Николай Морозов Известия.Ру 03.07.2009
Как проехать по столице на велосипеде без вреда для здоровья
Кататься на велосипеде по Тверской улице совсем необязательно. Есть места и получше (фото: Владимир Суворов, "Известия")
В следующем году, по словам мэра Москвы Юрия Лужкова, в столице создадут три специализированные велосипедные зоны. Первая раскинется по Крылатским холмам, вторая в районе станции метро "Планерная" и последняя - в Битце. Проекты обустройства велосипедных анклавов обсуждают в Москомархитектуре. Но зачем ждать целый год? "Известия" обкатали маршруты, рассчитанные на 3-4-часовую прогулку и совмещенные друг с другом. А главное, безопасные для здоровья - крупные улицы будут встречаться вам крайне редко.
Маршрут 1. Сквозь зеленые зоны
Прокатиться мимо Шереметьевского дворца и Японского сада, свернуть на Черепичную аллею, затем вдоль русла Яузы двинуться к Екатерининскому акведуку, а там уже к Лосиному острову. Маршрут проложен по ровной местности или вниз по склонам. Любители скоростей оценят участки, где при желании можно разогнаться до 50-55 км/час. Кроме того, весьма занятен будет поиск лазеек в заборе Ботанического сада (официально велопрогулки там запрещены).
Прокатившись через Ботанический сад, ВДНХ, велосипедисту придется пересечь всего одну улицу - Вильгельма Пика. Советуем свернуть к метро "Ботанический сад", а оттуда через ухоженный парк поехать мимо старой Леоновской церкви. Затем двигаться вдоль Яузы. Проехав под Ростокинским мостом, попадете в парк у "Миллионки" - излюбленное место прогулок всех местных обитателей. "Миллионкой" прозвали местность рядом с сохранившемся с екатерининских времен акведуком. Говорят, строительство его стоило около 1 млн рублей - отсюда и название.
Соседство с проспектом Мира ничуть не мешает. Шума автострады не слышно. Радует и наличие ухоженных дорожек. Народу здесь обычно немного. Впрочем, еще меньше отдыхающих в Лосином острове, который начинается уже в 10 минутах езды от акведука. Из парка узкими тропами и тихими переулками можно доехать до "Сокольников", где и завершить велопрогулку.
Сверяемся с картой: метро "ВДНХ" - улица Академика Королева - Останкинская улица - главный вход в парковый комплекс "Останкино" - далее по аллеям до входа в Ботанический сад - затем через ВВЦ до Сельскохозяйственной улицы - ул. Вильгельма Пика - парк у метро "Ботанический сад" - улица Докукина - затем вдоль русла Яузы до Лосиного острова - улица Богатырский проезд - Ростокинский проезд - парк "Сокольники".
Маршрут 2. Вдоль набережных
Это только кажется, что в центре столицы негде кататься. Места есть. Один из самых хрестоматийных веломаршрутов пролегает вдоль набережных - сначала Яузы, а потом Москвы-реки. По пути вам встретится всего одна дорога.
Начинать прогулку лучше от метро "ВДНХ" - в сторону области ведет обширный тротуар. Затем сверните на ул. Бориса Галушкина и двигайтесь вдоль трамвайных путей. Совсем скоро по правую руку появится обширная зеленая зона. Сворачивайте в нее лесными тропинками и доедете до набережной. Крутите педали около получаса и в районе Таганки выедете к Москве-реке. В вашем распоряжении окажется четырехметровый тротуар. Советуем доехать до Нескучного сада - мимо высотки на Котельнической набережной, Красной площади, Кремля, "Красного Октября" и памятника Петру Первому.
Сверяемся с картой: метро "ВДНХ" - ул. Бориса Галушкина - Ростокинский проезд - Русаковская наб. - Рубцовская наб. - Лефортовская наб. - Сыромятническая наб. - Костомаровская наб. - Полуярославская наб. - Серебряническая наб. - Устьинская наб. - Москва-река - Москворецкая наб. - Кремлевская наб. - Пречистенская наб. - Фрунзенская наб. - Андреевский мост - Нескучный сад.
