КЛИМАТ У НАС УМЕРЕННО-ВЕЛОСИПЕДНЫЙ

Каждой весной утомленные сидячим образом жизни горожане вспоминают о двухколесном транспорте. Порой, уподобляясь гоголевскому Манилову, мы завидуем берлинцам и мечтаем: «Эх, хорошо бы и нам с автомобиля пересесть на велосипед. И нагрузка – никаких тренажеров не нужно, к тому же все пробки без проблем объедешь…»

Изображение

Говорят, популярности велосипеда в нашем мегаполисе мешает климат. Это не совсем справедливо, поскольку крутить педалями у нас можно 7-8 месяцев в году

Понятно, что это абстрактные размышления. О чем речь, если мы пока не можем решить проблему выделения специальных полос для движения троллейбусов и автобусов? Для велосипедных дорожек вдоль оживленных магистралей тем более места нет. Нужно мыслить реалистично: в современных условиях это никому пользы не принесет.

Развитие велодвижения в городе должно идти другим путем. Об этом четко сказал мэр столицы прошлой весной на субботнике в Бирюлевском дендро-парке. Юрий Лужков согласился, что для здоровья лучше крутить педалями, чем жать на газ. А конкретно задачу сформулировал так: «Нашему городу очень нужны экологические тропы и велосипедные дорожки. С этого и надо начинать. Пора в столице не по загруженным магистралям гонять на двухколесном транспорте, а по парковым и лесопарковым зонам, где двигаться безопасно и дышать легко».

ТЕСНО НА УЛИЦЕ? РУЛИ В ПАРКИ!

Во многих европейских городах этот двухколесный транспорт стал показателем экологического благополучия. Догнать Копенгаген, Берлин или Лондон по протяженности велотрасс мы в ближайшие годы не сможем, но в отдельных районах Москвы можно устроить настоящий рай для велосипедистов. Глядишь, район за районом и у нас утвердится мода на велосипед.

В последний год идет реальная работа по созданию вело-транспортной инфраструктуры. Проектировать ее специалисты Москомархитектуры начали с особо охраняемых природных зон, а именно с Бирюлевского дендропарка. При этом учитывается, что в Бирюлеве явно не хватает транспортных связей с другими районами, велодорожками было бы очень удобно связать жилые микрорайоны Загорья и Липецкой улицы со станциями метро «Царицыно» и «Орехово». Сейчас разрабатываются предложения по организации муниципальных велосто-янок у этих станций. И еще одно принципиальное замечание. Асфальт для дорожек через парки полностью исключен. Покрытия будут делать только из экологически безвредных материалов. Начальник управления Москомархитектуры Светлана Чуверина считает, что для пилотного проекта организации велодорожной сети район Орехово-Борисово Южного округа выбран правильно. Вместе с тем, нужно там, где это возможно, создавать условия для езды на велосипедах непосредственно в жилых районах. Так, планируется заранее предусмотреть велосипедные трассы в проекте планировки нового района на месте Люберецких полей аэрации (Юго-Восточный округ), где намечено построить более миллиона квадратных метров жилой площади. Тут главное - не упустить время, через готовую застройку прокладывать дорожки гораздо труднее.

МОДА НА ДВА КОЛЕСА

Говорят, популярности велосипеда в нашем мегаполисе мешает климат. Это не совсем справедливо, поскольку крутить педалями у нас можно хоть 7-8 месяцев в году. К тому же перед глазами пример скандинавов, где климат не ласковее, а велосипед в огромном почете.

По данным президента Велотранспортного союза Игоря Налимова, у москвичей сейчас 3,5 миллиона велосипедов, столько же, сколько автомобилей. Но пользоваться двухколесным транспортом приходится главным образом на дачах, за городом. Вот и этот летний сезон по традиции будет открыт 12 апреля загородным туром. Велосипедисты отправятся в Звездный городок, где возложат цветы к памятнику Юрию Гагарину. Подобные туры, пусть в сокращенном варианте, организовать в городской черте очень сложно, хотя для пропаганды велосипедного спорта и здорового образа жизни это было бы очень полезно. Но что делать, если в Москве на сегодня всего 15 километров велосипедных трасс - в Лужниках и напротив?

