Двухколесные санкции

В столице стартовал молодежный проект "Let's bike it!"

На работу или учебу на велосипеде? Отличная идея, мэр Юрий Лужков каждую весну рекомендует горожанам менять четыре колеса на два. Но велодорожек (кроме как в парках) и велостоянок как не было, так и нет. Приходится велоэнтузиастам подгонять чиновников. В столице стартовал проект "Let's bike it!", который обещает бороться за комфортные условия для велосипедистов в нашей стране. С автором идеи - аспирантом Московской финансово-юридической академии (МФЮА) Владимиром Кумовым - встретилась корреспондент "Недели" Полина Потапова.

О старте проекта: Идея проекта "Let's bike it!" родилась, когда я был в Аргентине. Три месяца учился в Буэнос-Айресе. Там за два года весь центр города обустроили велодорожками по программе развития велодвижения. Я задумался: если там это смогли сделать с учетом затянувшегося финансового кризиса, то чем Москва хуже? Когда вернулся в Россию, начал продумывать детали, обсуждать с друзьями в блоге.

Предложил проект Экологическому содружеству молодежи, и мы взялись его делать вместе. Финансово нас поддержал ректор МФЮА, дал необходимый минимум для старта проекта. Сейчас костяк нашей команды - 9 человек. Плюс еще несколько десятков регулярно идеи предлагают. Все - студенты и выпускники столичных вузов: МФЮА, МУМа, ГУ-ВШЭ, МГУ, МИЭТа и других. На это лето у нас много планов. Например, велопробег, который стартует в Санкт-Петербурге 16 июля и завершится в Лиссабоне. Он поможет нам собрать информацию о велодвижении в странах Европы и привлечь внимание к возможностям велотранспорта. А в России планируются всевозможные акции и флешмобы. Осенью ждите лекций специалистов в области градостроительства, имеющих опыт создания велосипедной инфраструктуры во многих городах мира. Это поможет разрушить стереотипы и подготовить людей. В общем, проект явно не на один год. Я считаю, что сначала нужно оборудовать велостоянки, рассказать и показать москвичам опыт других стран (поменять скептическое отношение к велосипеду), а уж потом - массово обустраивать велодорожки.

О проблемах велосипедистов: Отсутствие велодорожек вынуждает порой ехать по проезжей части, а это не всегда приятно - загазованность, пролетающие мимо автомобили, переезд крупных транспортных развязок или путей. Попробуйте, к примеру, перебраться на велосипеде через МКАД... Во всем мире есть подземные проезды под подобными дорогами: не с лестницами, а с плавными спусками. Кстати, далеко не все переходы в центре оборудованы специальными спусками - приходится велики на руках таскать. А еще запрещено перевозить их в метро, что очень усложняет жизнь. В других странах есть даже специальные вагоны для велосипедистов... Бордюры в Москве и Питере убрали, но не везде - приходится прыгать на них. Вот поэтому некоторые считают, что езда на велосипеде в Москве - это для безумцев.

О выборе и ценах: Велосипеды в Москве продаются разные, но выбор не такой большой, как в других странах. Нормальный городской велосипед можно купить тысяч за 5-10. Это вполне приемлемо, я считаю. Есть, конечно, варианты и за 100 тысяч, но это уже на любителя. Моды на велосипеды особой нет, каждый подбирает под свой стиль, а некоторые даже сами собирают. Есть совершенно удивительные варианты. Велосипед ведь как одежда - позволяет подчеркнуть свою индивидуальность. В Москве пока больше обычных горных велосипедов - их и в продаже больше, но появляются уже и красивые городские.

Об обещаниях чиновников: В Москве еще пару лет назад обещали поставить велостоянки в центре города - но до сих пор их нет. Правда, появляются велодорожки в парках, но они там и не особо нужны, если говорить о развитии городского велодвижения. Нужно развивать инфраструктуру во всем городе, чтобы было легче доехать на работу или учебу на велосипеде, чем в метро или по пробкам на автомобиле. Мы этот вопрос сейчас тоже прорабатываем. Начали с вузов - предлагаем установить велостоянки для студентов. Например, в МИЭТе и МГТУ им. Баумана велопарковки уже есть, и студенты приезжают каждый день на велосипеде на учебу. В МФЮА, МУГУ, МАСИ было принято решение об их установке - велопарковки там появятся до конца июля. Другие вузы тоже, думаю, подключатся. Это же несложно сделать. К тому же нас поддержал Всероссийский студенческий совет. А чиновникам, мне кажется, нужно показать, как много людей выбирают велосипед, тогда процесс пойдет. Дмитрий Медведев в Копенгагене сказал, что хотел бы видеть больше велосипедистов на улицах, в том числе чиновников. Осталось только подать пример.

