Правила дорожного движения в Тюмени, начало 20 века

Как зарождались правила дорожного движения на улицах Тюмени

Павел СУНГУРОВ, студент ТюмГУ

В СМИ часто пишут, что Российская Федерация ежегодно теряет на дорогах тысячи человек, иногда добавляя: число это равно населению небольшого российского города. К сожалению, такие чудовищные сведения давно уже никого не шокируют. На вопрос, по вине кого или чего это происходит, никто однозначного ответа не даст. Одна из причин, несомненно, банальное несоблюдение существующих правил дорожного движения. С появлением транспорта в жизни человека стало возникать множество вопросов, касающихся урегулирования и регламентации перемещения транспортных средств и пешеходов на проезжей части.

В городе Тюмени эти вопросы стали особенно актуальны в начале XX века. Так, в своем отношении от 20 апреля 1911 года за № 930 господин тюменский уездный исправник обратился к городской управе с просьбой внести на рассмотрение городской Думы вопрос об урегулировании езды на велосипедах по городу изданием обязательных для сей цели постановлений. Городская управа до внесения этого вопроса на обсуждение Думы просила городские управы соседних городов выслать ей действующие по сему предмету постановления. Таковые постановления прислали Пермская, Екатеринбургская и Омская городские управы. Имеющиеся в этих постановлениях данные послужили в некоторой степени материалом к выработке нижеизложенного проекта правил о порядке езды на велосипедах по городу Тюмени.

Важно отметить, что первый проект о порядке езды разрабатывался главным образом для велосипедистов, но также освещал и правила езды на мотоциклетках и автомобилях, ввиду того, что число их в городе с каждым годом увеличивалось и езда на них требовала урегулирования. В городе не было обязательного постановления иметь номер на велосипеде. Велосипедисты также не имели особых билетов на право управления.

Для того чтобы на тюменских улицах снизилось количество происшествий с участием велосипедов, автомобилей, а также гужевого транспорта, в кратчайшие сроки был выработан проект «Обязательного постановления о порядке езды на велосипедах и автоматических экипажах (автомобилях и мотоциклетках)», составленный в порядке 12 пункта 108 статьи городового положения. Выглядел он следующим образом:

«Езда на велосипедах разрешается во всякое время, по всем улицам и площадям города лицам, получившим билет и нумерной знак из Городской Управы; знак этот прикрепляется к седлу велосипеда с задней стороны.

Разрешение на езду на автомобилях и мотоциклетках выдает Тюменская Городская Управа лицу, выдержавшему испытание в умении управлять машиною.

Испытание в умении управлять машиною производится Городскою Управою непосредственно или через сведующих лиц, по их усмотрению. Выдержавшему испытание выдается о том свидетельство.

Лицам, выдержавшим испытание в умении управлять машиною, выдается билет на право езды и нумерной знак, который прикрепляется к заднему сиденью автомобиля или мотоциклетки. Именной билет на право езды должен быть при ездоке.

Билеты и нумерные знаки выбираются ежегодно с 1-го апреля впредь на один год.

Едущие на велосипедах должны держаться правой стороны улицы ближе к тротуарам, равно и при встрече с пешеходами и экипажами всегда держаться правой стороны.

Объезд пешеходов, всадников, экипажей и др. допускается только с левой стороны.

Быстрая езда вообще воспрещается; ехать следует не быстрее обыкновенной лошадиной рыси и держаться за руль; огибать углы и пересекать улицы следует, по возможности, тихим ходом с подачею предупредительного звонка.

Воспрещается ездить на велосипедах в скверах, садах, по тротуарам, бульварам и пешеходным дорожкам, заменяющим собою тротуары.

Всякого рода фигурная езда, состязания, злоупотребление звонком, гудком и прочим воспрещается.

При встрече с пешеходами рекомендуется объясняться словами или даже сойти с велосипеда, но не усиленными звонками требовать уступки дороги.

В случае беспокойства лошадей велосипедист обязан умерить ход или сойти с велосипеда и, по возможности, закрыть его собой.

При совместной езде велосипедисты должны ехать не более двух в ряд, причем при встрече не должны проезжать мимо лошадей одновременно с обеих сторон.

При встрече с крестным ходом, большими похоронами, процессиями или вообще со значительным числом пешеходов либо экипажей, велосипедист обязан сойти с велосипеда и провести его в руках или же уехать в боковую улицу.

Все вышеизложенные правила езды на велосипедах обязательны и для лиц, едущих на автомобилях, настолько, насколько они применимы для последних».

Таким образом городскими властями была осуществлена первая попытка урегулирования дорожного движения. Соблюдение перечисленных правил гарантировало на тот период безопасность на тюменских улицах. Вероятно, сегодня для того, чтобы участники дорожного движения оставались целыми и невредимыми, достаточно сделать совсем немногое – соблюдать существующие правила дорожного движения, независимо от того, кто ты – водитель или пешеход.