Рабочая группа (РГ) по подготовке законопроектов по развитию велосипедного движения в РФ была создана по предложению члена Комитета по транспорту Александра Васильева на круглом столе 15 мая с.г. На заседании РГ 14 ноября обсуждались предложения, представленные участниками совещания 15 мая, и новые предложения.
Сергей Шелмаков высказал непонимание, почему велотранспорт - самый экологичный и экономичный вид транспорта, до сих пор не имеет своего хозяина, ответственного за его развитие. В перечне видов транспорта, за которые отвечает Минтранс РФ, велотранспорта нет. Васильев считает, что
для включения велотранспорта в зону ответственности Минтранса и передачи ему полномочий по развитию велотранспорта необходимо указать это в какой-либо статье одного из федеральных законов (ФЗ), например, ФЗ 257 об автомобильных дорогах или ФЗ 196 о безопасности ДД. Потребуются обоснования и конкретные предложения, в какую статью это следует внести.
Александр Каменев на примере г. Жуковский Московской области рассказал, с какими проблемами сталкиваются велоактивисты малых городов при продвижении проектов по развитию велоинфраструктуры. Местные власти ссылаются на отсутствие прав и стимулов к развитию велодвижения. Игорь Налимов считает, что ряд положений нового закона Москвы о благоустройстве желательно применить в ФЗ 131 о местном самоуправлении, что существенно расширит возможности местных органов власти по развитию велодвижения.
Васильев отметил, что пока никаких прав определять городскую политику развития велотранспорта и велодвижения в целом не имеет никто, например, даже активный разработчик такой политики в Москве - руководство Департамента транспорта. Он признал важность этих проблем и считает необходимым обратиться в Минстрой РФ к министру Михаилу Меню для выяснения его позиции по дополнению ФЗ 131, включая сделанное ранее предложение: В статью 16 "Вопросы местного самоуправления городского округа" в Правила благоустройства: освещение улиц, озеленение, ....., добавить размещение дорожек для велосипедного движения, расположение велопарковок и мест постоянного хранения велосипедов. Признать за муниципалитетами право собственности на велоинфраструктуру местного значения и право выделять бюджет на развитие велодвижения.
В случае положительного отношения Минстроя будет создана группа специалистов для выработки формулировок дополнения этого ФЗ.
Налимов и Шелмаков обратили внимание на низкое качество и неэффективность всех программ развития велотранспорта в РФ, в частности, программы развития велодвижения Москвы до 2020 года, ввиду полного отсутствия научного обоснования. По словам депутата в Комитете по транспорту видят эту проблему и готовы содействовать её решению. Васильев считает возможным разработать перечень первоочередных исследований по проблемам велотранспорта для разработки на их основе Стратегии развития велодвижения в России и направить его от Комитета по транспорту в Министерство транспорта РФ.
Налимов отметил также необходимость уточнения велосипедных статей ПДД. В частности, необходимо разрешить велодвижение по полосе общественного транспорта. Иначе оказывается невозможным проложить велопути по ряду магистралей Москвы, в частности, по Ярославскому шоссе. Васильев предложил собрать эти замечания к ПДД и посвятить их обсуждению отдельное заседание РГ.
Приложение
Перечень первоочередных НИР.
- Влияние развития велодвижения на состояние здоровья горожан (на основе программы ВОЗ "НЕАТ").
- Влияние развития велосети на экологическое состояние города
- Экономический и социальный эффект развития велодвижения и велотранспорта для горожан и для города в целом.
- Роль велотранспорта в решении транспортных проблем города и его место в транспортной системе.
- Развитие устойчивой городской мобильности на основе велотранспорта.
- Разработка методических рекомендаций по созданию городской велоинфраструктуры.
- Принципиальные основы Стратегии развития велодвижения в РФ в рамках Транспортной стратегии России.
Комментарии
Городская политика
Не мытьём, так катаньем, городские власти ухитряются порою в своих городах делать невозможное - если это им надо! А надо им тогда, когда ЭТО приносит им материальную выгоду и прибыль, причём, чаще - в карманы конкретных "ответственных "товарищей". Экологическая обстановка в городе и здоровье горожан, как правило у этих "товарищей" - не котируется. Так что. придётся нам изобретать более "выгодный велосипед", чтобы нам позволили нормально и безопасно педалировать.