Москва присоединяется ко Всемирному дню без машин

Москва присоединяется ко Всемирному дню без машин: всех призывают пересесть на экологичный транспорт, но пока это дорого

«Когда летом над Москвой повис смог, мы впервые увидели, какие серьезные последствия может вызвать загрязнение воздуха, — вспоминает Алексей Книжников, руководитель программы WWF России по экологической политике нефтегазового сектора. — Но такая же концентрация вредных веществ почти каждый день бывает в воздухе Москвы в часы пик, без всяких лесных пожаров, только за счет выхлопов автомобилей. Правда, сохраняется она недолго и внешне не заметна, поэтому мы недооцениваем ее вред и не пытаемся ограничивать использование машин».

22 сентября в Москве пройдет ежегодный День без машин, организованный Всемирным фондом дикой природы и городским Департаментом природопользования и охраны окружающей среды. Как утверждают в WWF, цель акции — показать, что автомобиль вовсе не единственное подходящее для города транспортное средство и передвигаться по нему можно без вреда для экологии. Москвичей в этот день призывают пользоваться общественным транспортом, в городских парках будут организованы велопробеги.

На двух колесах в суд

Предыдущие Дни без машин в Москве ознаменовались небывалыми пробками — люди понадеялись на пустые дорогиДень без машин впервые прошел 15 лет назад, а в прошлом году в нем приняли участие более тысячи городов сорока стран мира. Москва присоединилась к этой инициативе два года назад, однако нынешняя акция пройдет с размахом.

Главной частью мероприятия станет большой велопробег, который начнется в 18.30 около входа в Центральный парк культуры и отдыха им. Горького и закончится у Чистых прудов. Как планируют в WWF, в нем примут участие около трехсот велосипедистов. В Битцевском лесу, заказниках «Алтуфьевский», «Лианозовский», «Медведковский» и «Покровское-Стрешнево» пройдут велопробеги поменьше, а в парке «Кузьминки-Люблино» состоится заезд на роликах, участники которого будут раздавать листовки, призывающие отказаться от автомобилей.

В Серебряном Бору пройдут забеги для детей и взрослых, а в Зеленограде — велопрогулка для чиновников: сотрудники отдела экологического просвещения Управления особо охраняемыми природными территориями по Зеленоградскому округу проедут семь километров по городу и лесам вокруг него.

Члены Велотранспортного союза собираются доехать на велосипедах до префектуры Восточного округа, где оставят префекту письмо с картой велосипедных дорожек, которые можно было бы проложить в округе. А кроме того, сопроводят экс-депутата Мосгордумы, руководителя партии «Яблоко» Сергея Митрохина, который попытается добраться до здания Мосгорсуда на велосипеде и на своем примере продемонстрирует, как мало оборудованы московские дороги для такого транспорта.

Если не автомобиль

«Нынешняя Транспортная стратегия России была принята в 2009 году и будет действовать до 2030 года. Я прочел все 300 страниц документа и ни разу не обнаружил в нем слово «велосипед», — возмущается президент Велотранспортного союза Игорь Налимов.

По его словам, говорить об экологизации городского транспорта бессмысленно: в Москве есть только одна специально оборудованная велосипедная дорожка протяженностью в 2,5 км, она проходит по Лужнецкой набережной. На всю столицу построено всего 17 велопарковок, в основном перед вузами и крупными торговыми центрами, а дорожные технические регламенты и ГОСТы вообще не учитывают велосипед или ролики как вид транспорта.

Как говорит замруководителя Департамента природопользования Москвы Владислав Холодков, в столице разрабатывается проект единого велосипедного маршрута, который соединит все лесопарки и позволит передвигаться между ними, не пересаживаясь на машину или общественный транспорт. По словам Холодкова, на то, чтобы утвердить схему таких велодорожек с парковками, специальным покрытием и указателями, понадобилось полтора года. К 2012-2013 году могут появиться только десять из них.

При том, по мнению Налимова, велосипед мог бы использоваться в столице как полноценный вид транспорта в дополнение к автомобилю: в городе достаточно трасс, где возможно выделить специальную полосу, и людей, которые хотели бы ездить на велосипеде каждый день.

Как считает Алексей Книжников, разгрузить Москву можно путем строительства новых станций метро, создания дополнительных маршрутов автобусов и трамваев и повышения уровня их комфорта. Однако, по данным мэрии Москвы, за последние 10 лет количество ежегодных автобусных перевозок сократилось с 2,9 до одного миллиарда, трамвайных — с 444 до 230 миллионов.

Как заявили «Пятнице» в городском общественном движении «Москвичи за трамвай», дело в отсутствии выделенных полос для общественного транспорта, ликвидации трамвайных линий, неудобных маршрутах для автобусов и троллейбусов и их дороговизне: в Москве месячный проездной на все виды общественного транспорта стоит 2140 рублей (54 евро), тогда как в Вене — 50 евро, а в Праге — 22,5 евро.

Возможное и реальное

По подсчетам WWF, 94% загрязняющих воздух Москвы веществ приходится на выхлопы автомобилей. Исправить ситуацию могло бы использование более чистых сортов бензина или электромобилей. Как считает лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков, последнее пока невозможно. Экологичные автомобили с гибридными двигателями не пользуются спросом, поскольку их владельцам приходится платить не только за электричество, но и транспортный налог.

14 сентября Министерство промышленности и торговли РФ выступило с предложением по стимуляции спроса на автомобили более высокого экологического класса. Замминистра промышленности Андрей Дементьев решил привязать базовую ставку транспортного налога к экологическому классу автомобиля или мотоцикла. Для машин стандарта «Евро-3» ставку налога предлагается повысить на 20%, для «Евро-2» — на 30%, для машин, выпущенных до 2006 года, — увеличить вдвое.

«Фактически это приведет к двойному налогообложению автомобилистов: по данным “Автостата”, всего 28% машин в стране младше пяти лет, — утверждает Вячеслав Лысаков. — Под видом заботы об окружающей среде чиновники просто пытаются получить дополнительные деньги в бюджет. При этом вопрос экологичности транспорта остается на одном из последних мест».

Не очень заботит экология и самих москвичей. По словам Алексея Книжникова, предыдущие Дни без машин в Москве были ознаменованы небывалыми пробками: понадеявшись на пустые дороги, машиной воспользовались даже те, кто обычно ездит на работу общественным транспортом.

Елена Рачева для Ведомости.Пятница