О стереотипах: Есть мнение, что велосипедом можно пользоваться только летом. Я раньше тоже так думал. Но потом увидел в финском городе Рованиеми на полярном круге людей на велосипедах. На улице было -27 по Цельсию! Или взять Копенгаген с Амстердамом: около 40% уличного трафика - велосипеды. И летом, и зимой, и в дождь, и в солнце. Еще один стереотип: велосипед - это спорт. Мало кто знает, что можно выглядеть элегантно на велосипеде. Девушки в красивых платьях, мужчины в деловых костюмах - типичная картина для многих велогородов. Прицепы-кабинки для детей очень популярны во многих странах. То есть велосипед - это еще и семейный транспорт. А как вам картина перед Рождеством: жители везут елки на своих велосипедах? Можно привести еще множество примеров.

О европейском опыте: В голландском Гронингене около 57% транспортных нужд жителей выполняют велосипеды - невероятное зрелище! Нидерланды вообще в этом плане очень продвинутая страна. Там велодорожки сделаны не только в городах, но и между ними. Велосипед в этой небольшой стране - такая же часть культуры, как, например, ветряные мельницы. В Париже можно взять велосипед напрокат за 1 евро в сутки, а в Барселоне - 32 евро за пользование системой общественных велосипедов в год! Вот такое в Москве сделать хорошо было бы. Захотел доехать от метро "Авиамоторная" до "Академической", подошел к специальной велопарковке, взял велосипед, потом на такую же велопарковку на месте назначения поставил и пошел по своим делам. Нужно куда-то еще проехать - снова на велосипед. Очень удобная система. Я недавно в Питере был, взял велосипед на трое суток, заплатил 1600 руб. Это больше, чем в Барселоне жители за год платят.

О прогнозах: В Копенгагене, который активно развивает велодвижение, есть цель - свести количество автомобилей в городе к 5% от транспортных нужд жителей, чтобы остальное выполняли велосипеды и общественный транспорт. Москве, конечно, такое и не снилось. Мы, если нас поддержат, лишь лет через 10 приблизимся к их нынешним показателям. Хотя наш проект поддержал Йенс Ворнинг Сёренсен, генеральный консул Дании в Санкт-Петербурге, сказал, что может нас с нужными людьми познакомить во время велопробега Санкт-Петербург - Лиссабон, так что опыт можно будет перенимать быстрее

Личный опыт

Певец Дима Билан:

- Я катаюсь на велосипеде только для собственного удовольствия. К сожалению, заменить им автомобиль не удается. Хотя я столько раз об этом мечтал, стоя в пробках. Конечно, в Москве нет условий для комфортной езды на велосипеде, но пробки в конце концов доведут москвичей, и они начнут пересаживаться на велики. Чего я всем желаю. Такая ежедневная зарядка сделает нас здоровее и стройнее. Да и для экологии польза. Но даже если велопрогулки люди будут совершать только в качестве фитнес-нагрузки, уже неплохо. Я люблю кататься по своему району. Жаль, с моим графиком удается это нерегулярно. Меня не тяготит внимание людей, но в этом плане велосипед - полезная вещь. Только тебя заметили, а ты уже уехал...

Власти обещают парковки

Еще в октябре прошлого года Василий Кичеджи, глава департамента транспорта и связи города Москвы, пообещал горожанам поставить парковки для велосипедистов возле станций метро летом 2010 года. Но пока что их нет.

- То, что парковки появятся, - точно, - сообщили "Неделе" в пресс-службе департамента. - Решаются организационные моменты. Работы по установке начнутся во второй половине 2010 года. Стоянки расположат на транспортных узлах и возле выходов из метро. Защита от угонов пока не предусмотрена. Владелец велосипеда сам должен будет позаботиться о его безопасности.

Полина Потапова, 9 июля 2010 г Известия-Неделя