нас потихоньку отстали. На работу лишь иногда ездим на велосипеде, поскольку работа административная.

Не всё получается, когда приходится действовать в одиночку. Борис, руководитель велоклуба из Петрозаводска, жалуется:

Я давно борюсь в родном городе за создание велодорожек. Ранее (90-е годы) у нас было создано 5 велодорожек, теперь они пришли в негодность. Новых не строят - всё заброшено. Я регулярно пишу заметки в газету по этому поводу, лично два раза встречался с мэром - толку нет – говорят, нет денег. Устал бороться.

10. Постепенно из массы идей выяснились главные, затем удалось расставить их по значению, выяснить приоритеты. Андрей Юрьевич, Пенза:

Пожелания: включение велоинфраструктуры в генеральные планы городов должно быть предписано федеральными законами.

11. Далее ставятся вопросы, как предусмотреть перспективу. Здесь возникают предложения о создании концепции развития велодвижения, в которой содержались бы обоснования путей развития велодвижения. Приходит понимание, что пора предложить стратегию, программу, план решения проблем.
Александр Дмитриевич, преподаватель Университета "Дубна", мастер спорта по туризму, пишет:

В микрорайоне Большая Волга проложены велодорожки, которые теперь занимают автомобилисты.

Он предлагает программу по развитию велодвижения:

1. Предложить концепцию развития велосипедного транспорта и велоспорта и предложить администрации города для использования при разработке Генплана и плана социального развития в план спортивно-оздоровительных мероприятий.
2. Использовать велодорожки по прямому назначению, запретив на них парковку автомашин.
3. У магазинов, банков и административно-общественных зданий оборудовать велостоянки, как это было до перестройки.
4. Милиции расследовать все случаи хищения велосипедов и наказывать злоумышленников.

12. Чтобы проверить предлагаемые планы, обосновать их экономически, убедить выделить средства на их выполнение, необходимо представить их на обсуждение общественности, изучить её реакцию. При этом планы уточняются в соответствии с поступившими замечаниями. На этом этапе определяется, что главное для общества, в чем достигнуто общее согласие, наступает более четкое понимание, какие шаги следует предпринять в первую очередь.

Андрей, Санкт-Петербург:

Я интересуюсь велодвижением и вижу в решении проблем велосипедного транспорта также и решение ряда важных глобальных проблем (экология), а также - социально-экономических (демократичность велосипеда, его невысокая стоимость и цена обслуживания, плюс здоровье).

13. Здесь наступает ситуация, когда необходимо объединение заинтересованных лиц во временные или постоянные комиссии, советы, рабочие группы в городах и районах, которые начинают планировать велоинфраструктуру в своем окружении.
Наталья, Раменское, Московская обл. пишет:

Для дальнейшего развития велодвижения нужна какая-то общественная организация. Поскольку с велосипедом дружу относительно недавно (3 года), то не очень представляю, как должны работать подобные структуры. Наверно, не помешал бы и сайт, т.к. городская пресса совершенно не ориентирована на молодежную аудиторию, так же, как и местное ТВ.

Иван, Лобня, Московская обл. предлагает:

создать специализированный сайт велодвижения в Лобне с рекламой. Нужны деньги на сайт для хостинга и структуры сайта с дизайном, плюс ежемесячно для обновления контента, раскрутки и т.д.

Хотеть, Иван, не вредно, ищите заинтересованного спонсора, скорее всего, в рекламе и велобизнесе. Такое решение предлагает Ольга Валентиновна, Пенза:

Надо организовать поддержку со стороны бизнеса и городских властей (материальная, техническая.)

Создаваемые на местах организации велообщественности, комиссии, могли бы сформировать предложения местным властям, помочь им составить план действий. Кроме того, задача комиссий – отстаивать права велолюбителей, находить решения в случае конфликтов, проводить опросы населения, следить за выполнением планов строительства и содержанием велодорог, развивать велокультуру, обучать безопасной езде и ПДД для участников дорожного велодвижения.