Маршрут 3. Свысока
Первая велодорожка столицы появилась почему-то на Лужнецкой набережной. Два километра асфальта выкрашены в ядовито-салатовый цвет. Велосипедисты здесь почти не ездят. Кататься тут и вправду смысла нет. Куда интересней - места, раскинувшиеся вдоль противоположного берега Москвы-реки. Там не только лучше воздух, но и интересней виды. С вершин Воробьевых гор можно взглянуть на город и заглянуть за забор правительственных особняков на улице Косыгина. Катаешься и думаешь, что находишься в ухоженном европейском городке - встречающиеся на пути мусорные баки предназначены для раздельного сбора мусора. Еще по всему маршруту расставлены контейнеры с бесплатными пакетами для уборки собачьих экскрементов.
Есть тут и выделенная велосипедная дорожка. Свое начало она берет от главного входа в заказник и спускается к реке. Ехать по ней непросто: разметка скачет из стороны в сторону, а местами и вовсе прерывается, не говоря уже о том, что она тусклая - в сумерки не заметить. Лучше на нее не обращать внимания и катить в свое удовольствие. За часовую прогулку вы успеете совершить три круга по заказнику.
Сверяемся с картой: метро "Ленинский проспект" - улица Косыгина - главный вход заказника "Воробьевы горы" - Воробьевская набережная - Воробьевское шоссе - улица Косыгина - далее с начала.
Маршрут 4. Открытый простор
В 30 минутах езды от Воробьевых гор есть еще одна велосипедная "Мекка" - Парк Победы. Широченные аллеи привлекают сюда отдыхающих со всей Москвы. Тут катаются на всем, что движется, - на роликах, скейтбордах, самокатах и велосипедах.
Приезжать сюда стоит ранним утром, до появления туристов и свадебных толп. Накатавшись вдоволь, двигайтесь в сторону парка Фили или Суворовского парка. Чтобы добраться до них, потребуется проехать по Минской улице. Дышать выхлопными газами будете всего несколько минут. Зато потом сколько угодно можно рассекать по тенистым аллеям и тропинкам. Если погода выдастся удачной, то можно доехать до Серебряного Бора и искупаться. Или просто поваляться на пляже.
Сверяемся с картой: метро "Парк Победы" - парк - Минская улица - площадь Ромена Роллана - площадь Московско-Минской дивизии - парк Фили - Суворовский парк - вдоль Москвы-реки до Серебряного Бора.
В Финляндии автотрасс без велодорожек уже не строят
По словам президента Велотранспортного союза Игоря Налимова, при скорости 15 км в час велосипедист преодолевает 5 км пути за 20 минут. Это быстрее и дешевле, чем на общественном транспорте. На Западе это давно поняли. Велодорожки созданы в Копенгагене, Мюнхене, Франк-фурте-на-Майне, Стокгольме, Брюсселе, Барселоне, Париже. А Вена - просто рай для велосипедистов. Кроме того, на Кубе, в Чехии, Австрии и в ряде стран Юго-Восточной Азии популярно велотакси. В соседней Финляндии, к примеру, законодательно прописано, что если из пункта А в пункт Б строится автомобильная дорога, то при ней обязательно должна быть обозначена велодорожка. Благодаря этому закону в одном Хельсинки 700 км велодорог.
СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"
Отправляясь в велопрогулку по автодорогам, не забывайте о правилах дорожного движения.
1. Управлять велосипедом разрешается лицам не моложе 14 лет.
2. Велосипеды должны двигаться только по крайней правой полосе, как можно правее. Допускается движение по обочине и тротуару, если это не соз-дает помех пешеходам.
3. Водителям велосипеда запрещается:
- ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет - но на дополнительном сиденье с надежными подножками;
- перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном на-правлении.
Экологические маршруты столицы