Американцы пересаживаются на велосипеды

Опубликовано на сайте rg.ru 19 августа 2008 г.

Главные участники дорожного движения на Манхеттене - велосипедисты. Во-первых, потому что это самый удобный вид транспорта, когда дороги забиты "пробками". Во-вторых, потому что их уважают и берегут (даже в салонах такси есть специальные наклейки для пассажиров: "Открывая дверь, обратите внимание на велосипедистов"). Ну и, в-третьих, в каждой американской семье есть велосипед, а нередко по двухколесному другу есть и у каждого члена семьи.

Что поражает москвича в Нью-Йорке - это неосвоенные, по московским понятиям, земли. Огромный Центральный парк в пример не берем: общепризнанное туристическое место, приносит доход, в общем, что-то вроде нашего ЦПКИО им. Горького. А вот как относиться к целым рекреативным полям в разных районах города? Особенно в свете московских "точечных застроек"? Рядом с нашим домом - настоящее поместье в 11 гектаров (и это не считая других многочисленных парков поблизости). И я часто наблюдаю, как по вечерам здесь накручивают педали и родители, и дети.

Велосипедный спорт здесь пропагандируется с детства. В любом приличном детском магазине есть секция велосипедов, а в детских торговых центрах под них отданы целые этажи. И цены на детские и взрослые велосипеды вполне приемлемые: самые простые модели стоят от 30 долларов, цена на навороченные байки начинается с 300 долларов. Обязательно соблюдаются меры безопасности: и взрослые, и дети ездят в специальных шлемах (которые продаются повсеместно и стоят порядка 10-50 баксов, а для детей можно купить не простой шлем, а украшенный любимыми героями из кино, комиксов или мультиков).

В последние годы в Америке "велосипед - не роскошь, а средство передвижения", и рекламируется этот лозунг повсеместно. Пересадка из машины на велосипед поможет уменьшить траффик, сэкономит топливо, очистит воздух, плюс еще и окажет оздоровительный эффект - словом, одни плюсы.

Популяризацией этого вида транспорта занимаются множество общественных организаций, они же защищают права велосипедистов, составляя многочисленные письма к местным властям и в Сенат. Регулярно в журналах публикуются рейтинги самых дружелюбных по отношению к велосипедистам (bicycle-friendly) городов.

Но принятие новых законов или исправление уже существующих - дело долгое, а вот практическую помощь простым велосипедистам такие организации могут оказать на месте: например, помогут составить маршрут путешествия, подберут средства безопасности, дадут другие рекомендации. Кстати, еще в начале 60-х годов прошлого века началась общеамериканская кампания Rails to Trails - по переоборудованию устаревших железнодорожных путей в дорожки для велосипедистов, пешеходов и любителей катания на роликах.

Что касается правил дорожного движения, то в каждом американском штате есть свои законодательные акты, которые регламентируют права и обязанности велосипедистов. На многих городских и рейсовых автобусах есть специальные крепления для велосипедов. И велосипедист в любую минуту может стать пассажиром автобуса, причем велосипед поедет совершенно бесплатно!

Очень интересно отличие от российских ПДД: если в России велосипедист при движении по велодорожке обязан пропускать на нерегулируемых пересечениях автомобили, то здесь приоритет отдается велосипедисту. Никакой регистрации велосипедов и присваивания им номерных знаков в Америке нет.

Виктория Авербух, Нью-Йорк