Предложения по созданию законодательной базы

Резюме
к предложениям по созданию законодательной базы для развития велодвижения в городе Москве

Для выступления на заседании комиссии по экологической политике МГД коротко сформулированы изложенные ниже предложения Велотранспортного союза:
1. Утвердить показатель: к 2015 году (за 5 лет) Правительство Москвы должно создать условия, в частности, за счет создания велоинфраструктуры, для снижения количества поездок на автомобилях на короткие расстояния (до 5 км) на 10%.
2. Дополнить Градостроительный кодекс Москвы уточнением:
• какие улицы и магистрали должны быть оборудованы велодорожками, и какого типа велодорожками для каждого вида улиц,
• где и какие должны быть велопарковки и велостоянки,
• каковы нормативы на места хранения велотранспорта в местах проживания.
3. Утвердить понятие об эффективном транспорте.
При подсчете эффективности каждого вида транспорта необходимо учитывать весь комплекс характеристик: влияние на окружающую среду, наличие вредных выбросов, социальное значение, оздоровительный эффект, повышение мобильности граждан, занимаемое городское пространство при проезде и хранении, расходование энергоресурсов, экономичность и рентабельность.
4. При рассмотрении в Мосгордуме очередного бюджета города добиться значительного увеличения расходов на создание велоинфраструктуры и обучение правилам велодвижения, особенно в школах. Цель – созданная велоинфраструктура должна обеспечить, чтобы к 2020 году, 10 % коротких (до 5 км) поездок на работу совершалось на велотранспорте.

Эти шаги дадут долговременный эффект не ранее чем через 5-10 лет. Но есть ряд простых действий, которые дадут мгновенный эффект и не потребуют практически никаких расходов.

5. Первое предложение. Оказать внимание велолюбителям, показать, что депутаты о них думают и готовы что-то делать для них, принять «Обращение к москвичам и гостям столицы» об уважительном отношении к участникам дорожного велодвижения.
6. Второе предложение. Как Финляндия стала раем для велосипедистов? Принят закон. Если есть автодорога из п. А в п. Б, то должна быть и обозначенная велодорога. В Москве есть сеть железных дорог. Провоз велосипеда даже на одну остановку по ж/д стоит сейчас 45 р. Нужен закон: до тех пор, пока в Москве не будет создана возможность перемещения по городу на велосипеде, сделать перевозку велосипедов в пределах города бесплатной.

 

Предложения
по созданию законодательной базы, обеспечивающей развитие велодвижения в городе Москве