14. Сообщались просьбы, в чем требуется помощь для развития велодвижения в данном городе.
Владимир Васильевич, организатор велодвижения в Пензе:

Разошлите итоги конкурса в органы исполнительной и законодательной власти городов и регионов.

Есть просьба Алексея из Владикавказа, консультанта по туризму:

Направить в адрес республиканских и городских органов власти официальные письма с информацией о конкурсе и предложением принять в нем участие.

Информацию об итогах конкурса направим, а вот об участии органов власти в конкурсе говорить пока было рано – вряд ли они могут похвастать результатами. Важнее выяснить, что думают сами жители. От организаторов данного конкурса Олег, студент из Ижевска, требует:

Показать России, что нас уже много, и нам нужны хотя какие-нибудь условия.

Это и есть одна из главных целей конкурса-опроса.

15. Польза обмена опытом очевидна. В некоторых городах успехов у велодвижения пока нет, но внимательно изучается полезный опыт продвинутых велоколлег.
Из Владивостока пишет врач Эдуард Михайлович:

Нам примером служит акция, которая проводилась в СПб. Опираясь на нацпроект «Здоровье», а там есть заметки о велодвижении, можно через СМИ организовать массовую кампанию по привлечению и популяризации этого вида транспорта. И акцентировать внимание, что мы не засоряем воздух!

16. Противоречивая ситуация складывается в малых городах. Это хорошо видно на примере научного городка Протвино. Владимир, Протвино, Московская обл. считает так:

Велопарковки в городе уже лет 40, возле всех (почти) магазинов и предприятий, единственная велодорожка, проложенная году этак в 1980-м до проходной ИФВЭ, заросла, т.к. ездить по ней неудобно. Собственно, в нашем городе велодорожки и не нужны, т.к. автомобильное движение неинтенсивное. Активность велоклубов, общественных и молодежных организаций, отдельных активистов и представителей органов власти, отстаивающих права участников велодвижения равна нулю. Отстаивать права нет необходимости, поскольку эти права никто не ущемляет.

Другое мнение у Виктора Дмитриевича, инженера-электрика из Протвино:

Что хотелось бы предпринять в городе:
1. Могли бы сделать вместе с коллегами велосайт Протвино
2. Организация постоянной телепередачи (рубрики) на местном телевидении о
пользе велосипеда
3. Секция велосипедная с обучением техники катания и обслуживания
4. Ремонтная мастерская
5. В местной газете обзоры велоновостей (от чемпионатов до выбора велосипеда)
6. Ликвидация велонеграмотности
7. Велотуризм
8. Проводить занятия в школе.
Я и сам с трудом представляю, как все это можно реализовать. Местная власть озабочена более важными, с ее точки зрения, проблемами. Сам катаюсь много и далеко – как хобби. Хотя в городе есть редкость – искусственная велогора, где самодеятельная молодежь – велобайкеры показывают чудеса акробатики. В прошлом году проводились соревнования.

17. Из опыта проведения подобного конкурса организаторы извлекли ряд полезных уроков на будущее. Прокомментируем подробное письмо Андрея, Санкт-Петербург, который дает развернутый анализ организации конкурса:

Называть это конкурсом в прямом смысле является некоторой натяжкой. Конкурс подразумевает какие-то призы, звания, грамоты и т.п. В данном случае вы проводите не конкурс, а опрос велообщественности на предмет выявления условий для велосипедистов в городах России. Опрос станет основой "конкурса". Вот так было бы правильно это назвать.

Это организаторы поняли уже после начала конкурса. Сделаем выводы на следующий год.
Андрей продолжает:

Опять же - непонятны условия конкурса, - общественность может ошибаться, а конкурс предполагает более чёткие критерии отбора, чем оценки не-экспертов.

