ВЕЛОСИПЕДЫ В ГОРОДЕ

Софья ПРОКОШЕВА "Невское время" 03.09.2004

Велосипед в Петербурге - это не путь к здоровому образу жизни, а дорога в больницу с легочными заболеваниями и травмами. Станет ли лучше?

Не секрет, что велосипед - самый экологичный вид транспорта. Он не имеет выхлопа, ездит бесшумно и не требует много места ни на дорогах, ни на стоянках. К тому же езда на велосипеде способствует здоровому образу жизни. Если европейские города поощряют использование велосипедов: густая сеть велодорожек, велостоянки, дорожные знаки и светофоры, карты, выделенные места в электричках, то у нас все это полностью отсутствует. "Городские власти отрицательно относятся к велосипедам, - говорит Александр Федоров, председатель совета общественной организации "Центр экологических инициатив". - К примеру, когда на последнем обсуждении генплана развития Петербурга на ближайшие 20 лет мы заикнулись о создании велодорожек, администрация сказала, что им здесь не место". Еще один аргумент властей - северная погода, которая не позволяет применять велосипед как массовый вид транспорта. Однако мировой опыт доказывает обратное. Самая развитая велоинфраструктура находится именно в северных странах - Швеции, Норвегии, Дании и Канаде и, конечно же, Финляндии.

Финны ездят даже под градусом

Вообще существуют две модели городского транспорта. Первая - американская. Она предполагает полную автомобилизацию и отказ от общественного транспорта, который мешает автомобилям. В отличие от нее европейская модель более сбалансирована. Личный автотранспорт здесь, конечно, есть, но велосипедный и общественный транспорт получают приоритет. По мнению Джона Росмэна, главы общественного движения "Экотранспорт", в последние 12 лет Петербург следовал именно американской модели. "Это тупиковая и антиэкологическая политика: уничтожать трамвайное наследство, отдавать все свободные земли для автодорог и бесплатных автостоянок и при этом не облегчать жизнь велосипедистам". Чтобы убедиться в правоте этих слов, достаточно обратиться к финскому опыту.
"В 70-х годах прошлого столетия быстро растущий парк автомобилей стал приводить к пробкам и ухудшению экологической обстановки, - рассказывает начальник велосипедного отдела города Хельсинки Антеро Наскила. - Тогда правительство сделало ставку на велосипед и общественный транспорт". Сначала велосипедные дорожки выстроили в пригородах. В центре города новые велодорожки не строились до 1985 года из-за опасений, что они отнимут место у пешеходов. Сегодня Хельсинки - велосипедный рай с 1000 км велодорожек, и пробок там практически нет. На 560 тысяч жителей приходится около 200 тысяч автомобилей и 400 тысяч велосипедов (!). Мороз и снежный наст на велодорожке не останавливают финнов. Они все равно садятся за руль своего двухколесного друга, ведь велодорожки здесь чистятся постоянно. Главное - аккуратно соблюдать все правила дорожного движения. Более того, финнам разрешено ездить даже в состоянии алкогольного опьянения. На вопрос: "Какой процент алкоголя допустим для велосипедиста?" - Антеро Наскила ответил: "Определенных рамок нет, главное, чтобы это не вызвало опасности для людей".

Велосипед в багажнике

Между тем отсутствие велодорожек и велостоянок не останавливает питерцев перед искушением обзавестись стальным товарищем. Согласно опросу, проведенному Центром экологических инициатив среди жителей Петербурга в июле 2004 года, в городе велосипедов больше, чем личных автомобилей. Однако на улицах эта масса не видна, ибо по городским дорогам ездить на велосипеде сложно, неприятно, а зачастую и опасно. "За развитие велодорожек в Петербурге выступают три четверти опрошенных, даже те, у кого нет велосипеда", - говорит Александр Федоров. По его мнению, места для велодорожек можно найти в новых районах, где улицы и проспекты очень широки и находится место для многочисленных "карманов" и параллельных тротуаров. "А если упорядочить парковку автомобилей, то места для велодорожек будет предостаточно даже в центре", - добавляет он. Антеро Наскила в свою очередь считает, что в комитете по транспорту или в комитете по благоустройству и дорожному хозяйству необходимо назначить человека, ответственного за велосипедную инфраструктуру. (К слову, когда корреспондент "НВ" обратилась за комментарием в комитет по транспорту, там развели руками, мол, мы к велосипедистам не имеем никакого отношения.)
На сегодняшний же день велосипед в Петербурге - это не средство для ежедневного передвижения, а скорее досуг. Один состоятельный человек, к примеру, приезжает в парк на Крестовском острове на "мерседесе", достает из багажника роликовые коньки и гоняет там как сумасшедший. "Жалко вот только, что велосипед возить в парк труднее, а то бы я и на нем гонял", - сокрушается он.

