Направления развития велосипедной культуры в районах г. Москвы

PeatonitoПопуляризация (велопарады, массовые акции, духоподъёмные веловечеринки и т.п.) привлекает новых сторонников велодвижения, втягивает новичков. Больше людей начинают говорить: «Велосипед – это здорово!». В велопарадах принимает участие всё больше людей. Сформировалась активная группа молодёжи, увлечённая возможностями велосипеда и готовая подобно мифическому герою Пеатонито Peatonito Мехико, Мексика энергично отстаивать интересы велолюбителей, мечтать о создании «велогорода». Суть популяризации - всеми возможными средствами привлечь внимание к велосипеду. Сделать первый и необходимый шаг на пути к велосипедизации общества.

Но участники разовой поездки на велопарад не обязательно становятся активными велопользователями. Одной популярности велосипеда недостаточно для активного пользования им. Надо, чтобы велосипедисты получили возможность передвижения с самыми разнообразными целями, чтобы им было где безопасно и удобно ездить. Но популяризация этой задачи решить не в состоянии. На улицах Москвы велосипедистов по-прежнему незаметно.

Городские власти прекращают строительство велодорожек, поскольку на уже построенной велосети велосипедистов очень мало, и их количество растёт слишком медленно. В 2017 году в Москве не будет построено ни одного километра велоинфраструктуры. Власти Москвы будут ждать, пока существующая велоинфраструктура, построенные 200 км велодорожек не будут активно использоваться велосипедистами.

Ещё хуже тот факт, что власти закрывают перспективу велосипедизации города - сокращают финансирование велопроектов: по поддержке разработок городской велотехники (в т.ч. электровело и грузовой) и велоинфраструктуры, методик и нормативов, по исследованиям и разработкам, городскому планированию веломобильности и стратегии развития велодвижения.

В итоге основной массе жителей города, да и чиновникам, далёким от участия в велопарадах, так и не удаётся ощутить положительный эффект велосипедизации. Наступает разочарование: «Велосипед – это пустая затея, ничего не даёт!». Призывы к велоактивистам писать письма в приемную мэра не в состоянии изменить позицию властей и возобновить строительство велосети.

Как предотвратить тупиковую ситуацию? В чём суть проблемы? Почему горожане не используют те 6 миллионов велосипедов, которые простаивают на балконах, в гаражах и на дачах? Почему они, как и большинство участников велопарадов, не выводят свои велосипеды на улицы, не прибавляют количество велосипедистов на велодорожках? Чтобы разобраться в причинах сложившейся ситуации, полезно изучить все процессы и направления велодвижения.

Причина лежит в том, что горожане в основной массе слабо представляют те возможности и преимущества, которые предоставляет использование велосипеда в повседневной жизни для удовлетворения насущных потребностей каждого человека. Иными словами, речь идёт о низкой велосипедной культуре в обществе.

К чему приводит низкий уровень велокультуры граждан? Во-первых, слабое использование уже имеющейся велоинфраструктуры. Во-вторых, отсутствие чётких требований горожан, не имеющих представления о велосипедной культуре, к муниципальным и городским властям, что и как надо строить. Выход из тупика - только через развитие велокультуры горожан.

Как развивать велокультуру в обществе среди широких масс горожан? Как вооружить массы горожан пониманием того, что может дать велосипед для транспортных целей, туризма, оздоровления и отдыха?

От популяризации велосипеда к просвещению о его возможностях

Суть программы ВТС по просвещению и обучению жителей районов через ресурсные центры Москвы: Мы предлагаем два курса. Первый – велопросвещение. Это разъяснение значения и целей 5 индивидуальных потребностей человека, которые позволяет удовлетворять велосипед: транспортная, туристская, спортивная, оздоровительная и рекреационная. Велопросвещение даёт основы понимания задач и целей этих направлений велодвижения.

Курс велопросвещения включает 3 составляющих:

1. Понимание круга возможностей и ограничений по использованию велосипеда в 5 направлениях на всех этапах жизненного пути человека, начиная с раннего детства и кончая пожилыми людьми:

  • физическое развитие и совершенствование, достижение спортивных результатов,
  • познавание и изучение территорий, велотуризм,
  • передвижение людей и грузов, велотранспорт,
  • отдых и развлечения, велопоходы выходного дня, рекреационные цели,
  • общее и лечебное оздоровление.

Каждое направление сопровождает человека в определённые возрастные периоды, имеет область наиболее эффективного применения и свою специфику. Например, познавание соседних площадок м кварталов начинается с первым детским велосипедом, переходя при взрослении в велотуризм – это свобода практически бесплатного передвижения для эффективного изучения территорий, но с ограниченным удобством и своей спецификой передвижения по разным дорогам и без них, организации питания и комфорта ночлегов.

Велотранспорт даёт подросткам и взрослым мобильность передвижения, но на коротких расстояниях и с ограничениями по безопасности на дороге.

2. Содействие гражданам в выборе одного или ряда направлений велодвижения основанное на понимании целей, личных интересов и физических возможностей.

