Велотранспорт и легкодорожная сеть России

Для обеспечения связанности всех населённых пунктов на территории России, повышения транспортной доступности сельских территорий и увеличения конкурентоспособности их экономики Стратегия пространственного развития территорий РФ предусматривает «расширение и модернизацию железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры, в том числе, за счет обеспечения согласованного планирования развития всех видов транспорта и транспортной инфраструктуры на территориях субъектов Российской Федерации». Однако, Транспортная стратегия России до 2035 года (далее - ТС-35) для повышения наземной связанности населённых пунктов предусматривает только развитие автотранспорта и строительство автомобильных дорог. Развития велотранспорта и велодорожной сети для этой цели не предусмотрено.

Опыт создания велодорожной сети в городах показал возможности и преимущества использования велотранспорта и строительства для него специальной легкодорожной сети:

  • открылась возможность и доказана полезность индивидуального перемещения на велотранспорте на небольшие расстояния без использования автомобиля;
  • повысилась транспортная доступность всех городских центров, улучшается связанность узловых пунктов, между которыми нет прямой автодороги.

При этом сокращаются или ослабляются недостатки использования автомобиля:

  • высокие расходы на горючее, ремонт и обслуживание автомобилей;
  • затраты горючего на неэффективное перемещение небольших грузов, весом несколько десятков кг, при помощи механизмов весом в десятки раз больше;
  • необходимость значительного бюджета на то, чтобы покрыть поверхность территории сетью дорогостоящих автодорог, мостов и развязок;
  • расходы на регулярный ремонт и содержание повреждаемых тяжелым транспортом автодорог;
  • загрязнение воздуха, выделение в атмосферу парникового газа и нанесение вреда окружающей среде;
  • расходование продуктов переработки невозобновляемого источника энергии – нефти.

Современная велоиндустрия предлагает целый парк технических средств легкого велотранспорта для индивидуальной мобильности, включая грузовые и электро велосипеды, для перевозки людей и грузов весом до 180 кг. Специальные грузовые велосипеды трайки нередко оснащаются электрическим мощным мотором.

Эти преимущества легкого велотранспорта и легкодорожной сети могут позволить быстрее и эффективнее решить задачи, поставленные Стратегией пространственного развития России, благодаря их значительным весовым и экономическим преимуществам:

  1. Ввиду малой населённости многих регионов России и огромной протяженности расстояний вкладывать гигантские средства (триллионы рублей) в строительство «тяжелых» автомобильных дорог, необходимых для тяжелого автотранспорта, не рационально. И на этом пути решить полностью проблему связанности для малых и удалённых населённых пунктов ТС-35 не сможет.
  2. Стоимость велотехники и расходы на её ремонт и эксплуатацию несравненно ниже, чем для автотехники. Легкий и простой в использовании велотранспорт отличается высокой проходимостью и отсутствием повышенных требований к качеству дорог.
  3. Для строительства «легких» велодорог не требуются крупные капитальные расходы. Для начала достаточно инициативы местных жителей по прокладке и содержанию велотроп и, по мере необходимости, выделения средств из регионального фонда благоустройства на их постепенное совершенствование.
  4. По мере развития дорожной сети для велосипедного транспорта (велосипедной сети) и повышения её качества сформируется национальная велосипедная сеть России (НВСР). Это позволит решить проблему наземной связанности территории страны.
  5. Будет внесён существенный вклад в решение задачи сокращения выбросов парниковых газов в атмосферу, поставленной указом №666 президента РФ.
  6. На основе НВСР появится всё больше возможностей для множества разнообразных туристских веломаршрутов по примечательным местам России. Это приведёт к созданию «Национальной сети туристских веломаршрутов России».

Игорь Налимов, 9.11.2020

Комментарии

     23 апреля 2021 года я

     23 апреля 2021 года я участвовал от Велотранспортного союза  в ежегодной конференции Европейской Федерации Велосипедистов (ECF). Конференция была очень представительной (более 70 делегатов из 44 стран Европы), продолжалась почти 6 часов и прошла в режиме онлайн.

      В докладе Президента ЕФВ Кристофера Наджовски было подчеркнуто, что пандемия короновируса стимулировала рост велодвижения в странах Европы от 11 до 50 процентов, а правительства всячески стимулировали продажи велотехники, особенно, электровелосиледов и грузового велотранспорта.В среднем, в Европе, каждый третий, а в Германии - каждый второй велосипед, проданный в 2020г. был с электроприводом. В сложных экономических условиях страны ЕС вложили 1 млрд. евро в развитие велоинфраструктуры в 2020г.ЕФВ считает, что эта цифра должна быть в 5-6 раз выше.

      Сама ЕФВ лишилась поддержки велопроизводителей, а это более 20% бюджета организации, поэтому многие проекты развития велодвижения пришлось свернуть или существенно сократить. Вместе с тем, набирает силу движение "100 городов с нулевыми выбросами", активно сотрудничающее с ЕФВ В уже присоединившихся к этой программе городах живут более 40 миллионов человек.К поддержке велодвижения присоединились еще 260 ученых.ЕФВ направила более 5000 обращений к правительствам и парламентам стран Европы с призывом к активному развитию велотранспорта.

     Сеть туристических маршрутов Евровело включает уже почти 100 000 км велопутей и продолжает активно развиваться. Даже в ковидном 2020 г.ее возможностями воспользовались 1.5 млн. человек.

     Я участвовал в выборах руководства ЕФВ и голосовал за нового Президента ЕФВ Хенка Свртова ( он прекрасно показал себя как вице-президент в последние 3 наиболее трудных для организации года) и вице-президента  сэра Грэхэма Ватсона ( это профессиональный политик ЕС, добивающийся опережающего развития велодвижения).

      ВТС в этом году продожит накрывать артогнем обращений и требований чиновников и народных избранников, активно популяризировать велодвижение во всех его формах (велосипеды, веломобили, велоэлектрические транспортные средства). При этом мы будем координировать свои действия со всеми велодружелюбными организациями.

       Я также продолжу работу над совершнствованием своего всепогодного всесезонного грузопассажирского велоэлектромобиля "Стриж". См. STRIZH_velomobile   в Instagram.

 

                                                              Станислав Худатов.