Велодвижение в Москве и взгляд из Пекина

 

Превратить Москву в велосипедную столицу обещают не первый год. Но велодорожки и парковки для двухколесного транспорта - до сих пор лишь в планах. При этом число сторонников передвижения с помощью механизмов на мускульной тяге растет с каждым годом. Растет и число краж - велосипеды уводят буквально у владельцев из-под носа. Об особенностях велодвижения в Москве и из велосипедной столицы мира – Пекина.

Камера видеонаблюдения в одном из московских дворов. Вот приехал человек, примкнул велосипед и ушел по своим делам. Через три минуты другой человек открутил переднее колесо и забрал велосипед. Рядовая история. Таких - сотни.

"Вырезали ножом, отогнули металл. Залезли, забрали. Причем забрали очень аккуратно. Тут впритык стояла машина, которую они даже не поцарапали, вытаскивая велосипеды", - рассказывает Владимир Кравчук.

У Владимира и его детей украли сразу три велосипеда. Воры готовились, запаслись инструментом и ночью вскрыли металлический гараж, как консервную банку.

"Мне очень жаль, что его украли. Он был очень красивый и мне очень нравился", - говорит Александр Кравчук.

Отец семейства, конечно, обратился в милицию, но там ему доходчиво объяснили - шансы найти двухколесный транспорт ничтожно малы.

Обычно ворованные велосипеды моментально продаются на рынках, на которых купить можно все. В том числе и бывшую в употреблении технику.

Дорогой велосипед на дороге встретишь не часто. Если и случается прокатиться по городу, то владельцы не оставляют такой транспорт без присмотра. Ведь цивилизованных парковок для велосипедов - со специальными замками и видеонаблюдением - в Москве, по сути, нет. Поршневые гидравлические тормоза. Легкая рама, выполненная вручную, на заказ. Специальный протектор резины и дорогая кожа на сиденье. Все в сборе стоит 150 тысяч рублей.

"За всю историю катания на велосипеде я видел только одну велосипедную дорожку. Ее проехать можно за полторы минуты. Все, что есть в Москве. Остальные места катания по Москве – это очень серьезный экстрим. Если не собьют тебя, то ты собьешь какого-нибудь пешехода", - считает Михаил Андриянов.

Покататься без травм и чтобы велосипед не украли, можно только в одном специализированном месте. Велотрек в Крылатском, где готовят будущих чемпионов мира. Евгений Баремов, заслуженный тренер страны, 20 лет назад ездил к воспитанникам исключительно на велосипеде. Сейчас - только на машине.

"Для большого спорта вообще негде тренироваться. Наше олимпийское кольцо уже устарело. Оно закрытое и если кто-то там тренируется, и не дай Бог будет травма, то туда санитарная машина не подъедет", - объяснил Евгений Баремов, заслуженный тренер СССР.

На треке Галина Стрельцова - многократная чемпионка разных стран мира, дома все стены в медалях. По столичным улицам не катается. Опасно для жизни.

"Мы тренируемся на Кипре, на шоссе. Там тебя пропускают, никто не подрезает. Пешеходы тоже смотрят, когда велосипедисты проедут. А здесь идут, подрезают. Вообще неудобно ездить", - рассказывает Галина Стрельцова, чемпионка России по велоспорту.

Отважные голландцы. Из своей родной страны за много тысяч километров прикатили на велосипедах. Видели российские дороги, узнали, как относятся водители и пешеходы к велосипедистам. Пополнили лексикон. Одним словом: закалились.

"С большими техническими проблемами не сталкивались. Но немного подвела погода. В Москве были сильные дожди. Очень понравилось в Белоруссии. Там была хорошая погода, и нас сопровождал эскорт с мигалками", - вспоминает Вильгельм Арбластер, велогонщик.

Еще весной в Москве обещали построить несколько десятков парковок и велосипедных дорожек. Велосезон уже подходит к концу, а ничего из обещанного в городе так и не появилось. И передвижение по столице на двухколесном транспорте остается мероприятием, которое иностранцы называют: экстрим-тур.

Китайский велопуть

Он и сейчас в свои 75 уверен, что два колеса лучше четырёх. А полвека назад о настоящем велосипеде молодой рабочий Ван Минси мог только мечтать. Первый "железный конь" обошёлся ему в четыре месячные зарплаты - зато это был настоящий "Raleigh".

С тех пор Ван потерял покой - за годы коллекционирования он собрал более 300-т велосипедов. Где-то среди голландцев и японцев - именно они в те годы правили бал на китайских дорогах - затерялся и советский "Старт-шоссе". Вернее, его экспортный вариант. На нём и сейчас можно ездить - только вот шины подкачать.

"Это первый качественный советский велосипед. С точки зрения технологии и дизайна не уступал западным аналогам. До этого советская промышленность заметно отставала. А эта модель очень удачная и пользовалась у нас в Китае большим спросом", - объяснил Ван Минси, коллекционер велосипедов.

В сегодняшнем Пекине велосипед уже на вторых ролях. Зато для него сделали специальные дорожки и светофоры. Эти новшества оценили развозчики пиццы, муниципальные работники и студенты.

Велосипед, как ни странно, изобретают и в наше время. Молодёжь предпочитает компактный складной вариант. На хорошем покрытии размер колёс не имеет значения. А маленький велосипед легко умещается в сумке. При желании можно переделать его в электроцикл.

"Складывается он за несколько секунд. Сначала седло, затем руль, потом рама. К тому же такой велосипед почти ничего не весит", - пояснил Су Цзяньшуай, продавец велосипедов.

Как ни печально, даже в Китае их становится меньше. Свидетельство тому - оказавшиеся на грани разорения прокатные фирмы. Клиентов мало, в некоторых конторах велосипеды дают и вовсе бесплатно - бизнес держится на плаву за счёт рекламы. Но скоро совсем заглохнет - если срочно не придумать что-то новое.

"Берут в основном студенты во время каникул и через пару часов возвращают. Ещё иностранцы. Пекинцев совсем мало. Бывает, за день ни одного клиента", - сказал Ван Чжунцзунь, сотрудник фирмы по прокату велосипедов.

Впрочем, есть у двухколёсного транспорта неоспоримое преимущество. В час пик оно особенно заметно - на велосипеде можно проскочить любую пробку. Кто знает, может через год-два это будет транспорт бизнесменов, которые помнят, что время - деньги. На всякий случай велосипеды есть в каждой семье - быть может, очень скоро они пригодятся снова.

В конце концов это просто приятно. Даже город с высоты велосипедного седла видится как-то иначе. Не случайно миллионы пекинцев не изменяют старой привычке.

 

Андрей Литвинов, Дмитрий Собиев ВЕСТИ-МОСКВА