Велосипеду - зелёный свет!

Отдавая предпочтение более современным средствам передвижения, многие россияне незаслуженно умаляют роль старого доброго друга - велосипеда. Соответственно наши дороги приспособлены к движению по ним автотранспорта, но никак не велосипедов. О почитателях этого средства передвижения просто забыли, свидетельство чему отсутствие даже в населённых пунктах специальных дорожек, гарантирующих безопасность велосипедистов. То есть и в этом вопросе мы отстаём от всего мира, где к велодвижению относятся с большим уважением, создавая для него самые благоприятные условия. Между тем для многих россиян автомобиль по-прежнему роскошь, и велосипед остаётся основным средством передвижения. И отсутствие нормальных условий для велосипедистов не что иное, как нарушение их гражданских прав. Проблема налицо. С целью её более детального освещения мы предоставим слово людям, имеющим прямое отношение к велодвижению.

Наш земляк, а ныне житель столицы вице-президент Велотранспортного союза России Геннадий Сергеевич Суздальцев.

- Велодвижение в некоторых странах мира охватывает всё больше населения всех возрастов. Жители европейских государств (более 20%) регулярно в течение всего года используют велотранспорт для поездок по магазинам, на работу, в школы и другие учебные заведения, для поддержания физической формы. Велосипеды и веломобили стали для европейцев вторым семейным транспортным средством.

За рубежом власти осуществляют долговременные программы развития единой велосети стран Евросоюза. Благодаря этому любой житель входящих в него государств может объехать на велотранспортных средствах всю Европу и Скандинавию по велодорожкам, отделённым от автодорог. Десятки тысяч километров оборудованных велодорожек в городах позволяют велосипедистам безопасно и комфортно перемещаться по регионам и странам. Для этого созданы ещё и сети велопарковок и пунктов проката велосипедов. В общем, есть все условия для реализации прав граждан на беспрепятственное перемещение по территориям стран и регионов, поддержания благоприятной среды обитания и жизнедеятельности человека, улучшения экологии, физического состояния, сокращения затрат времени на преодоление расстояний.

Во многих странах мира с целью реализации программ оздоровительного и экологического велодвижения на всех уровнях государственной власти, как законодательной, так и исполнительной, организованы специальные подразделения с небольшим штатом специалистов, обеспечивающие создание инфраструктуры, необходимой для организации велодвижения в городах и на прилегающих к ним территориях, ведущие пропаганду здорового образа жизни, исключающего курение, потребление алкоголя, наркотиков, в целях повышения физической активности населения. Они поощряют перемещение граждан на велосипедах и веломобилях с самого раннего возраста.

Велотранспорт (веломобили, велосипеды, роликовые средства передвижения, самокаты, инвалидные коляски) - средство перемещения людей и малых грузов (до 50 кг) на небольшие расстояния (10-20 км) со скоростью до 20 км/час, на Западе он занимает свою нишу в экономике и социальной сфере. Этого не скажешь о нашем государстве. Даже в "Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 г." не учитываются вышеперечисленные моменты. Отсюда вытекает задача Велотранспортного союза - защита и обеспечение реализации законных прав, свобод и интересов пользователей велотранспортных средств, привлечение населения к решению своих транспортных проблем с помощью администраций всех уровней, проблем создания велоинфраструктуры в каждом посёлке, городе, районе, области и регионе.

Начальник оздоровительно-профилактического отдела ОАО "Мичуринский завод "Прогресс" Анатолий Иванович Бугаев.

- Недавно нам довелось познакомиться с Геннадием Сергеевичем Суздальцевым. Узнали от него много интересного. Например, о том, что во многих городах наблюдается культ велосипеда. На нём жители ездят на работу, совершают покупки. И власти идут им навстречу: на дорогах наносится разметка, которая отделяет от основного полотна полосу для велосипедистов, что делает их передвижение более безопасным. Не пора ли и любителей велосипеда нашего города сделать полноправными участниками дорожного движения!

А то ведь что получается. Для тех, кто сидит за рулём автомобиля, велосипедист как бы не существует. И это ненормально. Между тем велодвижение в Мичуринске набирает обороты. Взять наш завод. Многие приезжают на работу на велосипедах. Для них оборудована охраняемая велостоянка. Наш опыт пригодился бы многим предприятиям и организациям, торговым центрам.

К сожалению, о велосипедистах у нас не думают. Прошлым летом была сдана в эксплуатацию автомобильная дорога, соединяющая центр города с микрорайоном Кочетовка. А разметку для велосипедистов на ней не сделали, хотя она и предусмотрена ГОСТом.

Наконец, хочу отметить положительную роль велосипеда в укреплении здоровья, этот способ передвижения открывает огромные возможности для здорового, полезного досуга. И физкультурники завода "Прогресс" нередко используют их. Так, прошлым летом мы не раз ходили в велопоходы. Несомненно, участникам надолго запомнится путешествие по родным местам (Громушка, Старотарбеево, Гаритово, Старая Казинка, Ярок), в котором заводчане участвовали целыми семьями. Всего за один день "накрутили" более 70 километров, купались, загорали, играли в волейбол. А на "финише", у проходной завода, всем участникам велопробега были вручены значки БГТО - “Будь готов к труду и обороне”.

От редакции.
Значение велосипеда трудно переоценить. Многие горожане пользуются этим транспортным средством, преследуя различные цели, - хозяйственные, спортивные, туристические, развлекательные, то есть практически те же, что и автомобилисты. Однако велосипедисты по отношению к последним находятся в ущербном положении. Дороги у нас автомобильные, а следовательно, они предназначены для автотранспорта. Тротуары - для пешеходов. Велосипедистам остаётся либо по воздуху летать, либо постоянно рисковать, передвигаясь в непосредственной близости от автотранспорта. Это, конечно, неправильно, и есть все основания полагать, что местные власти всё-таки обратят внимание на проблему, волнующую многих горожан.

Мичуринская Правда, Владимир Кужелев 30.04.2009