Велоугоны-2010: новые методы увода навороченных Porsche и советских «Аистов»

В нынешние выходные наш корреспондент побывал на экскурсии с велосипедным вором экстра-класса. «Сейчас у меня сразу пять заказов на угнанные велики. С этими эталонами люди решили пересесть на велосипеды...». Личный рекорд экскурсовода: угон велосипеда Porsсhe за 2000 латов. Всего же на счету Виталика сотни украденных велосипедов.

100 угонов в день

Что очевидно: у полиции сейчас нет точной статистики по велоугонам. По неофициальным оценкам, каждый день в Рижском регионе угоняется от несколько десятков до сотни велосипедов. Но официальные цифры гораздо ниже, потому что многие потерпевшие просто не заявляют о пропаже.

Поэтому мелкие преступники каждый год ждут начала нового сезона. Кражи велосипедов – для многих из них единственный способ стабильного и довольно безопасного заработка на каждый день.

— Когда я воровал, то в день точно делал по одному велику. – хвастается Виталик. – Вот и получалось, что в меньше 20-30 латов за сутки я не зарабатывал.

По утверждению Виталика, сейчас многие его коллеги переключатся с магазинных краж именно на велоугоны. В кризис охрана супермаркетов начала действовать сверхжестко. Сейчас даже за несколько палок колбасы можно отправиться с следственный изолятор. С велосипедами все проще: их никто сильно не охраняет, плюс спрос на «паленый» транспорт резко возрос.

— Сейчас только у меня уже есть пять заказов на угнанные велики. Два с мужской рамой, три с женской. С этими э-талонами люди летом решили пересесть на велосипеды. И дешевле, и для фигуры полезней.

Кража со слежкой от супермаркета

Впрочем, пока Виталик еще не принял решение по возврату в профессию. Парню уже под тридцатник и мотать новый срок как-то не особо хочется. Кроме того, у него есть предложение о работе в Норвегии. На прогулку-разведку по веломестам Виталик согласился из любопытства.

— В последний раз меня посадили сразу за серию краж. Угнанный велик мне доказали только один. Но по ним я уже несколько лет работаю, и каждый год одно и то же – лохов меньше не становится.

За беседой о реалиях криминального велобизнеса-2010 ваш корр. вместе с Виталиком добрался до торгового парка Alfa. Дальше экс-угонщик наглядно продемонстрировал технологию кражи.

— Видишь, у входа стоянка для великов. Мы туда не пойдем, там везде камеры стоят. Постоим на боковой улочке, подождем, пока кто-то подкатит.

Через несколько минут к супермаркету подкатывает девчонка на советском дорожном «Аисте». Пристегивает велик противоугонкой к стальным трубам и отправляется в магазин.

— Теперь представь, что ты велоугонщик... Если она засобирается обратно, гудану тебе на телефон. А пока ее нет, ты дуй к стоянке и подозрительно потрись возле ее велика пять минут.

Через пять минут Виталик отзвонился. Как оказалось, девушка пошла в «кругосветный» поход по Alfa. Ваш корр. за это время честно покрутил руль «Аиста» потенциальной жертвы и даже посидел на сиденье. Все это было проделано под объективами сразу нескольких камер супермаркета.

— Видишь, за то время, что ты ковырялся, можно было тачку угнать. Тросик, которым этот раритет пристегнут, можно перекусить за секунду. За вторую — уже уехать. Но никто из охраны магазина не вышел и тебя не прогнал. Просто у них и внутри магазина своих проблем выше крыши.

Борьба с U-замками

Впрочем, технологии защиты велосипедов от угона не стоят на месте. На смену тросам самой различной толщины приходят каленые цепи с амбарными замками и так называемые U-замки, сделанные из толстых стальных прутов.

— Раньше, выходя на дело, достаточно было иметь с собой мощные кусачки. Даже если тросик толстый, то его можно перекусить. Просто не с одного приема, а с 5-6. Новые же противоугонки требуют совсем другого инструмента.

По утверждению Виталика, на каленые цепи и U-замки угонщики ответили достойно — большими гидравлическими ножницами по металлу (аналогичные пожарным) и болгарками на аккумуляторах. Этот инструмент немного громоздок и шумен, зато сломает любую механическую противоугонку.

