7 вопросов Игорю Налимову, президенту «Велотранспортного союза»

8 апреля вступают в силу поправки в ПДД, которые должны серьезно изменить не только жизнь велосипедистов, но и городскую культуру в целом. Новые правила регламентируют отношения автомобилистов и тех, кто предпочитает передвигаться по городу на велосипеде. Последних, по замыслу законодателей, теперь на улицах наших городов должно появиться гораздо больше и давить их станет намного труднее. Игорь Налимов — лидер крупнейшей в России общественной организации велолюбителей и тот самый человек, который много лет эти поправки лоббировал.

1. Что принципиально теперь изменится в жизни города и его велокультуры?

Мы решили привести наши ПДД в соответствие с венскими конвенциями о дорожном движении, где предусмотрены три типа дорог для проезда велосипедистов. Первый — велосипедная полоса, которая располагается на проезжей части и маркирована просто белой линией.

Второй — велодорожка, конструктивно отделенная ограждением от проезжей части. Третий тип — велопешеходная дорожка, где возможно сочетание двух видов движения — пешеходов и велосипедистов. Это сделано чтобы разделить три типа скорости велосипедистов: самые быстрые едут по проезжей части по велосипедной полосе; те, кто хотят двигаться независимо от других видов передвижения, едут по велодорожке, а те, кто ездят медленно, например, с детьми, могут двигаться совместно с пешеходами на малой скорости.

2. А за пределами велодорожек теперь вообще нельзя будет ездить?

Отчего же? Если же нет велодорожки, можно ездить как раньше — по проезжей части, как можно ближе к ее правому краю. Но и здесь введены изменения в ПДД. Например, до сих пор, если велосипедист поворачивал на перекрестке, автомобиль не был обязан уступать ему дорогу. Теперь же автомобилист всегда должен уступать дорогу велосипедисту, если они едут параллельно.

3. Кто и как будет реализовывать эти поправки? Ведь сейчас практически нигде в России нет ни велодорожек, ни специальных полос.

Об этом должны позаботиться городские департаменты транспорта и дорожного хозяйства. Они теперь обязаны спланировать движение по улицам Москвы таким образом, чтобы соответствовать этим правилам.

4. Как вы думаете, это реально или нет? Не очень понятно, где взять место для велодорожек? Отрезать от тротуара или от дороги?

Мы знаем решение, мы его предлагали, но пока к нашим предложениям не прислушиваются. В Москве, например, мы изучили 4 округа и нашли такие тротуары, которые практически не используются пешеходами. По ним очень легко проложить веломаршруты к станциям метро, железной дороге, к большим магазинам. В Юго-восточном округе удалось бы проложить 38 км таких дорожек, при том, что их нужно только маркировать, это почти ничего не стоит. А всего в Москве мы насчитали примерно 600 км таких потенциальных веломаршрутов. Это позволит в несколько раз увеличить количество велосипедистов, перемещающихся по городу. А когда возникнет спрос, можно продолжить развитие велоинфраструктуры за счет более дорогих инженерных проектов.

5. Почему к вам не прислушиваются?

Именно потому, что мы предлагаем слишком дешевое решение вопроса. Вы сами знаете нашу болезнь, особенно в Москве: тон задают строители, а для них чем больше смета проекта, тем лучше. От Музеона, например, провели 15 км велодорожек, которые стоят 320 млн рублей. За эти деньги можно всю Москву обустроить веломаршрутами, и не раз.

6. В России на велосипеде комфортно ездить только 5 месяцев. Насколько все это вообще актуально?

Во-первых, это не так. Многие мои знакомые в этом году всю зиму ездили. Во-вторых, в северных странах, в Швеции и Финляндии, на велосипедах ездят круглый год благодаря тому, что коммунальщики просто вовремя расчищают велодорожки, а велосипедисты надевают теплую одежду, которая не стесняет движений.

7. Как вы считаете, насколько реалистично соблюдение новых правил дорожного движения водителями, ведь они велосипедистов не очень любят?

Да, это большая проблема. Однако вырабатывать культуру нужно обоюдно. Впервые за 40 лет усовершенствованы правила для велосипедистов, с 1973 года они не менялись. Естественно, что при таком отношении и велосипедисты не научились себя вести культурно, что также приводит к авариям. Это взаимный процесс воспитания. Новые поправки скорее не для опытных велотуристов и велоспортсменов, а для начинающих, для тех, кто решает: садится или не садится на велосипед. И хотя нам еще далеко до европейских норм ПДД, я считаю, что и нынешние поправки сильно помогут развитию велодвижения.

Протяженность велодорожек в городах мира:

Амстердам Население: 790 тыс. протяженность городских велодорожек: 400 км

Берлин Население: 3,5 млн протяженность городских велодорожек: 620 км

Мюнхен Население: 1,4 млн протяженность городских велодорожек: 1.200 км

Москва Население: 11,9 млн протяженность городских велодорожек: 146 км

Владислав Моисеев 8 апреля 2014 "Русский репортер"

 

Комментарии

Всем привет! Миф о 146 км

Всем привет!
Миф о 146 км велодорожек см. http://www.velotandem.ru/vts6.html
а также на других страницах

Хотел это же добавить в

Хотел это же добавить в репортаж на "Русском репортёре", мне выслали код, который потом системой признан, как неправильный.
Живём в мире лжи.