На сегодня экспертов по всем 9 характеристикам анкеты, кроме как среди велообщественности, нигде не найти. Организаторам конкурса не известно таковых никого в Москве и даже в России. Найти узких специалистов по дорожным покрытиям, по ПДД и т.д. можно. Но сначала надо было получить ответ заинтересованных в велодвижении людей! Благодаря этому конкурсу-опросу удалось найти среди велообщественности в 10-15 городах России людей, серьезно заинтересовавшихся проблемами велодвижения. Они то и есть настоящие эксперты по общим вопросам велодвижения.
Андрей продолжает:

Хотелось бы напомнить, что сбор информации - это, конечно же, полезно и нужно для тех, кто её собирает. И даже если речь идёт об "общем благе", всё же необходимо учитывать, что велосипедисты - это такие же, как и все люди, и для участия необходима хотя бы минимальная мотивация. Обычно в таких случаях организаторы предлагают розыгрыш призов. Уверяю Вас, ответов было бы гораздо больше - при минимальных затратах организаторов.

На данном этапе никого мотивировать не приходилось. Если у человека не было интереса к проблемам велодвижения, он не отвечал на анкету. Пока ответившие на анкету лишь фиксируют существующую ситуацию в городах, а до какой-то целенаправленной деятельности по 9 характеристикам анкеты еще почти нигде не приступали. В перспективе, когда начнется планомерная деятельность, будут успехи и достижения, развернется соревнование за звание, то найдутся спонсоры и призы.
Опять Андрей:

Это так, на будущее. Просто меня не очень удивляет малая активность людей из моего города - несмотря на то, что я (и не только я) разместил об этом "конкурсе" объявления в двух больших велофорумах.

Итак, в ответах на анкету выяснилась бедственная ситуация с состоянием велодвижения во многих городах России. В первую очередь, это качество дорожных покрытий, пробки и нарушение экологии.

Обобщим рекомендации по исправлению положения дел:

  1.   Предлагаются первоочередные очевидные меры, как приступить к развитию велодвижения. Это создание безбарьерной среды и оборудование велопарковок.
  2.   Следующим этапом должно быть оборудование велополос на автодорогах, тротуарах и пешеходных дорожках и строительство специальных велодорожек для транспортных целей.
  3.   Элементы велокультуры включают пропаганду здорового образа жизни, обучение ПДД со школьной скамьи и культуру транспортного поведения населения.
  4.   Нужна социальная реклама преимуществ использования велотранспорта, особенно при посредстве СМИ.
  5.   Предложены практические шаги по решению проблем велотранспорта. Многое можно сделать уже на местном уровне. В ряде городов отмечены первые успешные шаги по строительству велоинфраструктуры.
  6.   Указаны некоторые вопросы, требующие централизованного решения в отдельных городах. Это перспективное планирование развития велодвижения, городские и местные концепции развития велотранспорта.
  7.   На федеральном уровне требуется разработка Концепции развития велотранспорта России на ближайшие 10-15 лет, усовершенствование нормативных актов, подготовка законов, включение велотранспорта как необходимого элемента единой транспортной системы страны в "Транспортную стратегию России на период до 2030 года".

Анализ анкет показал, что, по крайней мере, в 40 городах России есть сотни людей, признающих необходимость развития велодвижения. Более того, десятки активистов серьезно этим занимаются и могут считаться экспертами в этом деле. Такие эксперты есть в Санкт-Петербурге, Москве, Пензе, Ижевске, Владикавказе, Великом Новгороде и других городах.

Обобщая опыт первого конкурса, можно сделать следующие выводы:

  •   Желательно продолжить проведение конкурса, но одновременно использовать его как опрос велообщественности.
  •   Желательно изыскать средства для призов, вручать грамоты, повысить заинтересованность местных властей, министерства регионального развития РФ.
  •   Нужны более многосторонние опросы, больше параметров, касающихся всех характеристик велодвижения и велоинфраструктуры.
  •   Желательно официально запрашивать через Минрегион муниципальные, районные, городские власти о фактических делах: сколько в городе велодорожек, какой километраж, сколько велостоянок.
  •   Публиковать объявления о конкурсе и его итоги в СМИ, газетах, на ТВ.

Обзор составил И. Налимов