Велопрокат в Париже: статистика успеха

Velib велосипед на парковкеЭтим летом Velib отмечает своё трехлетие. В названии проекта соединены два слова:  velo (вело) и liberte (свобода).
За три года совершено более 80 миллионов поездок, а в июле 2010 года количество постоянных абонентов  достигло 162 тысячи человек. Средняя продолжительности поездки - 20 минут. За последний год каждый велосипед эксплуатируется более активно (рост 11%).

Растет число людей, использующих велосипед для регулярных ежедневных маршрутов (на работу, в магазины и т.п.)
Когда всё только начиналось, 15 июля 2007 года, в городе было 7500 велосипедов и 750 парковочных станций. В настоящее время велосипедов уже 20600, а станций - 1205.

По данным недавнего опроса:
 - мужчины используют Velib больше, чем женщины - 52 процента мужчины против 48 процентов у женщин.
 - лица младше 25 лет составляют 16% пользователей,
 - лица старше 56 лет составляют 8% пользователей,
 - служащие - 16%
 - студенты - 10%

С самого начала устойчивость системы ставилась под сомнение. Газета Le Figaro в статье, опубликованной 24 июня 2008 года, сообщала о непомерных расходах, связанных с кражами и вандализмом (1500 ремонтов в день).
Согласно некоторым источникам содержание каждого велосипеда в такой обстановке  обходится в 2500 евро вместо заложенных в бизнес-план фирмой JCDecaux в первоначальный бюджет 1000 евро. На 24 июня 2010 года только 16 тысяч из 20 находились в исправном состоянии.
Как и все эмблемы общества потребления, Velib вызывает зависть. Воруют не раму и два колеса, воруют атрибут буржуазной богемы. Тем более, что в отличие от, например,автомобиля Mini Cooper, велосипед просто беззащитен.

Плакат, выпущенный мэрией Парижа: "Поломать Velib легко... он не может защититься"Ломают велосипеды совсем не те, кто ими пользуется. Самыми распространенными (69%) пользователями Velib являются те, кто по французской классификации относится к категории "CSP+" - это мелкие торговцы, предприниматели, старшие и младшие специалисты интеллигентных профессий.
Портят велосипеды, так же как и всё вокруг себя, различные асоциальные элементы.Такими были названы: фрирайдеры, пьяные, умственно отсталые и анархисты.
Учитывая всё это, конструкция велосипеда за три года стала более "антивандальной" - усилены  элементы рам, закрепляющие велосипеды на парковке, усовершенствована сигнализация о правильной/неправильной фиксации велосипеда на парковке, заменены на большую (10кг) грузоподъемность корзинки.
Также выяснилось, почему парк велосипедов в Париже несет потери более интенсивные, чем аналогичные в Марселе или Лионе. Оказывается, что в столице число случайных пользователей намного больше. Провинциальные и иностранные туристы делают много ошибок при фиксации велосипедов в парковочных автоматах. В результате велосипеды достаются тем самым асоциальным элементам.
Городская казна берет на себя 4% годовых потерь от вандализма, это можно представить как  400 евро компенсации за каждый уничтоженный или украденный велосипед.Это в сумме составляет 1,6 миллиона евро в год.При этом надо не забывать, что со своей стороны компания JC Decaux платит ежегодный взнос 3,5 миллиона евро мэрии Парижа.
По некоторым подсчетам доход компании составляет 1621 евро с каждого велосипеда.
В настоящее время компания JC Decaux очень скупо говорит о собственных промахах и о финансовых потерях от вандализма. Тем не менее, в поправках к новому договору между Парижем и компанией специально оговаривается улучшение доступности велосипедов, сокращение до 23 секунд времени ожидания связи с операторами телефонного центра жалоб, и сокращение до 5 дней времени ответа на письменные жалобы.
Программа окончательно укрепилась в Париже и продолжает распространение на пригороды. Удовлетворенность парижан новым транспортным средством, а также растущий спрос побуждают городские власти продолжать развивать проект Velib. 

Небольшой велозаводик в городке Tószeg, к юго-востоку от Будапешта. На нем венгерские рабочие за 2 евро в час собирают ставший знаменитым велосипед Velib.

 

 

 

 

По материалам:

http://www.actualites-news-environnement.com/23894-Velib-fete-trois-ans.html

http://ecolesdifferentes.free.fr/PARISBOBOVELIB.htm

Комментарии

Владимир Познер:"Я в Париже

В.Познер:"Я в Париже часто беру велосипед..."Владимир Познер:"Я в Париже часто беру велосипед, если нужно куда-то быстро добраться."

Сейчас в Париже очень популярно новое удачное изобретение — Velib, муниципальная сеть проката велосипедов. Это очень удобно: по всему городу открыли огромное количество стоянок с велосипедами, можно взять в одном месте, а оставить в другом, и это очень дешево. Мне нравится, что по выходным набережные Сены закрыты для автомобилистов — и тогда на велосипеде раздолье. Я в Париже часто беру велосипед, если нужно куда-то быстро добраться.

Forbes.ru "Уроки французского"