Сопротивление велодорожкам

Рост популярности велодвижения вызывает растущее сопротивление. Мы уже писали об активизации противников велодорожек. В данной заметке в начале посмотрим видео из Будапешта. Во время международного форума в Копенгагене группа из 13 автолюбителей в Будапеште провела демонстрацию против появления очередной велодорожки. Они организовали "Движение за гуманизм к автопарковкам" (EMPAMO - Movement for Human Parking). Надо признать, что Федерация венгерских автолюбителей, насчитывающая 300 000 членов, не поддержала данную протестную группу. Заметим, что речь в данном случае шла о небольшом бульваре, на котором было удалено около 70 машино-парковочных мест, чтобы освободить место для пешеходов и велосипедистов.

К слову - в Будапеште каждый год удваивается количество велосипедистов, принимающих участие в Дне Земли весной и Дне без автомобиля осенью. Итак, смотрим демонстрацию венгерских автолюбителей  под девизом "Остановите велосипедистов!"

 

Чувство личной собственности, которое автолюбители почему-то распространяют на дорожное полотно, было отмечено очень давно Уинстоном Черчилем. Ниже будет  свободный перевод статьи, взятой с сайта http://ipayroadtax.com От себя добавлю следующее: нежелание делиться собственным комфортом ради комфорта общества - вряд ли можно назвать смертным грехом. Но последствия этого нежелания, в случае с дремучими автолюбителями, обретают черты конкретного человекоубийства. А это уже смертный грех.

В 1936 году дорожный налог был окончательно отменен, начало этому было положено Уинстоном Черчилем за десять лет до этого , когда он был министром финансов. Вплоть до 1926 года британские автомагистрали строились с частичным участием накопленных средств от этого налога.Средства, полученные от сбора дорожного налога, получили название дорожный фонд. Распоряжался этим фондом Дорожный совет. Дорожный фонд был создан в 1909/10 году как часть финансового закона, известного как "Народный бюджет" Ллойд Джорджа.
"Основная тяжесть налога в начале должна быть возложена на автомобилистов, которые к этому готовы и считают это справедливым, и даже хотят щедро платить в таком случае, пока будут гарантированы целевое расходование средств и будет производится контроль за расходами, которые этот фонд  будет направлять исключительно на улучшение дорог, и они должны быть хорошего качества и надлежащего содержания". Из доклада по бюджету  тогдашнего канцлера казначейства, Ллойд Джорджа, апрель 1909.

Благодаря Ллойд Джорджу автомобилисты добились лицензии Дорожного Фонда. Деньги пошли в Дорожный фонд и были вложены в проекты строительства дорог, хотя казначейство иногда изымало из него средства для других целей.
Дорожный Фонд предоставлял средства местным властям для улучшения местных дорог. Даже на заре автомобилизма выделение средств на постройку дорог происходило как совместный вклад  местного и государственного бюджетов. И ответственность за строительство дорог - как местного, так и государственного значения, - всегда возлагалась на местные власти.
Некоторые говорят, что вначале местные налоги были платой за выбор образа жизни "богатых автомобилистов", но местные налоги - оплачиваемые всеми - это все-таки плата за дороги.
 Доклад  Сальтера 1932 года признает, что моторизованные транспортные средства  были виновны в "использовании общих шоссе для частной прибыли, и создании угрозы интересам общественным: безопасности, удобствам и капиталу".
Уинстон Черчиль был сторонником автомобилизации, но выступал против дорожного фонда и дорожного налога. В 1920 году он сказал, что небольшая сумма, собранная с автомобилистов посредством дорожного налога "будет использоваться в качестве паспорта на дорогах:"Следующим шагом через несколько лет они будут считать, что дороги созданы на их взносы и они имеют моральное право на эту собственность [Цитата из  Plowden, William (1971) "The Motor Car And Politics 1896–1970"]
В 1936 году "дорожный налог", торпедированный Черчилем еще в 1926 году, полностью был упразднен и никогда не вернулся.

Теперь у нас [в Англии] есть VED - Vehicle Excise Duty, налог на моторизованные выбросы.
Как в те времена, так и сейчас, дороги чертовски дорого создавать и поддерживать в исправном состоянии: автомобилисты никогда не выплатили даже стоимость  крайней правой полосы. Строительство дорог всегда субсидировалось, тем самым субсидии получали все автолюбители. Теперь было бы неплохо субсидировать и велосипедистов. Я уже как-то предлагал это.

Но, что если весь этот разговор о нулевом налоге на моторизованные выбросы, дорожном налоге и субсидировании велосипедистов обернется тем, что нас заставят платить за езду на велосипеде, как хотят некоторые бюрократы из правительства? Я смело скажу им:"А ну давайте! Пусть будет так!" Дальше я опишу, почему я так считаю.

