Не сдавайтесь, двухколесные!

Призрак бродит по столице. Призрак велосети...

Елена СЕРОВА

Не так давно Юрий Лужков высказался за создание "системы городских велосипедов общего пользования" и предложил развивать ее на инвестиционной основе. Активисты велосипедного движения, узнав об этом, почувствовали прилив энтузиазма: во всех округах стали разрабатывать проекты велодорожек в парковой и жилой зоне. ЮВАО не исключение.

- Сейчас московский велосипедист не может считаться полноценным участником дорожно-транспортного движения, - говорит секретарь общественного Совета по малым колесным транспортным средствам при Московском автодорожном институте (МАДИ) Геннадий Суздальцев. - Велодорожек в нашем городе практически нет (а если и есть, то на окраинах, в парках), велопарковок тоже. А главное, нет культуры поведения у автомобилистов по отношению к "двухколесным".

Выполнять требования ПДД московские велосипедисты не могут по не зависящим от них причинам. Разве может у нас велосипедист двигаться вдоль обочины не далее одного метра от тротуара? Все заставлено припаркованными машинами. Поэтому велосипедисту приходится выезжать дальше установленного расстояния. В итоге он мешает или пешеходам на тротуаре, или автомашинам.

- Нормативная база для развития велодвижения уже давно существует, так что "выдумывать велосипед" здесь не нужно, - подчеркивает Суздальцев. Создание велодорожек предусмотрено как федеральными строительными нормами и правилами, так и Московскими городскими строительными нормами (МГСН). В Правилах дорожного движения, принятых в 2006 году, оговорено даже существование светофоров для велосипедистов. Однако начиная еще с прошлого, двадцатого, века существование велосипедистов фактически игнорировалось Москомархитектурой и другими проектными организациями.

И все же сторонники "малых колес" (и, добавим, экологичных) не сдаются: они разработали комплексный план - "систему радиально-многокольцевых структур велотранспортных сетей, имеющих выходы к транспортно-пересадочным узлам". Но, как говорится, "быстро сказка сказывается, но не быстро дело делается": велотранспортные сети, охватывающие всю Москву, - пока фантастика.

Владимир Ильич — за велотранспорт

Один из энтузиастов велодвижения (и не только велосипедного, но и веломобильного - это более устойчивые конструкции, у которых может быть 3 - 4 колеса и которыми могут пользоваться дети, инвалиды, пенсионеры) живет в Вешняках. Это пенсионер Владимир Ильич Эпштейн, член Велотранспортного союза России. Сейчас он работает над проектом сети велодорожек в своем районе, надеется, что в ближайшее время сможет подать его в свою управу на рассмотрение.

- Сначала я хотел назвать свой проект так: "Предложение по развитию велотранспорта в районе Вешняки", - рассказывает Эпштейн. - Но потом я решил, что руководство района проявит больше заинтересованности, если проект будет называться "Развитие велотранспорта для обеспечение здорового образа жизни и передвижения населения в районе Вешняки".

Владимир Ильич предлагает конкретные пути реализации своего проекта. Во-первых, создание клуба велолюбителей в Вешняках. Во-вторых, нужно развивать велоструктуру в районе. А именно: нужны маршруты велодорожки, площадки для тренировок велопользователей, велостоянки, велопрокат. Разработка новых форм досуга, использование новых видов велотранспортных средств (то есть уже упомянутых веломобилей).

Район Вешняки, по мнению Эпштейна, удобная площадка для развития велодвижения. Здесь есть много учебных учреждений общего и высшего образования; общественные, молодежные и спортивные организации (то есть много молодежи). Ровный рельеф со сложившейся жилой застройкой и развитой транспортной инфраструктурой. На территории района расположены: парк Кусково, пруды, скверы, спортивные площадки. Есть развитая сеть пешеходных дорожек с гравийным и асфальтовым покрытием.

Кто будет платить за развитие велоструктуры? Энтузиасты движения считают, что управе это по силам. Кстати, проект веломаршрутов по району Вешняки Эпштейн готов разработать самостоятельно на волонтерской основе. А вот для строительства дорожек, конечно, придется изыскивать средства - или спонсорские, или из бюджета управы.

Владимир Ильич, по его словам, любит ходить пешком и кататься на веломобиле, но с еще большим удовольствием изобретает новые конструкции велотранспорта. Вообще очень любит придумывать что-то новое и работать с детьми (вел в свое время кружки астрономии и астронавтики).

За права велолюбителей

- Фактически единственным местом для поездок велосипедистов в столице являются парки, - считает Игорь Петрович Налимов, президент Межрегиональной общественной организации (МРОО) "Велотранспортный союз", "Русский клуб велопутешествий", заслуженный путешественник России, житель Кузьминок (ЮВАО). - В 2008 году правительство Москвы взялось за их обустройство для катания любителей велопрогулок.

Например, дирекция Кузьминского лесопарка провела предварительную работу по созданию велодорожки, разметила 8 км пути, поставила знаки, показывающие направление движения, нанесла кое-где знаки велосипеда на асфальт. И самое главное, там решили развивать цивилизованную велосеть и сделали заявку на проектирование настоящей, а не самодеятельной, велодорожки, со всеми атрибутами. Работа ведется за счет Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Конечно, велосипедисты катаются в парке давно и безо всякой дорожки, я и сам там постоянно катаюсь. Но с дорожкой будет гораздо лучше, цивилизованней. За зиму дорожка должна быть спроектирована, весной ее начнут делать.