3. Понимание необходимости приобретения знаний основ велокультуры - суммы знаний, умений и навыков для достижения целей выбранного направления велодвижения, т.е. формирование личной установки на совершенствование своей велокультуры в определённом направлении велодвижения. Например, я сказал себе: «Я хочу путешествовать на велосипеде. Для этого мне нужно знать и уметь, как ориентироваться на местности, устроить ночлег, организовать питание в походе, оказать медицинскую помощь и т.п.» Человек приходит к необходимости освоения того или иного уровня велокультуры. Те велосипедисты, кто прошел школы велотуризма, путешествовал на велосипеде по России и другим странам, практически приобрели основы всех направлений велокультуры – от туристской, транспортной и спортивной до оздоровительной и рекреационной. В добавок, ощутили экономический и экологический эффект велодвижения. Поэтому именно в велотуризме многие видят наилучшее сочетание всех направлений велокультуры.

Возникает очередная проблема. Если горожанин понял и признал возможности использования велосипеда в своей жизни, откуда обычный горожанин может получить необходимые ему знания? Бывает, что увлечённые велопарадом приходят в велоклубы, обычно не для обучения, а для совместных катаний и отдыха. Более глубокие знания дают школы велотуризма с практикой, под руководством квалифицированных инструкторов. В велотуризме действует обучение велокультуре – это система углубления знаний через рост квалификации слушателей, повышение категорий сложности велопоходов. Но обычно велоклубы не имеют подготовленных кадров инструкторов для обучения. К тому же веловлубы охватывают лишь небольшой процент граждан, а здесь нужна массовость.

От велопросвета к велокультуре

Мы подготовили 2-ой курс - программу обучения горожан. Она предназначена для тех, кто успешно проследовал этапы популяризации и велолросвещения и захотел узнать побольше, чтобы эффективно использовать свой велосипед.

Проблема велообучения сегодня выходит на первый план. ВТС накопил сумму знаний – курс лекций и докладов о путях достижения целей по ряду направлений велодвижения.

В чём состоит курс обучения велокультуре?

  1. Выбор велосипедов и снаряжения для транспортного, туристского, оздоровительного и рекреационного направления велодвижения.
  2. Выбор вариантов веломаршрутов по району, городу, для велоПВД по Московской области, многодневных велопоходов по России.
  3. Правила безопасности и ПДД при передвижении по городу, за городом.
  4. Какая велоинфраструктура нужна городу и району.
  5. Социально-экономический эффект велодвижения для горожан и города в целом.
  6. Проблемы и перспективы велосипедизации городов России. Критерии оценки развития велокультуры и составление рейтингов.

Этот курс читают специалисты из разных областей знаний: архитектура и городское планирование, дорожное строительство и экология, медицина и экономика, разработка законов и нормативов, разработка новой велотехники, велотуризм и велоспорт. Всех нас объединяет любовь к велосипеду, активное использование велосипеда в своей жизни.

Мы провели пробные встречи на основе ресурсных центров (РЦ) МДОО.

увеличить

Оказалось, трудно привлечь заинтересованных слушателей, мало людей приходит на занятия. Но стало яснее, как надо организовать процесс. Подбираем велоактивистов на местах, в районах. Они будут собирать людей, выявлять их запросы, следить за успехами в росте велокультуры. Стараемся привлекать местные велоклубы и лекторов, инструкторов из велотуршкол.

Мы понимаем, что это лишь первый шаг на длинной и трудной дороге. Потребуется выработать системный подход к организации обучения велокультуре широких слоёв горожан. Еще предстоит определить место велосипедной культуры в общегородской культуре.

И. Налимов

Комментарии

Хорошо, что появляются статьи

Хорошо, что появляются статьи о "Велосипедизации".
И вот какие мысли появились.

1) В статье говорится о "200 км велодорожек" в Москве.
Где они?
Я видел белые линии на асфальте в парках. Это не велодорожки.
И если мы соглашаемся с тем, что в Москве есть "200 км велодорожек" в Москве,
то это есть ППиЗТ - Подмена Понятий и Забалтывание темы.

2) Аналогично чиновники рапортуют о пунктах велопроката, о большом кол-ве железных велопарковок (обычно пустующих).
Велопарады, ночные покатушки - это всё  татр, маскарад.
Всё это вместо настоящих велодорожек и  веломаршрутов по Москве.
Это  и есть ППиЗТ при отсутствии сказанного.

3)  Попробуйте-ка проехать от МЦК "Угрешска" до м. Текстильщики, чтобы попасть на велоконгресс.
Надо проехать через пару  мостов, на тротуарах которых стоят столбы. Пересечь пару дорог без светофоров и переходов.
Ехать по тропинке с ухабами. Надеть респиратор от выхлопных газов. Одеться от дождя и снега. И т.д.

4) И теперь мы будем читать лекции детям и взрослым о том, как хорошо ехать по Москве!
Явно чувствуются интонации вице-президента ВТС, восхваляющие это всё,
подменяющие понятия и уводящие слушателей от реалий.
Конечно, всегда были ораторы, красиво говорящие.
Их в определённых кругах называют Пасторами (Пастухами).
И всегда есть толпа людей, которые им внемлют и верят в чудо.
Этих людей называют Паствой (животными, которых пасут, овцами).
Здесь на рис. один показывает чудо. Это оратор, артист, пророк, Учитель.
Другие смотрят на чудо. Кроме одного!
Его называли Фома Неверующий (любимый ученик Учителя).
Один показывает чудо. Остальные смотрят.  Кроме одного!