Проблемы велосипедизации городов России Итоги дискуссии на выставке ВЕЛО-ПАРК

С 10 по 12 февраля 2017 г. в КВЦ "Сокольники" прошла 13-я Международная выставка ВЕЛО-ПАРК 2017. Выставка показала, что велобизнес ориентируется на максимально недорогую велотехнику, пусть и не самого высокого качества, преимущественно, китайского происхождения. Характерная особенность выставки - организаторы постарались привлечь интерес молодёжи к выставке, проводя разнообразные соревнования и конкурсы.

11 февраля состоялась панельная дискуссия представителей велосообществ по обсуждению проблем велосипедизации городов. Основная тема: "Роль общественных организаций в развитии велосипедной культуры и инфраструктуры городов России". Был предложен для обсуждения круг вопросов:

  • Проблемы сотрудничества региональных и муниципальных властей с представителями велосипедных сообществ по вопросам развития велотуризма, велотранспорта, велобизнеса;
  • Что и как могут делать велосипедные сообщества для развития велосипедного движения в своих городах;
  • Роль успешных технологий, применяемых представителями велосипедного бизнеса, в развитии велоспорта, туризма и городского транспорта.

Модератор дискуссии Ильдус Янышев, координатор Союза велосипедистов Республики Татарстан, предложил обсудить утверждение о том, что развитие велодвижения идёт в направлении велосипедизации городов на основе роста велокультуры горожан при содействии общественных велоорганизаций. На примере Казани становится ясно, что идея велосипедизации города способствует объединению велосообществ. Они стараются «создавать события» и совместно проводить интересные мероприятия, велоПВД, велотуры и акции, заниматься велопросветительством и обучением жителей города. Используются все возможности давать экспертные оценки городским велопроектам, реализовывать программы и проекты по грантам, договорам с государственными и коммерческими организациями. Это помогает создавать условия для решения основных задач некоммерческих велоорганизаций по развитию велодвижения - "производство" велосипедистов и совершенствование велосипедной культуры. Именно благодаря активности велосообщества Казань становится городом для молодёжи, спорта, инноваций и туризма. Значительно развивается свой собственный "культурный код " города. Совершенствованию велосипедной культуры горожан содействует первый в России Центр велосипедной культуры "Веломания".

Совершенствование во всех областях велосипедной культуры горожан, по мнению Игоря Налимова (Велотранспортный союз), служит главным фактором развития велодвижения в городе. Для поддержки развития велокультуры мы используем опыт Европейской Федерации Велосипедистов, а также велосообществ, имеющих опыт решения подобных задач на высоком уровне. Каждое из 5 основных направлений велодвижения - туристское, спортивное, транспортное, оздоровительное и рекреационное – имеет целью удовлетворение важной потребности человека. Пути достижения этих целей имеют свою специфику и формируют 5 отдельных областей велокультуры.

Именно уровень велокультуры граждан, т.е. уровень понимания значения и целей велодвижения и степень овладения навыками и знаниями о путях достижения его целей, служит двигателем создания условий для велосипедизации городов и развития всех направлений велодвижения.

Повышение уровня велокультуры в обществе усиливает давление на все действующие стороны. Повышенный спрос на новую велотехнику и снаряжение вынуждает велоиндустрию прибегать к инновациям и расширению производства. Высокий уровень требований массы велопользователей доказывает городской власти необходимость создания соответствующей велоинфраструктуры. Представительные органы также реагируют на рост требований по корректировке дорожных правил, строительных нормативов и законов, вынуждены совершенствовать нормативно-правовое поле. Улучшению морально-психологической атмосферы в городе для всех горожан способствует создание велодружелюбной атмосферы среди участников дорожного движения.

Для развития велокультуры надо постоянно заниматься просветительством и пропагандой велодвижения, распространением знаний и практических навыков во всех слоях общества. В настоящее время полноценное обучение во всех областях велокультуры ведётся только в школах велотуризма. Но и здесь обучение в оздоровительной и рекреационной области велокультуры находится на начальном уровне. В спортшколах дают знания по спортивной и, отчасти, оздоровительной велокультуре. На курсах вождения могут знакомить с транспортной велокудьтурой. Если ты не велотурист, не спортсмен и не автолюбитель, а простой велопользователь, то тебе негде приобрести знания и умения в различных областях велокультуры. В целях обучения жителей районов Москвы в Велотранспортном союзе разработан курс велопросвещения и обучения, состоящий из 10-ти занятий.

На сайте ВТС собираются полезный ресурс - предложения, рекомендации по развитию велокультуры. В перспективе необходимо создание общей коммуникационной площадки. Это откроет новые возможности объединения усилий отечественных велоорганизаций для выхода на новые рубежи развития велодвижения в России. Мы будем внимательно наблюдать за развитием этой идеи и содействовать её продвижению.

Организаторы проекта «Велосипедизация Санкт-Петербурга» поставили цель: повышение модальной доли велосипеда до 5% к 2025 г. Координатор проекта Станислав Иванов подготовил обоснованные предложения по совершенствованию велоинфраструктуры города. Особое внимание отведено критериям выбора маршрутов в центральной части города. По его инициативе разработан проект велополосы по набережной р. Фонтанки. В этих целях провели общественный опрос, открытое обсуждение и голосование, устроена акция. Проект доложен на заседании городского правительства и получил финансирование.

