Открытая дискуссия: "Мегаполис, транспорт... а велосипед?!"

Регламент предполагает краткий вступительный доклад ведущего по теме обсуждения (не более 10 мин), затем краткие выступления (до 5 мин) экспертов и продолжение обсуждения с участием аудитории. В результате предполагается сформулировать  несколько вероятных сценариев развития велотранспорта в Москве, в т.ч. ключевые условия и факторы,от которых будет зависеть их реализация.

 

Комментарии

Фотографии не могут передать

Фотографии не могут передать атмосферу затянувшейся на три часа дискуссии.

 

(Тема не указана)

(Тема не указана)

К итогам дискуссии на

К итогам дискуссии на велосеминаре в МАРХИ

В стенах Архитектурного института (МАРХИ) прошел семинар по обсуждению проблем развития велодвижения в мегаполисе. Семинар был организован по инициативе заведующего лабораторией градостроительных исследований МАРХИ Федора Кудрявцева. Ему удалось привлечь к участию не только представителей велообщественности, но и сотрудников государственных учреждений города: департамента природопользования, НИиПИ Генплана и других.
Семинар, впервые в Москве проведенный по этой схеме, прошел в виде свободной дискуссии – произвольные высказывания из аудитории, в основном, студенческой, и комментарии экспертов. Ведущий старался выяснить мотивацию участников семинара, что заставляет их прибегать к использованию велосипеда. При этом была очевидна цель: активизация интереса студенческой молодежи, будущих архитекторов, к проблемам создания городов, более благоприятных для проживания и дружественных по отношению к человеку. Вторая задача – определить проблемы, которые мешают развитию велотранспорта в Москве – осталась на уровне повторения давно известных фактов.
Пока на улицах города отсутствуют возможности строительства велодорожек, заместитель руководителя ДПиООС Владислав Холодков предложил использовать территорию парков для апробации решений по развитию велотранспорта. Департамент предоставляет серию премий для студентов МАРХИ, которые разработают архитектурные решения по этим вопросам.
Повод для дискуссии задала представитель НИиПИ Генплана Елена Боровик. Опираясь на разработки института, она утверждала, что развитие велотранспорта не поможет ликвидации пробок в городе, и пока она не видит места для велотранспорта на городских улицах. При острой нехватке выделенных полос даже для общественного транспорта нельзя говорить тем более о дополнительных полосах для велосипеда. Все надежды возлагаются на развитие общественного транспорта, в первую очередь, метро. Решение проблемы пробок видится только в строительстве 600 км новых линий метрополитена. По данным института, даже при наличии развитой велоинфраструктуры, готовы пользоваться велосипедом менее 0.5% жителей города. Средняя дальность поездок в городе – 15 км. Поскольку ездить на велосипеде на такое расстояние мало кто готов, в развитии велотранспорта в масштабах города нет необходимости. Велосипед будет локальным видом транспорта для перемещения в пределах района. Институтом разработаны предложения и инструкции по развитию различных видов транспорта и переданы на обсуждение в Мосгордуму. Тем не менее, институт считает полезным участвовать в разработке концепции развития велотранспорта в Москве.
В дискуссии приняли участие представители Велотранспортного союза Игорь Маркин, Игорь Налимов, Владислав Коптев, Станислав Худатов, Владимир Абрамушкин, Орнелла Белова, активисты велодвижения Максим Крючков, Сергей Калинов и другие, доказывавшие, что развитие велотранспорта может дать значительный транспортный, социальный и экономический эффект и вполне осуществимо в условиях Москвы.
В целом, проведение велосеминаров такого рода кажется весьма полезным, поскольку активизирует обсуждение насущных проблем велодвижения в городе.
 

