Экология и велодвижение (Закон о ВелоДВИЖЕНИИ)

Закон о ВелоДВИЖЕНИИ (ВД)
(проект, тезисы)
Движение людей на велосипедах, велоэкипажах и инвалидных колясках.
ВелоДВИЖЕНИЕ способствует сохранению ЭКОЛОГИИ.
Условное название "ВелоДВИЖЕНИЕ" имеет два смысла.
- Объединение людей на велосипедах - общественное движение.
- Физическое движение людей на велосипедах.
ВелоДВИЖЕНИЕ относится не только к велосипедисту на велосипеде. Велодорогами и инфраструктурой ВелоДВИЖЕНИЯ могут пользоваться люди на разных безмоторных легких средствах транспорта, а именно
1. Велосипедисты на 2-колесных, 1-местных велосипедах - их большинство.
2. Люди на инвалидных колясках.
3. Люди на веломобилях, велотандемах, велоэкипажах, велотакси
(кол-во мест 2 и более или/и кол-во колес 3 и более).
4. Люди на роликовых коньках и скейтбордах, бегуны и пешеходы.
Категории 2 и 3 очень важны в социальном плане - велопоездки становятся доступными тем, кто не может самостоятельно ехать на 2-колесном велосипеде по разным причинам.

Перечисленные средства движения обеспечивают следующие возможности (функции):
ЭКОЛОГИЯ и ТРАНСПОРТ или/и ДОСУГ или/и СПОРТ или/и ОЗДОРОВЛЕНИЕ
В деревне, например, преобладает транспортная функция велосипеда, а в большом городе - все функции. Для деревни инфраструктура ВелоДВИЖЕНИЯ почти не нужна, а в большом городе она необходима по всем позициям.

Такая классификация помогает понять, какие ведомства надо привлечь к проекту ВелоДВИЖЕНИЯ, кто будет формировать его инфраструктуру. Видно, что в этом проекте "завязаны" ведомства Транспорта, Экологии, Проектирования и Строительства дорог, Культуры и досуга, ГИБДД. Это социальная проблема.
Чтобы "у семи нянек дитя не осталось без глаза" надо создать отдельное ведомство-предприятие, занимающееся проблемой ВД и координирующее все работы в рамках закона о ВД. Работать там должны люди, часто пользующиеся велосипедом и хорошо знающие проблемы велосипедистов.

Это в конце-концов приведет нас к ВелоКультуре в стране.

Велосипед есть почти в каждой семье. В Москве, например, велосипедов столько же, сколько автомобилей. Однако пользуются им далеко не все, а наиболее активные и неприхотливые. Если создать соответствующие условия, которые облегчат пользование велосипедом, то эта удивительная веломашина еще глубже войдет в нашу жизнь и положительно повлияет на многие стороны нашей жизнедеятельности. Количество пользователей велосипедами резко возрастет и приблизится к количеству имеющихся велосипедов. Это видно на примере тех людей, которые активно используют велосипед. Велосипед - он как собака - одомашенная машина, механический друг человека.

Основные пункты (тезисы) закона о ВелоДВИЖЕНИИ

1. Создание Службы, ответственной за инфраструктуру Велодвижения.
2. Бюджетное и хозрасчетное финансирование. Льготы мастерским, ремонтирующим велосипеды и инвалидные коляски, а также производителям и продавцам велоэкипажей, имеющим 3 и более колес и/или 2 и более посадочных мест (велотандемы, велотакси, веломобили).
3. Велосипедисты на автодорогах и велодорожках. Правила дорожного движения. Права и обязанности участников Велодвижения.
4. Перевозка средств велодвижения в общественном транспорте, включая поезда и электропоезда, самолеты, метро, автобусы, трамваи, троллейбусы, водный транспорт.
5. Устройство велодорожек и стоянок (крытых и охраняемых). Хранение и аренда велосипедов.
6. Безопасное использование велосипеда, обучение в детском саду, школах, кружках, информация о ДТП. Обеспечение детских садов и школ велосипедами для игр и занятий.
7. Мониторинг дорог, обеспечение велосипедистов картами и схемами с велодорожками и автодорогами, пригодными для движения велосипедистов. Орган информации, прессы.
8. Приведение СНиПов и МГСН в соответствие с требованиями настоящего закона.
9. Мероприятия министерства культуры и социальной сферы о досуге людей на велосипедах, велоэкипажах, инвалидных колясках.
10. Мероприятия ГИБДД о движении людей на велосипедах, велоэкипажах и инвалидных колясках.
11. Гармонизация положений настоящего заона с международными нормами.
12. Создание общественных организаций, объединяющих людей, пользующихся велосипедами, велоэкипажами и инвалидными колясками - отделения Велодвижения.
13. Система льгот и поощрений людей, обеспечивающих задачи Велодвижения.