ГИБДД хлопот хватает

Сколько сегодня велосипедистов в городе, сказать трудно. Только в велотуристическом и байкерском клубе "ВелоПитер" зарегистрировано 800 членов. "Если бы сделали велодорожки и велостоянки, было бы здорово. А то сейчас я даже велосипед у магазина оставить не могу - боюсь, что свистнут", - говорит член клуба Елена Куракина. А пока велолюбителям приходится выезжать на так называемые "покатушки" - походы за город по более или менее безопасному маршруту.
Действительно, сегодня на страницах газет, досках объявлений и просто где попало встречаются объявления типа: "Дорогие сэры велосипедисты и не очень, помогите, если сможете! 26.08.04 на улице Марата пропал велосипед, срезали замок... (Далее следует описание велосипеда.) Вознаграждение гарантируется, за байк - отдельно, за уродов - отдельно!" Кстати, а куда следует обращаться в таких случаях? В бюро находок, что ли? Ведь ГИБДД найти своего стального любимца не поможет. "Это не транспортное средство по габаритам, мы к велосипедам отношения не имеем", - отвечают там. Да и вообще гаишники к велосипедистам на дорогах относятся равнодушно.
"Мы их останавливаем очень редко, ну едут себе и едут, нам и без них хлопот хватает, мотоциклисты например", - говорит Сергей Лисенков, старший инспектор отдела дорожно-патрульной службы ГИБДД Санкт-Петербурга. Велодорожки, по его мнению, проблемы не решат: "Они сейчас-то не соблюдают правила и ездят как вздумается: вместо того чтобы следовать вдоль обочины, выезжают на середину дороги". На мой вопрос о присвоении велосипедам номеров Сергей Васильевич парировал: "Да вы что! Нам на машины-то номеров не хватает, а тут еще какие-то велосипедисты". Вот так, господа велосипедисты, если вы не хотите попасть в больницу, то лучше выезжать с велосипедом куда-нибудь за город и гонять там в свое удовольствие. Ну а если вы все же решились покорить автодороги Петербурга, то будьте добры, соблюдайте правила дорожного движения. И еще - помните, что вы не в Хельсинки, и не садитесь за руль велосипеда в нетрезвом виде. • Фото Николая Кухарского• По данным ГИБДД Санкт-Петербурга, за последние 7 месяцев в Петербурге и Ленобласти зарегистрировано 71 ДТП, которое произошло по вине велосипедиста. Для сравнения - в Хельсинки их ежегодное количество составляет 100 ДТП.
Софья ПРОКОШЕВА

prokosheva@nv.net.ru


• Создание велосипедных дорожек сродни сети "зеленых коридоров". "Зеленые коридоры" - это развязанные с транспортными магистралями, непрерываемые пути для пешеходов, велосипедистов, скейтинга и прочего, заключенные в зеленые насаждения. Они служат путями не только для людей, но и для домашних животных, оживляя при этом город.

• С 17 по 19 сентября в окрестностях поселка Орехово (Ленобласть) состоится II велофестиваль "ВелоПитер-2004". Он соберет сотни любителей велосипеда и просто активного отдыха. За два дня все желающие смогут принять участие в шести различных соревнованиях. Для этого не надо быть "профи", все трассы рассчитаны на любителей.

• Цена велосипеда сегодня от 200 до 5000 долларов. Прокат велосипеда стоит 300 рублей в сутки плюс залог 3000 рублей и документы.

Михаил Лисицын, просто петербургский велосипедист:
- Уже 5 сезонов езжу на работу на велосипеде. В основном это маршрут по Невскому проспекту - от БКЗ "Октябрьский" до Казанского собора. Очень удобно по времени, на наземном транспорте или метро это заняло бы не меньше получаса, а так доезжаю за 10 минут. В последнее время мое мини-путешествие затрудняют пробки. Конечно, в отличие от автомобиля я могу проскочить, но вот только неудобно, приходится балансировать, как в цирке.
Если я еду тихо и спокойно вдоль обочины, то автомобилисты ко мне равнодушны. Но стоит только выехать на середину дороги, как они приходят в бешенство. Я не экстремал, поэтому зимой не катаюсь - опасно, да и для велосипеда это не очень-то полезно - ржавеет. Велосипедный сезон закрываю уже в октябре, а открываю в начале апреля. Для меня это не вид спорта, а просто хобби.

Илья Гуревич, председатель клуба "ВелоПитер":
- Велоинфраструктура в Петербурге сегодня не нужна. И на это есть три причины. Я объездил полмира и скажу, что в крупных городах чаще всего велодорожка - это полоса на тротуаре или дороге. Но для того чтобы полоса на тротуаре стала велодорожкой, нужно не только ее нанести, но и заставить людей ездить строго по ней. Сегодня культура поведения наших людей на улицах далека от идеала. Люди ходят по улицам, прошу прощения, как коровы, автомобили пролетают пешеходные "зебры", не замедляя хода. Улицу перейти проблема. С чего бы с велодорожками ситуация была бы иной? Или водители будут пропускать велосипедистов в местах пересечения дорог и велодорожек? Не будут.
Вторая причина - это общественное сознание. Когда я просто работал на заводе - к тому, что приезжал в заводское КБ на велосипеде, люди относились безразлично. Ну, парень со странностями. Но как только я занял высокое положение в обществе - приехать на велосипеде в офис стало невозможно. А почему? В Европе доценту или профессору не зазорно приехать на нем на работу. Катаются на велосипеде мэры, а президенты, как это было с Бушем, даже падают с него. И что? А у нас это проблема.
И наконец, третье - тотальное незнание правил дорожного движения автомобилистами и самими байкерами. Половина автолюбителей убеждены, что велосипедист должен ездить по тротуару, что на самом деле ему запрещено ПДД. Сколько раз слышу: "Убирайся с дороги на свой тротуар". Но, увы, тротуар не мой... Итак, если мы хотим, чтобы у нас было "как в Европе", то для начала надо соблюдать ПДД. А уже потом можно и велодорожки строить... вернее - размечать