Казань как мечта почтальона Печкина

почтальон Печкин на велосипедеТитула третьей столицы России и первой и единственной столицы Татарстана Казани уже явно недостаточно. Теперь из нее планируют сделать еще один головной город федерального значения. На сей раз Казани прочат судьбу велосипедной столицы России. Будет ли запатентовано это название, пока неясно, но амбициозные планы строительства велосипедных трасс городские власти уже вынашивают – у них уже есть несколько соответствующих проектов. Работа предстоит большая. Настолько, что даже приблизительных сумм еще никто не озвучивает. По подсчетам московских экспертов, Казани необходимо примерно 150 км таких дорожек. «Это почему я раньше злой был? Потому что у меня велосипеда не было», – назидательно говаривал почтальон Печкин из Простоквашино. Исчезнут ли хамство и пробки с казанских дорог, если масштабный велопроект всё-таки воплотится в жизнь, вопрос спорный. Но ряд несомненных плюсов новой затеи специалисты, собравшиеся в Казани, всё-таки обнаружили.

Велодорога в 10 раз дешевле автомобильной

Развитию велосипедной инфраструктуры в столице Татарстана был посвящен сегодняшний круглый стол, который прошел в НКЦ «Казань». Обсудить концепцию развития этого вида транспорта собрались московские эксперты, представители спортивных сообществ и союзов, власти Казани и сотрудники ГИБДД. Исполком города сразу же обозначил свою позицию: в развитии велосипедного транспорта столица Универсиады заинтересована.

«Мы сейчас имеем в Казани большой процент автомобилизации, и проблема заторов не решится в одночасье, – начал первый заместитель руководителя исполкома Казани Рустам Нигматуллин. – Также стоит отметить, что строительство новых дорог приводит лишь к тому, что увеличивается количество машин. Мониторинг показывает: средняя скорость передвижения автомобиля в часы пик в нашем городе падает до 5-15 км/час. Одним из решений этой проблемы (хотя это и не панацея) мы видим развитие велосипедного транспорта. Велосипед экологичен, полезен для здоровья и не занимает много места на проезжей части».

По словам представителя исполкома, массовое применение велосипедов повлечет за собой изменения в экономике и в социальной сфере. Нужно будет вести градостроительную политику с поправкой на велосипедную инфраструктуру, которая сейчас уже создается. К примеру, проект новой набережной Казанки предусматривает прогулочные велосипедные дорожки. Аналогичный проект есть на озере Кабан, где строится гребной канал.

«Городской комитет по транспорту совместно с одним из проектных институтов разработал уже несколько велосипедных маршрутов от мест массового проживания людей. Сейчас идет проработка этого проекта, чтобы в будущем его профинансировать. Тем более, по нашим подсчетам, строительство велосипедной дорожки в 10 раз дешевле автомобильной дороги», – заключил Рустам Нигматуллин.

А председатель комитета по транспорту Айдар Абдулхаков добавил, что уже разработан проект велосипедных дорожек от деревни Универсиады до КФУ. Всего же, по экспертным оценкам, Казани требуется примерно 150 км велосипедных дорожек. В этом случае количество велосипедистов начнет расти, и им будет проще передвигаться по городу. Пока же единственной альтернативой для них остаются пешеходные тротуары, но и здесь есть проблема – прогулявшиеся по городу гости из Москвы обратили внимание, что в Казани везде высокие бордюры и нет ни одного съезда. Даже для инвалидов-колясочников. По этой причине по тротуарам велосипедисты тоже особо не накатаются.

Водители vs велосипедисты: необъявленная война

По мнению президента Велотранспортного союза России Игоря Налимова, развитие велосипедной инфраструктуры все равно не решит в полной мере проблему пробок. И, разумеется, велосипед не заменит автомобиль полностью.

«Но частично этот двухколесный транспорт может помочь избежать некоторых заторных ситуаций. К примеру, короткие расстояния в пределах места проживания можно преодолевать на велосипеде, что уже исключит пользование автомобилем. Остальные плюсы известны: это экологичность и дешевизна. Кроме того, велосипед не представляет особой угрозы для пешеходов. Он не развивает скорости в 60 км/час и не причинит серьезного ущерба человеку в случае столкновения», – заявил Игорь Налимов.

Однако представления о безопасности велосипедов развеял и.о. заместителя начальника ГИБДД УВД Казани Глеб Мезин, который напомнил об отсутствии дисциплины на дорогах среди водителей автомобилей. В качестве примера он привел печальную статистку ДТП.

«С 2006 года по сегодняшний день в Казани погибло семь велосипедистов и пострадали 47. Зачастую водители велосипедов ездят без шлемов. А статистика говорит, что от 70 до 75% случаев госпитализации велосипедистов происходит из-за травмы головы. И 95% смертей велосипедистов происходит из-за столкновения с автомобилями», – пояснил представитель ГИБДД.

Глеб Мезин добавил, что для достижения безопасности в столице Татарстана нужно строить велогородки, дабы водители двухколесного транспорта были обособлены от автомобилей. Либо городские власти должны вводить велосипедные дорожки, выделять полосы, чтобы велосипедисты не конфликтовали с автомобилистами. Со всем этим представители исполкома Казани согласились и после небольших своих выступлений покинули круглый стол, не дожидаясь его окончания.

В целом выступающие выделили как минимум один главный плюс велосипедов – катание резко снижает риск сердечных заболеваний. В стране, где более 80% населения недовольны состоянием своего здоровья, это особенно актуально.

Антон СЕЛИН, специально для 116.ru