Велотранспорт и легкодорожная сеть России

Для обеспечения связанности всех населённых пунктов на территории России, повышения транспортной доступности сельских территорий и увеличения конкурентоспособности их экономики Стратегия пространственного развития территорий РФ предусматривает «расширение и модернизацию железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры, в том числе, за счет обеспечения согласованного планирования развития всех видов транспорта и транспортной инфраструктуры на территориях субъектов Российской Федерации». Однако, Транспортная стратегия России до 2035 года (далее - ТС-35) для повышения наземной связанности населённых пунктов предусматривает только развитие автотранспорта и строительство автомобильных дорог. Развития велотранспорта и велодорожной сети для этой цели не предусмотрено.

Опыт создания велодорожной сети в городах показал возможности и преимущества использования велотранспорта и строительства для него специальной легкодорожной сети:

  • открылась возможность и доказана полезность индивидуального перемещения на велотранспорте на небольшие расстояния без использования автомобиля;
  • повысилась транспортная доступность всех городских центров, улучшается связанность узловых пунктов, между которыми нет прямой автодороги.

При этом сокращаются или ослабляются недостатки использования автомобиля:

  • высокие расходы на горючее, ремонт и обслуживание автомобилей;
  • затраты горючего на неэффективное перемещение небольших грузов, весом несколько десятков кг, при помощи механизмов весом в десятки раз больше;
  • необходимость значительного бюджета на то, чтобы покрыть поверхность территории сетью дорогостоящих автодорог, мостов и развязок;
  • расходы на регулярный ремонт и содержание повреждаемых тяжелым транспортом автодорог;
  • загрязнение воздуха, выделение в атмосферу парникового газа и нанесение вреда окружающей среде;
  • расходование продуктов переработки невозобновляемого источника энергии – нефти.

Современная велоиндустрия предлагает целый парк технических средств легкого велотранспорта для индивидуальной мобильности, включая грузовые и электро велосипеды, для перевозки людей и грузов весом до 180 кг. Специальные грузовые велосипеды трайки нередко оснащаются электрическим мощным мотором.

Эти преимущества легкого велотранспорта и легкодорожной сети могут позволить быстрее и эффективнее решить задачи, поставленные Стратегией пространственного развития России, благодаря их значительным весовым и экономическим преимуществам:

  1. Ввиду малой населённости многих регионов России и огромной протяженности расстояний вкладывать гигантские средства (триллионы рублей) в строительство «тяжелых» автомобильных дорог, необходимых для тяжелого автотранспорта, не рационально. И на этом пути решить полностью проблему связанности для малых и удалённых населённых пунктов ТС-35 не сможет.
  2. Стоимость велотехники и расходы на её ремонт и эксплуатацию несравненно ниже, чем для автотехники. Легкий и простой в использовании велотранспорт отличается высокой проходимостью и отсутствием повышенных требований к качеству дорог.
  3. Для строительства «легких» велодорог не требуются крупные капитальные расходы. Для начала достаточно инициативы местных жителей по прокладке и содержанию велотроп и, по мере необходимости, выделения средств из регионального фонда благоустройства на их постепенное совершенствование.
  4. По мере развития дорожной сети для велосипедного транспорта (велосипедной сети) и повышения её качества сформируется национальная велосипедная сеть России (НВСР). Это позволит решить проблему наземной связанности территории страны.
  5. Будет внесён существенный вклад в решение задачи сокращения выбросов парниковых газов в атмосферу, поставленной указом №666 президента РФ.
  6. На основе НВСР появится всё больше возможностей для множества разнообразных туристских веломаршрутов по примечательным местам России. Это приведёт к созданию «Национальной сети туристских веломаршрутов России».

Игорь Налимов, 9.11.2020