Первое.
Существовавший ранее Дорожный фонд платил гранты на строительство дорог,но эти гранты давали только тем проектам, в которых также предусматривались тротуары и другие принадлежности для не-автомобилистов.  Значит, если дорожный фонд с его налогами все-таки вернется, то у всех создаваемых дорог будут автоматически создаваться удобства, привлекательные для велосипедистов и пешеходов.

Второе.
Новый дорожный фонд будет конечно же иметь шкалу платежей. Оплата должна соответствовать  размеру самого транспортного средства, величине его нагрузки на ось, пробегу и количеству выбросов двуокиси углерода.Таким образом, грузовые автомобили будут платить сполна за наносимый окружающей среде ущерб; автомобили будут платить за большой пробег и выбросы. А также велосипеды, которые не повреждают дорогу, будут платить потому, что они являются транспортным эквивалентом гекконы Бразилии , ящериц, которые легко  могут стоять на воде.  Конечно, если велодвижение получит такую популярность, что пробег начнет возрастать, то нам придется платить немного больше. Но увеличение велотрафика повышает его же безопасность, как  часто любит подчеркивать Европейская велофедерация , то за это не жалко будет и заплатить.

Третье.
Аргумент по теме нагрузки на ось был взят с сайта Realcycling.co.uk :
  Общепризнано, что ущерб дорогам пропорционален четвертой степени нагрузки на ось.  Таким образом, грубая цифра предполагает, что автомобиль, который весит приблизительно в десять раз больше, чем велосипедист (скажем, 1000 кг против 100 кг), должен платить 10×10×10x10, или в 10000 раз больше. Таким образом, если автомобиль выплачивает 100 £ в год, то велосипедист будет платить 1 пенни.  Я бы с радостью заплатил мой дорожный налог на ближайшие 50 лет, если это заткнет рот некоторым рьяным автомобилистам.

Четвертое.
В настоящее время налог на моторизованные выбросы не платят автомобили с выбросом СО2 меньше, чем 100г/км. Однако, по справедливости, вместо награждения их нулевой ставкой налога, эти автомобили должны были бы платить за инфраструктуру, за наносимый ими ущерб.  Возможно, правительство  установит дату, в самом ближайшем будущем, когда с конвейеров все машины будут выпускаться  только с низким содержанием углерода?
Наиболее эффективные автомобили сегодня дают 98 грамм двуокиси на километр. Велосипедисты также выделяют СО2. Было установлено, что велосипедист выделяет от 1,5 до 3,0 грамм  на километр. Но, как отмечается, если вы едите углеводы, содержащийся в них углерод взят не из природных ископаемых, а является частью системы круговорота углерода в природе. Поэтому дыхание велосипедиста в этом смысле - углеродно-нейтрально.

Пятое.
В 2006-07 финансовом году 28.43 млрд £ было собрано за счет налога на топливо и налога на моторизованные выбросы.  В том же году около £ 8.78 млрд £ направлено на  строительство и содержание дорог, но это не вся история.  Стоимость порядка на дорогах и расходов, понесенных в рамках судебной системы была оценена в 3 млрд. фунтов стерлингов. Кроме того, расходы, вызванные травматизмом вследствие дорожно-транспортных происшествий составили 9.93 млрд  фунтов.Общие расходы правительства составили 32.81 млрд £, и разницу в  4.38 млрд  фунтов стерлингов пришлось покрыть за счет других, не автомобильных налогов. Кроме того, существуют издержки предприятий и бизнеса, которые по оценке Конфедерации британской промышленности, составили около  19.1 млрд £.

Добавим сюда ежегодные расходы вызванные шумовым загрязнением ( 3.1 млрд £), загрязнением воздуха (19.7 млрд £ - не включая CO2); загрязнением воды (от 1 млрд до  16 млрд £) и ожирением ( 2 млрд £). Таким образом речь идет о расходах в 50 млрд против доходов в 28,5 млрд.
Если велосипедистов все-таки попросят платить налог в Дорожный фонд, надо помнить, что польза, которую приносит велодвижение, легко  перекроет любую сумму, которую с них соберут.

 

По материалам сайтов http://ipayroadtax.com и http://www.copenhagenize.com

Комментарии

В России расходы на дороги

В России расходы на дороги состоят из:

  • налоги с автомобилистов - 10%
  • акцизный налог на бензин - 30%
  • средства государственного бюджета - 60%

Записано со слов М.Я.Блинкина (научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства) в передаче "Горячий вечер с Тиграном Кеосаяном" на канале ДТВ 11.02.2010