Петр Дворянкин (движение РусВелос) рассказал о проекте «Общественный велоконтроль» и его деятельности в Москве. Ежегодно с привлечением общественных организаций проводятся инспекции велодорожек. График рейдов утверждается Департаментом транспорта. К примеру, в апреле 2017 г. запланировано проведение очередных проверок состояния велодорожек г. Москвы. Проводится разъяснительная работа с пешеходами на велодорожках, им вручаются листовки с правилами дорожного движения на велосипеде. Другая проблема – постоянное хранение велосипедов на придомовой территории. Для организации хранения велосипедов в подвальных помещениях домов сложно получить разрешение Мосгоринспекции. Обещанных Департаментом транспорта велогаражей во дворах и велобоксов около ТПУ в Москве пока нет.

Михаил Невелёв (клуб NBR) привёл обзор ситуации с велосипедизацией городов в РФ и остановился на причинах её слабого развития, а также отставания отечественных разработок в области велотехники. Для успешного развития велодвижения и велосипедизации городов, мы должны привлекать бизнес и науку. Больше проводить мероприятий, выставок, обеспечивать рост велотуризма. Вступать в доверительный контакт с администрацией городов, активно обсуждать с ней велопроекты, обоснованные научно и согласованные с общественностью города.

Михаил Соломонов (Urban Bike) поделился проблемами, с которыми сталкивается в Волгограде начинающий предприниматель в области велопроката. Однако, в последнее время, отмечается положительная тенденция - растёт число велосипедистов. Наблюдается общее развитие вперёд, используется опыт велосообществ, включая и зарубежных. По программе велосипедизации Волгограда разработан проект велопарковки. 1-ую установили у школы в июле 2016 г., затем у магазинов установили ещё 20. Проект продолжаем двигать, рассказывая горожанам всё о велопарковках. Серьёзный вопрос, почему в России отсутствует современная велотехника мирового уровня? Разве дело только в низкой покупательной способности россиян? В европейских магазинах представлен большой выбор качественных велотоваров. На веловыставке в Берлине новейшей велопродукцией было заполнено 12 павильонов, каждый размером с КВЦ «Сокольники». У европейских покупателей есть огромный выбор. Мы сделали самостоятельно проект, рассчитанный на развитие велоинфраструктуры города. С нашим велопроектом ознакомили администрацию города. Также создали свой Волгоградский Велогид: описание сети велодорожек и мобильное приложение - Велогород. Проект «Велосипедизация Волгограда» предусматривает также взаимодействие и обмен опытом с другими городами РФ. Наш лозунг: "Мы делаем цель доступнее"!

Сопредседатель Общественной экологической палаты РФ Вадим Петров подчеркнул роль велодвижения в сохранении экологии городов. В отличие от России, вся Европа считает велосипед важнейшим транспортным средством. Велосипедизация городов - это очень важный и необходимый раздел экологической повестки дня. Москва стала лидером велосипедного движения, примером шагов по велосипедизации города. Данный проект надо распространять на другие регионы России. Тиражирование и реклама этого опыта - первостепенная задача.

Опыт развития велоинфраструктуры, по словам велопроектировщика из Казани Артёма Цокура (Союз велосипедистов Республики Татарстан) показал проблемы велосипедного проектирования. Выступающий призвал улучшить координацию проектных работ. Для успешной работы мы должны опираться на передовой опыт регионов РФ и зарубежных стран. В таких городах Западной Европы как Копенгаген, Амстердам, Берлин, Зальцбург, велосипедизация находится на высоком уровне, она всё время совершенствуется. Например, в Зальцбурге, разрабатывая этапы проектирования, обязательно включают создание условий для всех видов перемещения. Грант ПРООН, выигранный нашим городом совместно с Калининградом, даёт возможность проектирования велосипедизации на дальнюю перспективу. Задачи развития велодвижения нам надо решать совместно, используя все возможные подходы. У нас, велосипедистов Казани, как и Москвы и других регионов России, одна и та же цель - велосипедизация городов России. Поэтому мы призываем все велосообщества: "Давайте объединяться!"

Янышев поддержал выступающего и выразил мысль, что объединение разрозненных велосообществ позволит окрепнуть велодвижению в целом. Судя по проведенной дискуссии, велосипедизация находит поддержку в разных регионах России. Производит впечатление понимание проблем всеми выступавшими. Они затронули многие актуальные вопросы, решать которые надо, конечно, только сообща. Тот уровень диалога велосообщества с властями, который достигнут в Европе и США, смог бы обеспечить нашей велосипедизации и велодвижению в целом максимальное ускорение. У нас в России нет такой ассоциации. Нам есть, чем заняться. Поэтому в настоящее время востребована идея объединения усилий велосообществ России. Назрела необходимость создания совета или союза велосипедных организаций России.

Благодарю Людмилу Шапошникову за фотографии и ценную помощь в подготовке материала. Фотография 2 взята с сайта http://velo-park.ru.

И.Налимов.