Об итогах открытой

Об итогах открытой дискуссии

08 октября 2010 г. Лабораторией градостроительных исследований МАРХИ проведена открытая дискуссия, посвящённая перспективам развития велосипедного движения в столице. Предметом обсуждения стала тема, предложенная организаторами: «Стоит ли всерьёз развивать велосипедное движение в Москве?».
Обсуждение проводилось в форме диалога заинтересованной публики и 10 приглашённых экспертов, представлявших различные точки зрения на роль велосипеда в мегаполисе. Общее количество участников составило порядка 100-120 человек, значительную часть которых составили студенты, что свидетельствует об актуальности темы для молодёжи, а, значит – для будущего Москвы. Вёл обсуждение зав. Лабораторией градостроительных исследований, доцент МАРХИ Фёдор Кудрявцев.
Проведение дискуссии позволило впервые сопоставить различные точки зрения о необходимости велотранспорта в Москве: от её полного отрицания до признания приоритетным направлением решения транспортной проблемы. Обмен мнениями, подчас эмоциональный, но всегда доброжелательный к оппоненту, позволил всем представить свои аргументы: например, что 43% москвичей готово использовать велосипед как основной (!) вид транспорта (опрос портала Superjob.ru, весна 2010 г.), но, одновременно, вероятная доля велотранспорта в общем объёме трудовых миграций всего в 1-1,5% (оценка ГУП «НИиПИ Генплана г.Москвы»). В итоге, критика крайних точек зрения, обсуждение личного опыта использования велосипеда в Москве и рассмотрение велосипедного движения в контексте взаимосвязей с другими видами транспорта позволили сблизить позиции участников и найти общие позиции по вопросу о развитии велотранспорта в столичном мегаполисе:
-не вызывает сомнений, что значительная доля москвичей благожелательно относится к идее использовать велосипед для локальных перемещений на близком расстоянии от дома, преимущественно не связанных с поездками на работу (прогулки, покупки, посещение мест отдыха и т.п.), при условии соответствующего благоустройства городских территорий. Хотя положительное влияние велотранспорта на общую транспортную ситуацию в этом случае исключать нельзя, главным результатом такого сценария будет повышение качества жизни в Москве благодаря расширению выбора комфортных средств передвижения и возможности вести более здоровый образ жизни.
-станет ли велосипед частью общегородского транспорта, зависит от возможности его массового использования для поездок на работу. Сделать однозначный вывод об этом в настоящий момент невозможно из-за отсутствия ключевых данных: подтверждённой исследованиями дистанции комфортной транспортной доступности при движении на велосипеде в условиях Москвы (с учётом уровня физической подготовки, возраста, времени года, типа велосипеда и т.п.) и анализа эффективности различных моделей интеграции велосипедного движения с общественным транспортом.
Успешно прошедшее обсуждение показало открытость городских властей к диалогу, готовность различных сторон слышать друг друга и совместно находить общие подходы к благоустройству столицы. Важно отметить, что от обмена идеями происходит переход к практическим действиям: Москомприроды приступает к проектированию велодорожек на территориях природного комплекса, коммерческими организациями рассматривается возможность создания платных велопарковок у станций метро, развивается ряд некоммерческих проектов поддержки велосипедного движения в Москве.
По итогам обсуждения Лаборатория градостроительных исследований планирует подготовить серию публикаций, а также разработать программу исследований целесообразности развития велотранспорта на общегородском уровне и предложить её для совместной реализации всем заинтересованным сторонам.

 

Благодарность за участие в

Благодарность за участие в дискуссии

Благодарность Велотранспортному союзуОт имени Московского Архитектурного института выражаем благодарность за участие Вас лично и членов Велотранспортного союза И.В.Маркина и Ю.В.Разина в дискуссии «Мегаполис, транспорт..., а велосипед?!», состоявшейся в МАРХИ в рамках 5-ого Московского Фестиваля науки. Обсуждение с участием представителей Велотранспортного союза позволило рассмотреть перспективы развития велосипедного движения в Москве на высоком профессиональном уровне и наметить общие подходы к использованию велосипеда в столице как с точки зрения решения транспортных проблем города, так и в более широком контексте повышения качества городского пространства в соответствии с интересами москвичей.

 

Результаты дискуссии будут использованы для проведения дальнейших исследований. Мы надеемся на эффективное продолжение нашего сотрудничества.
Информационное сообщение об итогах дискуссии размещено в сети Интернет по адресу http://www.marhi.ru/news/detail.php?ID=5737

С уважением, проректор по научной работе  Есаулов Г.В.