— Вот и получается, что велоугонщик-профи должен сейчас таскать с собой целую сумку с инструментом. Минимальный набор – ножницы, долото и мини-кувалда. Поговорка «Против лома нет приема» срабатывает и на U-замках.

Как работают воры-альпинисты

Неприятности веловладельцев поджидают не только возле супермаркетов Риги, Юрмалы и Огре. Днем также крайне опасны центральные улицы городов, которые шлифуют угонщики в поисках добычи. Ночью акцент смешается на спальные районы и дачные поселки.

— Наивно думать, что велики угоняют только от магазинов. Самое сладкое для вора обнаружить ночную парковку велосипеда. Тогда и времени для кражи будет предостаточно, и стрема практически нет никакого.

NB! Кроме стандартных подвалов и лестничных клеток также опасны для хранения велосипедов балконы многоэтажек. При этом украсть транспорт могут не только с первого этажа.

— По балконам воры обычно работают попарно. Один с веревкой в кармане лезет на балкон. Затем привязывает велик и спускает второму, который стоит на стреме. Вся операция занимает не больше 5-10 минут.

Велодорожки, или «Дай покататься!»

Иногда велосипеды просто отбирают у владельцев. Например, несколько лет назад было зарегистрировано несколько случаев разбойных нападений на юрмальской велодорожке. Жертвами ограблений становились дети и подростки.

— Лично мое мнение: тот, кто отбирает велики у детей, — настоящие отморозки. Хотя бы потому, что за разбой гораздо больше срок, чем за кражу. Но в принципе, я их понимаю. Это легко: попросил у мелкого велик прокатиться и уехал.

Комментарий полиции

С началом весенне-летнего сезона полиция Рижского региона призвала всех веловладельцев к повышенной бдительности:

— Были случаи когда велосипеды угоняли даже у велокурьеров, — рассказывает начальник Рижского центрального участка полиции Марцис Межавилкс. — Они пристегивали свой транспорт, только вот стоял он без присмотра слишком долго.

По словам пресс-секретаря полиции Рижского региона Сигита Пилдава, в идеале велосипеды вообще не стоит оставлять без присмотра. Как вариант, можно устраивать парные или массовые велопрогулки. Тогда при походе в магазин один из велосипедистов остается стоять «на стреме», охраняя общий транспорт. Но если вы все-таки один, пристегивайте велосипед сразу несколькими противоугонками. Пока самая надежная из них – U-замки.

— К счастью, пока мало случаев, когда велосипеды отбираются у потерпевших уличными налетчиками, – сообщила г-жа Пилдава. — Несколько лет назад действительно была серия подобных налетов на юрмальской велодорожке. Но тогда нам удалось задержать подозреваемых.

В качестве мер предосторожности г-жа Пилдава, посоветовала родителям не отпускать детей кататься на велосипедах в одиночку. Велопрогулки маленьким спортсменам лучше совершать вместе со взрослыми, в крайнем случае в большой компании товарищей. Тогда риск нарваться на грабителя существенно снижается.

Воровской прейскурант

* Советские велосипеды: «Аист», «Десна», «Салют» – 10-15 латов

* BMX – 25-50 латов

* горники – 25-120 латов

Курьез: «Пилите, Шура, пилите»

В конце января этого года жители одного из домов по ул. Стабу помогли задержать парочку веловоров. Около полуночи они заметили мужчину и женщину, которые сосредоточенно пилили дерево, к которому был пристегнут велосипед. Из инструментов у воров оказалась только пила, поэтому они решили угнать транспорт, спилив дерево.

— Мы потеряли ключ от замка, вот и пришлось пилить, – такое объяснение выдала парочка подъехавшему полицейскому экипажу.

Полицейские не поверили и отвезли «лесопилов» вместе с велосипедом в участок. Через несколько минут объявился хозяин прикованного к дереву велосипеда. Кстати, рок-музыкант.

— Я с друзьями зашел в кафе, а велосипед пристегнул к дереву. Когда вернулся, вижу: дерево спилено, а велика нет.

В итоге парочка, спилившая дерево толщиной 10-12 см, была задержана. Как выяснилось, 28-летний мужчина и 40-летняя женщина – наркоманы со стажем и ранее были многократно судимы за кражи.

Ярослав Омельченко, Кriminal.lv