По словам Игоря Петровича, на юго-востоке Москвы велосеть пока развивается не так активно, как в других округах столицы. Кроме Кузьминского парка рассказать пока больше не о чем. Кстати, в Измайловском парке (Восточный округ) также намечена большая программа строительства велодорожек, в Кусковском парке (также ВАО) дорожки уже размечены. Стоят знаки, выделены полосы. Здесь также подали заявку на проектирование настоящей велодорожки, и весной начнут ее строить.

Велотранспортный союз, который возглавляет Налимов, объединяет несколько российских регионов: Москву, Подмосковье, Краснодарский край.

Это общественная организация, которая защищает права и интересы участников велодвижения в части пользования дорогами, добивается признания автомобилистами прав велотранспорта на существование (то есть соблюдения по отношению к ним правил дорожного движения). Добивается, чтобы в российских городах появились маршруты, удобные для велопоездок, чтобы развивалась велосипедная инфраструктура, парковки, разрабатывалась велосипедная техника.

Каждый человек, даже не будучи сам велосипедистом, может вступить в союз, если согласен с его целями. Каждый, кто согласен с тем, что права велолюбителей должны быть соблюдены.

"Велотранспортный союз" и "Русский клуб велопутешествий" организуют команды кураторов-волонтеров из числа жителей, которые живут рядом с тем или иным парком, любят кататься в нем и заинтересованы в том, чтобы парк был более пригоден для велопрогулок. Их задача - наблюдать за разметкой, планированием, строительством и обслуживанием велодорожек в парках Москвы. Желающие принять участие в этой деятельности могут обращаться непосредственно к Налимову (nalimov(a)veloclub.ru).

Игорь Петрович активно сотрудничает с журналом, посвященным велосипедному досугу, и пишет туда статьи о наиболее удобных маршрутах. Вот, например, что он советует любителям "крутить педали" на территории ЮВАО:

- Как известно, Кузьминский лесопарк начинается с зоны отдыха и каскада прудов вдоль речки Пономарки. Сравнительно ровная местность, поросшая соснами, продолжается до МКАД. Вокруг Шибаевского, а также Нижнего и Верхнего Кузьминских прудов размечена кольцевая велодорожка с выходом к кинотеатру "Высота", длиной почти 8 км. По всей длине велодорожки установлены специальные знаки. После МКАД парк переходит в лес, который несколько заболочен. Между Дзержинским и Лыткарино расположены карьеры, дорожки вокруг которых также весьма популярны у велосипедистов.

Где хранить велосипед?

Тормозит развитие велодвижения, по мнению энтузиастов, еще и такой бытовой нюанс: в типовых московских квартирах совершенно негде хранить велосипед или веломобиль (хотя бывают также складные конструкции). Кладовок, чуланов и "темных комнат" российское "типовое строительство" двадцатого века не предусматривало вовсе, как будто "строителю коммунизма" не могли понадобиться ни велосипед, ни детская или инвалидная коляска.

- Для развития велодвижения обязательно нужны велостоянки или, лучше, пункты велопроката, - считает создатель первого российского веломобиля, организатор и председатель "Клуба веломобилей", а ныне - генеральный директор агентства "Экологический транспорт" Вениамин Ульяновский. - А вообще-то движение веломобилистов началось в России тридцать с лишним лет назад, после того как в 1976 году я сделал первый в стране веломобиль. Все это - с опозданием на много лет по сравнению с Западом.

Во времена СССР велодвижение развивалось очень активно. Потом, когда рынок наводнили иномарки, интерес к веломобилям угас. Но сейчас он возобновляется. Несколько лет назад правительство Москвы уже "обращало взгляд" в сторону веломобилей. Тогда их планировали использовать для транспортировки мусора в зонах отдыха и на особоохраняемых природных территориях. Но вскоре энтузиазм городских властей почему-то угас.

Но пропагандисты экотранспорта не сдаются. Они пытаются убедить руководство коммунальных служб, что небольшие грузовые веломобильчики будут очень удобны для дворников. Можно было бы опробовать эту идею в экспериментальном порядке в нескольких районах, считают энтузиасты.

Кстати: еще в 1984 - 1985 годах конструктор Поль Райкин предложил создать велополитен над городом. Ясно, что переделать нынешние городские магистрали с учетом велодвижения теперь уже невозможно, это потребует слишком больших финансовых затрат. А вот надземные дорожки построить можно, это не так уж дорого.

Такого быть не должно!

Некоторое время назад спортсмены-велосипедисты, не видя заинтересованности городских властей, решили позаботиться о себе самостоятельно. Их стараниями участок природно-исторического парка "Кузьминки-Люблино" между улицей Заречье и экологической тропой превратился в профессиональный велодром с трамплинами разной степени сложности и огромными специально вырытыми ямами. Трамплины делались из спиленных тут же деревьев и найденных в лесу бревен. Получился один из лучших велодромов в столице.

Официального разрешения на это строительство у велосипедистов не было. Да его бы никто и не дал: ведь место для велодрома спортсмены облюбовали в особоохраняемой природно-исторической зоне. От колес спортсменов пострадал участок в лесопарке площадью в двести пятьдесят квадратных метров. Спортсмены спиливали и рубили деревья, уничтожали все, что им попадалось на пути. Делали постройки, гвозди вбивали не маленькие. Пришлось завозить новую почву, чтобы там проросла трава и вообще растительность.

Этот велодром был ликвидирован. Местные власти встали на сторону парка, и это законно и правильно. Но разве не нужно задуматься также об организации досуга молодежи?

Московская Правда 08-12-2009