Характеристики дорог для ВелоДВИЖЕНИЯ, назначение, сложность обустройства

1. Назначение дорог для ВелоДВИЖЕНИЯ
1.1. Транспортная дорога - регулярные поездки на работу, по делам;
1.2. Досуг, оздоровление, хозяйственные поездки;
1.3. Спортивные цели, велополигоны
2. Категории велодорог для ВелоДВИЖЕНИЯ
2.1. ВП - ВелоПолоса по умолчанию без обозначения:
- достаточно места на обычных тротуарах для велосипедистов и пешеходов (и обочинах дорог),
- сгладить бордюры для съезда (и въезда) с тротуаров на перекрестках (сделать пандусы),
- врыть столб в начало тротуаров, чтобы не въезжали автомобили,
- положить доску на ступени (в переходах и на ж/д мостах),
- сливные решетки укладывать поперек движения.
2.2. ВД - ВелоДорожка местного значения внутри мкр-на до 5 км => ВП + нарисовать на тротуаре или обочине автодороги + установить знаки.
2.3. ВТ - ВелоТрасса => ВД + широкая, со встречным велодвижением.
2.4. ВМ - ВелоМагистраль => ВТ + закрыть от непогоды.
Категория велодороги выбирается в зависимости от необходимой плотности движения велопотока, количества людей в микрорайоне, наличия объектов досуга, туризма и спорта.
3. Порядок решаемых задач
3.1. БД - Возможность и безопасность движения => ВП и ВД
3.2. БД + удобство и комфорт (УК) => ВТ и ВМ
3.3. БД + УК + скорость - отсутствие пересечений => ВМ.

4. Выработать коэффициент сложности (КС) для учета климатических условий


ВЕЛОДОРОЖКИ в ПДД в СНиП и в МГСН

Велодорожки предназначены для движения по ним велосипедов, веломобилей и микроэлектромобилей.
Требования и правила строительства велодорожек изложены в Строительных Нормах и Правилах (СНИП) 2.О7О1, Градостроительство, глава - Дороги, а также в Территориальных Сметах и Нормах, глава - Градостроительство.
В Москве применяют другие нормы - Московские Городские Нормы и Правила - МГСН. Требования и правила строительства велодорожек изложены в МГСН 1.01-99 пункт 9.1.18.
Согласно этим правилам велодорожки планируют в местах отдыха - в парках, зонах отдыха и пр.
(Здесь они не очень и нужны?!...)
В Правилах Дорожного Движения (ПДД), утвержденных Правительством РФ и введенных с 1 января 2ОО6 г, в пункте 24.2 изложено требование к велосипедам (а не к велосипедистам?) - двигаться только по крайней правой полосе в один ряд, возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам. Колонны велосипедистов при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 -100м.
О велодорожках не сказано ни слова.
Зато осталось упоминание о движении велосипедистов - знак 4.4 (раздел "Предписывающие знаки") и в Приложении 2 "Дорожная разметка и ее характеристики" ( по ГОСТу Р 51256-99 и ГОСТу 23457-86 ) раздел 1, "Горизонтальная разметка" стр. 49, второй рис. сверху, п.1.15. Там обозначено место, где велодорожка пересекает проезжую часть.
Из этих отрывочных толкований термина ВЕЛОДОРОЖКА совершенно не ясно, что это такое и где же на самом деле она должна располагаться в сети российских дорог и городских улиц.
Для исключения такой путаницы надо разработать единый "Закон о Велодвижении",
где ввести понятия ВЕЛОТРАССЫ и ВЕЛОМАГИСТРАЛИ.

ранее размещалось здесь - http://veloman2006.narod.ru/Zakon.html