1. Закрепить законодательно право москвичей на безопасную среду обитания и использование малых экологических транспортных средств передвижения в условиях мегаполиса. Определить правовые основы безопасности дорожного велодвижения, в том числе его организацию: правила содержания и ремонта велодорог, обустройство сервисных пунктов, ограничения на автомобильных и велодорогах. Определить права и обязанности участников дорожного велодвижения, установить требования к участникам дорожного велодвижения.
2. Разработать законодательную базу, обеспечивающую развитие велокультуры, формирование инфраструктуры и создание безопасной среды обитания и перемещения населения (конкретные предложения в п. 10). Исходя из приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, установить преимущественные права проезда для незащищенных от внешнего воздействия участников дорожного велодвижения. Гармонизировать законодательные требования по созданию безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями с требованиями по созданию среды, благоприятной для велодвижения.
3. Установить полномочия и ответственность городских и муниципальных органов исполнительной власти, разработать и утвердить в установленном порядке законодательные, иные региональные нормативные правовые акты по вопросам обеспечения безопасности дорожного велодвижения: правила, стандарты, технические нормы и другие нормативные документы.
Требовать от градостроительных организаций выработки нормативов развития велотранспортных сетей (велотрасс, веломагистралей и велодорожек) и сопутствующей им инфраструктуры /в том числе, сетей велопарковок, велопроката, велохранилищ, обслуживания пользователей и ремонта велотранспортных средств/ (конкретные предложения в п. 10). Установить требования к проектированию, строительству, реконструкции, ремонту велодорог, установке технических средств регулирования велодвижения, дорожных знаков с учетом Европейских норм, а также финансирования этих работ.
4. Ввести городскими правилами создание сети велопарковок около транспортно-пересадочных узлов и общественных мест, сервисных центров, около торговых учреждений (магазинов, рынков и т.п.), мест хранения (велохранилищ для средств велотранспорта: велосипедов, веломобилей, инвалидных и детских колясок и других малых колесных транспортных средств) внутри жилых микрорайонов и групп домов. Велопарковки должны быть охраняемыми.
5. Ввести в школах уроки велотранспортного движения, внеучебные программы по развитию навыков вождения велосипедов и веломобилей с закреплением знаний по Правилам дорожного движения и безопасному поведению детей на дорогах. Начальные навыки, движение по незагруженным дорогам, движение по общегородским магистралям - с изучением ПДД для велосипедистов на основе английской программы школьного воспитания участников велодвижения. Для справки – программа называется Bikeability (http://www.bikeability.org.uk/http://www.ctsb.org.uk/ )
6. Установить порядок определения территорий для организации велодвижения и создания перечня улиц и территорий города, где уже сейчас можно организационно и технически обеспечить велодвижение, не обязательно по основным автомагистралям, в частности, путем нанесения пешеходных и велополос на тротуарах, имеющих достаточную ширину.
7. Разработать и согласовать перечень мер, ограничивающих автомобильное движение (по времени, месту, грузоподъемности, токсичности и т.п., стоимости движения) с обязательным предоставлением альтернативных транспортных средств;
8. Разработать и утвердить требования к малым колесным транспортным средствам для их использования на природоохранных территориях и заказниках.
9. Внести в правила конкурса «Московский дворик» во всех номинациях требование наличия велопарковок, а возле жилых домов с возможным видеонаблюдением ДЭЗов. Дополнить список номинаций конкурсом на лучшее использование велотранспортных средств с целью обеспечения экологических и социальных условий для населения района.
10. В качестве приложения к первым трем пунктам:
Внести изменения в Градостроительный кодекс города Москвы (2008 г.) (http://www.stroi.ru/nrmdocs/d3582dr436158m429.html)

Градостроительный кодекс города Москвы
(Закон города Москвы)
Глава 2. Объекты градостроительной деятельности в городе Москве
Статья 11. Виды объектов градостроительной деятельности в городе Москве
5. Объектами благоустройства территории являются объекты, создаваемые в целях обеспечения безопасности, комфорта и художественного облика городской среды, в том числе:
П. 2) лестницы, пандусы, ограждения, искусственные покрытия, элементы оборудования остановок общественного пассажирского транспорта, автостоянок;
изменить на:
П.2) лестницы, пандусы, ограждения, искусственные покрытия, элементы оборудования остановок общественного пассажирского транспорта, автостоянок, ПАРКОВОК ВЕЛОТРАНСПОРТА.

Статья 13. Объекты градостроительной деятельности регионального значения
2. Объектами капитального строительства регионального значения являются объекты жилищного строительства, объекты социальной, транспортной, инженерной инфраструктур и другие объекты, необходимые для осуществления определенных федеральными законами и законами города Москвы полномочий субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в том числе объекты:
3) транспортной инфраструктуры, в том числе:
в) сооружения, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц в целях паркирования, хранения индивидуальных легковых автомобилей, в том числе автостоянки, паркинги, гаражи;
изменить на:
в) сооружения, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц в целях паркирования, хранения индивидуальных легковых автомобилей, ВЕЛОТРАНСПОРТА, в том числе автостоянки, паркинги, гаражи, ВЕЛОПАРКОВКИ;

Глава 3. Региональные нормативы
Статья 20. Содержание норм и правил градостроительного проектирования в городе Москве.
3. Нормативные (минимальные и (или) максимальные) показатели градостроительного проектирования включают:
2) показатели транспортного обслуживания населения и территорий, в том числе показатели обеспеченности населения и (или) доступности для населения объектов транспортной инфраструктуры городского, межрайонного, районного значения, в том числе объектов:
б) хранения, паркирования, технического обслуживания индивидуальных легковых автомобилей;
изменить на:
б) хранения, паркирования, технического обслуживания индивидуальных легковых автомобилей, ВЕЛОСИПЕДОВ И ДРУГОГО МАЛОГО КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТА

