Оздоровление страны велосипедом

На сайте Всемирной организации здравоохранения находится Глобальный атлас здоровья (Global Health Atlas). В нем можно ознакомиться со стандартизированными данными и статистикой по различным показателям на страновом, региональном и глобальном уровне.

Опубликованные на этом сайте данные конечно же не являются секретными. Для некоторых людей они известны давно. Но ужасное состояние здоровья нашего народа на этих картах, похожих на школьные контурные, сильно впечатляет.

Начнем с продолжительности жизни. Карта показывает ожидаемую продолжительность жизни мужчин. Показатель ожидаемой продолжительности выводится из того, какую продолжительность мы имеем на сегодняшний день плюс какие изменения мы планируем внести в здоровье людей. Здесь учитываются и расходы на здравоохранение,  и система физического воспитания,  образ жизни, питания и много чего еще. Итак, мальчики, рождающиеся сегодня в России, не доживут в большинстве своем до 60 лет. Такие показатели характерны для центральноафриканских стран, где порой треть населения вич-инфицированы.

 

Ожидаемая продолжительность жизни

Карта с расходами правительств на здравоохранение не вызвала удивления. Расходы на здоровье граждан в России остаются самыми низкими в Европе. Расходы обозначены не в рублях и не в евро, а в условных индикаторных единицах. Каждому диапазону соответствует свой цвет. Красный - самые большие расходы, белый - самые маленькие.

 

Расходы на здравоохранение

Следующая карта показывает в каких странах есть проблемы с высоким кровяным давлением (гипертонией) среди взрослых. Тут мы на уровне половины европейских стран, среди которых Германия, Италия, Португалия. Давление у нас выше нормы, но не очень. Зато, обратите внимание на светлый островок на севере Европы, выделяющийся на фоне других скандинавских стран. Это Дания, страна-лидер велодвижения и велокультуры.

 

Давление крови, как один из индикаторов здоровья

Одним из главных факторов риска, таких как гипертония, является ожирение. В интересной книжечке "Проблема ожирения в Европейском регионе ВОЗ и стратегии ее решения"   раскрывается, на мой взгляд, секрет хорошего давления у датчан.

В среднем люди в Западной Европе проводят в дороге 1 час в день. Они преодолевают на
велосипеде 0,5 км, проходят пешком 1 км, а на машине проезжают 27,5 км. Только в некоторых странах, например в Дании или Нидерландах, перемещение на велосипеде занимает более значительное место в повседневных передвижениях. Однако езда на велосипеде или быстрая ходьба, требующие энергетических затрат, равных 3–5 МЕ (метаболический эквивалент, расход энергии в состоянии покоя), могут служить действенным и эффективным способом обеспечения рекомендуемого уровня физической активности: ежедневной, не менее чем 30-минутной нагрузки средней интенсивности.
В пеших и велосипедных прогулках скрыт огромный потенциал. Несмотря на общее увеличение
количества автотранспорта, больше 50% поездок на автомобиле, совершаемых в настоящее время, не превышают 5 км – расстояния, которое может быть преодолено на велосипеде за 15–20 мин. Более чем в 30% случаев поездки на автомобиле не превышают 3 км – расстояния, которое энергичный пешеход может преодолеть за 30–50 мин. Велосипед и ходьба могут заменить как минимум половину этих коротких автомобильных поездок .