Дело, однако, сдвинули с мертвой точки. По поручению мэра разрабатывается Концепция обеспечения велодорожной сети в городе. Первые маршруты должны быть устроены к весеннее-летнему сезону 2010 года. Они намечаются в Зеленограде, в Тушинском и Замоскворецком парках, на Воробьевых горах, в Покровском-Стрешневе, Теплом Стане, в Измайлове и в Битцевском лесопарке. Неплохо для начала.

ГДЕ-ТО ЗА ГОРОДОМ ОЧЕНЬ НЕДОРОГО ПАПА КУПИЛ ВЕЛОМОБИЛЬ

На недавних слушаниях в Мосгордуме, посвященных развитию городской велотранспортной инфраструктуры, впервые был поставлен вопрос об изготовлении и размещении во дворах жилых домов, а также возле общественных торговых центров специальных мест или камер хранения для безмоторного транспорта. Вещь крайне нужная. В Москве прогнозируется велосипедный бум. А пока редко, но все же появляются на московских улицах невероятные уникумы. Сначала удивление, потом любопытство... Водители и пешеходы смотрят вслед чудаку, который, полулежа вперед ногами, на загадочном аппарате мчится по московским улицам. Какой странный велосипед! Руля на обычном месте нет, педали подняты и вынесены вперед, а вместо седла - кресло. В нем комфортно чувствует себя человек солидной комплекции. Потом мы узнали: его рост - 190, вес - более 100.

- Каждое буднее утро на этом своем легераде или «лежачем велосипеде» направляюсь на работу из Петровско-Разумовского в Сокольники, - рассказал нам автослесарь Михаил Тымцуник.- Никакой усталости не испытываю, только прилив сил. Когда похолодает и температура опускается ниже плюс 6-8 градусов, то вынужден пересесть на общественный транспорт. Но выгоды во времени не будет. Примерно те же 40 минут пути.

Осенью прошлого года в столице впервые были проведены скоростные заезды веломобилей. Это суперсовременный безмоторный транспорт, его также называют «лежачим велосипедом». Он может быть двух-, трех и четырехколесным. Пользоваться некоторыми видами веломобилей могут даже люди, пережившие инфаркт. Москвичи, которым за 60, участвуют в ежегодном туре по Золотому кольцу в 750 километров.

Веломобили выпускаются уже в нескольких зарубежных странах и их номенклатура постоянно растет. На спортивных машинах такого типа в штате Невада в США установлен мировой рекорд скорости - 132 километра в час.

- У веломобилей большое будущее, - утверждает вице-президент Велотранспортного союза Вениамин Ульяновский. - Возможно подключить к работе ног и работу рук, возможно добавить к мускульной силе электромотор, пристроить одно-два места для пассажиров. До 90-х годов прокат веломобилей работал в парке «Сокольники». Потом весь интерес переключился на иномарки, которые хлынули в страну. Теперь же наступает пресыщение и иномарками, и пробками. Приходит время вытолкнуть веломобили на новую волну. На них неизбежно придет мода. Думаю, на первых порах ими займется малый бизнес.

Сам Ульяновский в конце 80-х организовал кооператив, который выпустил более 100 веломобилей, но постперестроечное время не смог пережить. Тогда же инженер-конструктор пытался сотрудничать с фирмой Сухого, где подсчитали, что в год экономически оправдано выпускать не менее 25 тысяч единиц вело-техники. Энтузиасты экологически чистого транспорта уверены, что в ближайшие годы такие серии будут востребованы. Кризис этому не помешает, скорее наоборот, заставит больше думать о транспорте без горючего.

Анна НИКОЛЬСКАЯ, МОСКОВСКАЯ СРЕДА