Статья 32. Назначение, виды и содержание отраслевых схем
1. Отраслевые схемы разрабатываются в целях реализации Генерального плана города Москвы путем детализации положений Генерального плана города Москвы в части решения отраслевых задач территориального планирования города Москвы. В указанных целях могут разрабатываться отраслевые схемы следующих видов:
1) схемы развития и размещения объектов транспортной инфраструктуры, в том числе:
в) объектов паркирования, хранения индивидуальных легковых автомобилей;
изменить на:
в) объектов паркирования, хранения индивидуальных легковых автомобилей, ВЕЛОСИПЕДОВ, ВЕЛОМОБИЛЕЙ.

Глава 8. Планировка территории в городе Москве
Статья 44. Особенности разработки градостроительных планов земельных участков, предназначенных для размещения и строительства, реконструкции объектов капитального строительства на не подлежащих реорганизации жилых территориях
4. В случае, указанном в пункте 2 части 2 настоящей статьи, градостроительный план земельного участка разрабатывается в составе проекта межевания территории, на основании проекта межевания территории с соответствующим градостроительным обоснованием, в котором в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи должны быть определены:
3) размещение стоянок индивидуальных легковых автомобилей для жителей, посетителей жилого дома;
изменить на:
3) размещение стоянок индивидуальных легковых автомобилей, ВЕЛОСИПЕДОВ И ВЕЛОМОБИЛЕЙ для жителей, посетителей жилого дома;

Глава 9. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства в городе Москве. Размещение объектов благоустройства территории в городе Москве
Статья 47. Архитектурно-строительное проектирование
4. Подготовка проектной документации осуществляется в соответствии с градостроительным планом земельного участка. В случае, когда в соответствии с градостроительным планом земельного участка этот земельный участок предназначен для строительства комплекса, группы зданий, строений, сооружений, проектная документация должна содержать комплексное функционально-планировочное, архитектурное, ландшафтное и инженерное решение застройки, благоустройства, транспортного обслуживания и инженерного обеспечения такого земельного участка, включающее:
2) расположение и параметры проездов, наземных автостоянок, территорий общего пользования, общественных пространств;
изменить на:
2) расположение и параметры проездов, наземных автостоянок, СТОЯНОК ВЕЛОТРАНСПОРТА, территорий общего пользования, общественных пространств;

В качестве приложения к 4 пункту

- Разработать рекомендации по проектированию парковок велосипедов и веломобилей,
- Разработать "Положение о нормировании расчетных показателей требуемого количества мест велопарковок для объектов жилого, общественного и производственного назначения" (аналогично принятому Положению "О нормировании расчетных показателей требуемого количества машиномест для объектов жилого, общественного и производственного назначения" в редакции (Постановление Правительства Москвы от 04.10.2005г. №769-ПП)

Еще дополнительно

1 - Внести изменения в правила движения: разрешить движение велосипедам и веломобилям по полосе общественного транспорта в направлении потока.

2- Изменить пункт в МГСН 1.01-99
В оригинале:
9.1.18. В зонах массового отдыха населения и на других озелененных территориях следует предусматривать велосипедные дорожки, изолированные от улиц, дорог и пешеходного движения. На магистральных улицах районного значения допускается предусматривать велосипедные дорожки по краю проезжих частей, выделенные разделительными полосами. Велосипедные дорожки могут устраиваться одностороннего и двустороннего движения.
Заменить на:
9.1.18. В зонах массового отдыха населения и на других озелененных территориях следует предусматривать велосипедные дорожки, изолированные от улиц, дорог и пешеходного движения. На магистральных улицах районного значения НЕОБХОДИМО предусматривать велосипедные дорожки по краю проезжих частей, выделенные разделительными полосами. Велосипедные дорожки могут устраиваться одностороннего и двустороннего движения.

Подготовлено Велотранспортным союзом 30 марта 2009 г.