Секция "Велосипедный транспорт" - материалы 68-й конференции в МАДИ

Обзор докладов, сделанных на заседании секции "Велосипедный транспорт" научно-технической конференции в МАДИ

Заседание ведет профессор А.Н.Нарбут

Заседание проходило на кафедре автомобилей МАДИ 3 февраля 2010 года. Вел заседание профессор кафедры А.Н. Нарбут. Присутствовали представители велообщественности, преподаватели и студенты Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ) и Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова (МГХПА им. С. Г. Строганова), сотрудники НИИ, предприниматели и представители городских организаций. Всего присутствовало около 50 человек.

 

 

 


Рассмотрению опыта зарубежных стран по организации велодвижения в городских условиях посвятил свой доклад Владимир Филиппов. Велосипед стал транспортным средством гораздо раньше, чем автомобиль, еще в конце 19 века. Затем он уступил позиции автомобилю, но в 70-х годах 20-го века началось его активное возрождение в странах Европы и Северной Америки уже на новой основе. Особенный интерес для нас представляет опыт США ввиду схожести менталитетов и транспортных предпочтений жителей. Докладчик подчеркнул корреляцию между развитием велодвижения и качеством жизни, удовлетворенностью условиями жизни. По этим двум показателям на первом месте в мире находится Дания. Проблема воровства велосипедов остро стоит во всех странах, где развито велодвижение. Особенно отличается этим Голландия. Поэтому и нам придется уделить этой проблеме особое внимание.

 


Кирилл Данишевский делает доклад В докладе Кирилла Данишевского "Чем отличается велодвижение в России и в Европе, и как устранить различия?" описаны особенности велоинфраструктуры ряда стран Западной Европы, замеченные в течение трехнедельного велопутешествия по этим странам. Главная особенность – стремление делать велоинфраструктуру предельно простой и недорогой. И это успешно удается. В Голландии, население которой составляет 14 млн, имеется 20 млн велосипедов, т.е., в среднем, по два велосипеда у каждого жителя, в основном, простых, предназначенных для повседневных поездок по городу. На одном велосипеде человек доезжает до станции, бросает его там, едет на поезде, а на конечной станции берет свой второй велосипед и едет до работы. Докладчик рассмотрел некоторые методы продвижения велотранспорта и лоббирования велодвижения. Нужны и эффектные акции, креативный пиар для привлечения внимания властей к проблемам велосипедистов на дорогах.


 

Доклад "Концепция развития велотранспорта в Москве" делает И.П.Налимов

Направления дальнейшей работы над Концепцией развития велотранспорта в Москве рассмотрел Игорь Налимов. Надо исходить из реальной ситуации в Москве и привлечь к обоснованию социального и транспортного эффекта велотранспорта специалистов разных областей. На вопрос слушателя, зачем надо строить велодорожки в парках, когда и без них там можно кататься, докладчик ответил, что велодорожки в парках напоминают о присутствии велосипедистов и привлекают к катанию родителей с детьми, воспитывая в них велокультуру. В кратком сообщении Налимова были подведены итоги конкурса-опроса городов России по развитию велодвижения. Еще одно сообщение было посвящено проблеме разработки транспортной велокарты Москвы.

Доклад можно прочитать полностью, скачав файл из вложения внизу страницы.


Глеб Евгеньев делает доклад Доклад о развитии нормативной базы строительства велодорожек в Москве представил Глеб Евгеньев. Хотя существующие ГОСТы носят рекомендательный характер, в Москве действуют свои строительные нормы МГСН, обязательные для исполнения. Кроме того, в контракты на строительство дорог заказчик всегда записывает обязательное соблюдение федеральных нормативов. Полный университетский курс правил дорожного движения для студентов-дорожников занимает 24 лекции (48 академических часов). На вопрос слушателя, достаточна ли существующая нормативная база по велодорожкам для их строительства, докладчик ответил, что достаточна.


 

Владислав Коптев привел данные о велосипедной инфраструктуре в датском городе Odense (по материалам доклада Троелса Андерсена, специалиста по планированию транспортных потоков).


 

Александр Сычев делает доклад

Александр Сычев призвал к строительству велодорог и сопутствующей инфраструктуры в районе Подмосковья. Докладчик предложил вместо городских парков оборудовать для экстремального катания молодежи овраги, которых в Подмосковье великое множество. В поддержку велодвижения докладчик предлагает проводить массовые акции, велошествия, флэш-мобы и т.п.

 

 

 


 

Материалы по концепции развития велокультуры на основе создания велоцентров представил Юрий Недоцук.


 

Геннадий Суздальцев делает сообщениеГеннадий Суздальцев поделился опытом развития велотранспортной инфраструктуры в Южном административном округе Москвы. Оказано содействие Комплексу социального обслуживания для инвалидов и пожилых людей, а также велоклубу «Ветерок» для детей-инвалидов и детей с ограничениями жизнедеятельности по обучению их правилам дорожного движения с использованием веломобилей и умению управлять этими транспортными средствами.

 

 

 


Александр Устинов

Александр Устинов изложил свое видение проблем развития велоинфраструктуры в городе. Пришло время строить реальные объекты велоинфраструктуры в первую очередь, велопарковки. Их значение на первом этапе – создание психологического эффекта – "развинтить сознание обывателя", показать, что есть люди, пользующиеся велосипедом. Но их надо строить там, где они будут востребованы. Строительство велодорожек упирается в правовые вопросы и недостаточные нормативы. Выступавший отметил слабую обратную связь Велотранспортного союза с велообщественностью. ВТС недостаточно информирует о своей деятельности, в результате на форумах нередко возникает реакция на его мероприятия, в диапазоне от агрессивной до негативной.


Михаил Бармаш считает, что рост пробок в скором времени приведет к коллапсу дорожного движения в Москве. Если доказать Лужкову и Кичеджи, что развитие велодвижения на 5% уменьшит пробки на заметную долю, они будут поддерживать его всеми средствами. Докладчик изложил методы борьбы с автомобильными пробками, привел подробную информацию, как борются с пробками во многих городах мира. Бармаш разработал теорию ликвидации пробок и получил патент на соответствующее устройство,  изобретение RU2391712 "Устройство регулирования транспортного потока"


 

"Мой транспорт - велосипед" - проект студентов Строгановки Группа студентов кафедры дизайна средств транспорта Строгановки представила креативные решения по заданию "Мой транспорт – велосипед".

Предложения по проекту строительства велопарковок у станций метро представили Орнелла Белова (Велотранссоюз) и Илья Рыбин – член молодежного правительства при Департаменте транспорта и связи.

В заключение профессор А.Н.Нарбут напомнил, что велодвижение в России имеет глубокие и давние корни. Так, в 1914 году в армии были созданы самокатные роты. В 20-х годах завод Лейтнера наладил массовый выпуск велосипедов. В настоящее время идет возрождение интереса к велосипеду на новой основе. МАДИ продолжит ежегодное проведение заседания, посвященного велосипедному транспорту.

Обзор составил И. Налимов
 

ВложениеРазмер
Концепция развития велотранспорта в Москве. И.П.Налимов60 КБ