200 лет велосипеда. Велофестиваль в посольстве Германии

Ровно 200 лет назад барон Карл фон Дрейс зарегистрировал первый патент на беговую машину. Изобретение, названное позже велосипедом, стало событием века, открывшим перед человечеством море возможностей. В честь юбилея нашего старого доброго друга - велосипеда посольство Германии в Москве провело велофестиваль «2 колеса – 200 лет», на котором приняли участие более 1000 велолюбителей.

В рамках велофестиваля прошла большая развлекательная программа для детей и молодёжи, а также состоялся симпозиум. Проведено два заседания: пленарное - с обсуждением проблем велодвижения в форме дискуссии за круглым столом, и информационное – в форме докладов и их обсуждения. В велофестивале приняли участие члены Велотранспортного союза Игорь Налимов, Валентин Сафонов, Юрий Разин, Владимир Филиппов, Станислав Худатов.

Участников велофестиваля приветствовал Томас Граф, руководитель департамента экономики и науки Посольства Германии в Москве. На открытии симпозиума с приветствием выступила Ольга Мальцева, руководитель проектов в департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы. Гостей приветствовал Йенс Хильдебрандт, заместитель руководителя Фонда им. Фридриха Эберта в России.

В первой части симпозиума прошла панельная дискуссия по темам городского планирования, создания чистого города и транспортной политики. Ольга Мальцева сообщила о деятельности департамента транспорта по планированию городской велосети, размещению велопарковок и велопрокатов.

Отвечая на заданный модератором вопрос, Налимов признал, что в Москве власти многое делают для развития велодвижения. С другой стороны, велоактивисты наблюдают ряд парадоксальных явлений:

  • Власти полагали, построят велодорожки, и их сразу заполнят ряды велосипедистов. Увы – велодорожки пустуют. Поскольку построенные велодорожки не заполнены велосипедистами, власти сокращают их строительство. Поставленные повсюду велопарковки простаивают без использования, многие из них пришлось убрать.
  • Через СМИ привлекли внимание горожан, вывели на велопарады, ночные и зимние заезды тысячи участников. Сделано благое дело. Многие горожане стали говорить: «Велосипед - это здорово!» Но на улицах Москвы велосипедистов не прибавилось.

До недавних пор считалось, что велосипед – транспорт для бедных, ездить на велосипеде не престижно. Наши руководители - мэр Сергей Собянин, замминистра транспорта РФ Николай Асаул и другие при каждом удобном случае подтверждают личным примером престижность использования велосипеда в качестве транспортного средства и пытаются пересадить на него чиновников. На «День без автомобилей» закрываются автостоянки у Минтранса РФ и департамента транспорта Москвы, и чиновники вынуждены сесть на велосипед или на общественный транспорт. Но на следующий день они возвращаются на свои авто. И их отношение к велодвижению, понимание проблем велосипедистов не становится лучше.

Причина подобных неувязок в недостаточном понимании чиновниками как и большинством горожан – зачем развитие велодвижения необходимо всем и каждому лично, чиновникам, бизнесу, городу, региону, стране? Другими словами, источник парадоксов в низкой велосипедной культуре общества.

Причина ситуации с развитием велокультуры лежит в отсутствии системного подхода к решению всего комплекса проблем, связанных с развитием велодвижения, и, в первую очередь, с отсутствием системы повышения уровня велосипедной культуры среди широких кругов населения, а также среди чиновников и выборных представительных органов. Здесь предстоит начать с самых азов.

В связи с этим особый интерес приобретает опыт Германии, успешно решившей эти проблемы в ходе выполнения Национальной стратегии развития велодвижения на 2002-2012 годы. Именно здесь находится ключ к решению тех проблем, парадоксов и недоразумений, которые неизбежны на этом сложном пути. В заключение дискуссии выступавшие пожелали, чтобы этот велофестиваль позволил сделать еще один шаг по пути развития велодвижения в России.

На втором заседании прошла подиумная дискуссия: велосипед: культура, туризм, спорт. Обсуждались также вопросы охраны здоровья, истории велосипеда.

Налимов выступил с докладом «Развитие велокультуры в России и опыт Германии». (В приложении). Профессиональный велосипедист Ханнес Бланк поделился опытом велопоездок по России и странам Восточной Европы. Наталья Лисицина, Радио Москвы, рассказала о собранной коллекции кинофильмов по велосипедной тематике. Всеволод Черных, школа унициклинга Unicikl, рассказал об удобствах и проблемах, связанных с передвижением по городу на одноколесном велосипеде.

Мария Быстрова, проект «Городской велосипед Красноярска», рассказала, как общественная инициатива способствует проектированию велоинфраструктуры в Красноярске. Представитель велоклуба «Привет, велосипед» из Новосибирска Зарина Мустафина рассказала, как активисты клуба разработали предпроект велосети к местной школе.

Андрей Мятиев, музей истории велосипедного дела «Веломузей», представил часть своей коллекции старинных велосипедов. В своём выступлении Мятиев подтвердил, что существование первого велосипеда Ефима Артамонова и его поездка с Урала на коронацию императора в 1801 году до сих пор не подтверждены документально и остаются красивой легендой.

Благодаря интересной программе велофестиваль привлёк много молодёжи и прошёл с большим успехом. Посольство Германии выпустило первую полиграфическую велокарту Москвы. В завершение велофестиваля более 100 участников провели совместный велопробег по парку Воробьёвы Горы до Парка Горького с праздничным угощением в кафе.

И. Налимов

ВложениеРазмер
Выступление И. Налимова на 200-летии велосипеда.doc109.5 КБ

Комментарии

Актуальное интервью к 200-летию велосипеда

200 лет велосипеда

Программа Сергея Медведева с участием архитектора урбаниста Ильи Заливухина и спортивного комментатора Всеволода Соловьёва. 17 июля 2017 года.

https://www.svoboda.org/a/28614991.html