Предложение по усовершенствованию велосипедной терминологии

Сам много езжу на велосипеде (не катаюсь, а езжу). С интересом всегда читаю любую информацию на велотематику, от хай-тека до сводки происшествий с велосипедистами. Пока на дорогах страны отношение к велосипедистам достаточно неоднозначное. Ситуацию можно «подправить» при помощи известных технологий.

Теперь кратко суть предложения и как это работает. Есть 2 стороны отношения к велосипедистам. Во-первых, это отношение участников дорожного движения к человеку на велосипеде (пренебрежительно, с досадой, как к недоразумению и так далее). Я, конечно, утрирую до крайности, но в целом это опаснейшая ситуация. Отсюда и много ДТП с участием велосипедистов.

Во-вторых, это опасение непредсказуемого для окружающих поведения самих велосипедистов. Мыслят многие из них так: «…Я на велосипеде могу ехать как мне нравится, и мне ничего за это не будет. Можно по проезжей части, можно по тротуару, можно по диагонали через обочину и перекресток» и т.д. Каждый день наблюдаю на дороге велосипедистов, совершающих какие-то оплошности, или рискованные выходки. Как переломить такую ситуацию? По моему мнению,этому поможет замена одного термина (названия) на другой.

В спорте велосипедист – участник соревнований, На отдыхе велосипедист – участник покатушек. Здесь всё привычно и понятно. Но с какого-то определённого момента слово ВЕЛОСИПЕДИСТ необходимо употреблять в звучании и написании, как ВОДИТЕЛЬ ВЕЛОСИПЕДА. Таким образом, мы сразу существенно меняем статус участника дорожного движения. Там, где начинается проезжая часть, сразу действуют другие законы, другая логика. И цена вопроса возрастает кратно.

Пока что словосочетание ВОДИТЕЛЬ ВЕЛОСИПЕДА присутствует только в правилах дорожного движения, на уроках информационного просвещения в школах, или на уроках по ОБЖ, на лаконичных страничках сайтов велоклубов (опять же, посвященных ПДД). Редчайший случай, когда в масс-медиа проскакивает единичное воспоминание о событии с участниками дорожного движения, и их именуют ВОДИТЕЛЯМИ ВЕЛОСИПЕДОВ.

По моему предложению все сводки дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов в РФ должны содержать данный термин, характеризующий того, кто управлял велосипедом, не как ВЕЛОСИПЕДИСТ, а как ВОДИТЕЛЬ ВЕЛОСИПЕДА. Кроме этого, есть широкое информационное поле, где возможна также популяризация велосипедистов, как ВОДИТЕЛЕЙ ВЕЛОСИПЕДОВ.

Термин-словосочетание звучит непривычно (пока ещё). Даже лингвист Крысин Л.П. в своей книге «Жизнь слова» научно обосновывает, почему у велосипеда нет, и не может быть водителя. Он сам на велике точно не ездит. А правила дорожного движения написаны пОтом и кровью всех участников.

На основании вышеизложенного осмелюсь предположить, что каждый велосипедист со временем будет спокойно повторять, как мантру: «Я – водитель велосипеда». А это другой уровень самодисциплины и линии поведения именно на дороге. И точно также к велосипедистам станет относиться армия автолюбителей, для которых ещё предстоит открыть, что рядом с ними существуют РЕАЛЬНЫЕ ВОДИТЕЛИ двухколесных транспортных средств (со всеми втекающими и вытекающими).

Предлагаю провести оценку этого предложения. В случае положительного решения - определить план действий по внедрению словосочетания ВОДИТЕЛЬ ВЕЛОСИПЕДА в СМИ и другие носители публичной информации посредством законотворческой деятельности, а также посильным участием региональных велоклубов, и даже энтузиастов-одиночек. Не думаю, что это будет слишком затратно, так как в редакциях газет и информационных порталов много адекватных людей, как автолюбителей, так и велосипедистов.

Андрей Чеботарёв

г.Торжок Тверская область

Комментарии

Письмо Чеботарёва показывает,

Письмо Чеботарёва показывает, что появилась необходимость в уточнении терминов велосипедной культуры. Автор озабочен низкой культурой взаимоотношений велосипедистов с другими участниками дорожного движения. Он справедливо считает, что важное место занимает уточнение терминологии, которое позволило бы установить более чёткие нормы поведения всех участников. К дискуссии по этим вопросам приступили те, кто сам активный велосипедист и обладает тонким ощущением слова, для него важно поведение велосипедистов на дороге.

Отмечается уточнение терминов для разных направлений велодвижения.

Транспортное направление: велосипедист – это участник дорожного движения, водитель велосипеда, автор подчёркивает деловой характер своего передвижения на велосипеде: он не катается, а ездит.

Рекреационное направление: велосипедист не ездит, а катается на велике на покатушках, по возможности, вне проезжей части.

Как корабль назовёшь, так он и поплывёт.

Хотелось бы, чтобы к дискуссии по велотерминологии подключились те велосипедисты, кого беспокоят их взаимоотношения с другими участниками ДД. Уверен, что точная велотерминология позволит усовершенствовать правила поведения велосипедистов при транспортном, рекреационном, туристском и спортивном использовании велосипеда и даст толчок развитию велокультуры в России.

И. Налимов