Ответ на Обращение к руководству страны получен

Министерство транспорта РФ пытается отойти в сторону.

На коллективное Обращение велообщественности к Президенту страны получен официальный ответ И.В. Костюченко, директора департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ.
Теперь самое время подвести итоги нашей деятельности по подготовке Обращения: где имеется продвижение по сравнению с прошлыми неоднократными обращениями, что ценного в ответе, каковы плюсы и минусы ответа Минтранса, подвижки в его позиции по отношению к велотранспорту, и как нам действовать дальше?

Во-первых, очевидно, что до Медведева наше Обращение не дошло. Это можно понять – у него много дел, и велотранспорт – не в первой очереди. Наша недоработка – не привлекли внимание СМИ к сдаче Обращения в администрацию Президента. Оно прошло незамеченно, и реакция властей слабая. Пока проблема не на слуху, она не кажется актуальной для властей.
Что удивляет, Минтранс не ссылается на Обращение к Президенту РФ, будто его и не было, г-н Костюченко его не видел и не разбирает по существу. Он лишь "выполняет поручение Аппарата Правительства" ответить на обращение ВТС. Эта формулировка позволяет ему принизить значение документа как коллективного обращения более 3000 велосипедистов сотен городов страны. Во-вторых, очевидно, что Обращению не придали серьезного значения – ответ подписал не министр транспорта или его заместитель, а руководитель департамента.
Но есть плюсы: Правительство направило Обращение для ответа в Минтранс, тем самым, признав его ответственность за проблемы велотранспорта. Стало ясно, на кого жаловаться в Аппарат Правительства за неудовлетворительный ответ. Также теперь нам ясно, кому министр И. Левитин поручил отвечать на вопросы про велодорожки, к кому конкретно надо адресоваться.
Самое существенное в ответе. Ранее Минтранс отбрасывал велотранспорт как не входящий в его компетенцию, теперь же министерство неявно признало, что проблемы создания дорожной инфраструктуры для велодвижения, за исключением велоспорта и велотуризма, входят в круг его компетенции. Признало, что развитие велодвижения улучшит проблему транспортной доступности, и что это способствует развитию альтернативных видов транспорта.
Еще плюс: Ясное напоминание муниципальным органам и региональным властям заниматься велодорожками – это их компетенция согласно указанным в ответе федеральным законам №131, 184 и Градостроительному кодексу РФ. Самим созданием этой велоинфраструктуры должны заниматься местные власти! Теперь дело за официальным поручением в соответствующих законодательных актах и наличием средств в бюджетах этих органов! Участия Минтранса в этой деятельности, судя по ответу, не просматривается.
Минтранс не дает ответа на основные вопросы, поставленные в Обращении:
1. Почему велотранспорт не включен в Транспортную стратегию страны до 2030 г.?
2. Каково место велотранспорта в транспортном комплексе страны, в народном хозяйстве? Какова перспектива велотранспорта, какой он даст эффект?
3. Не определена роль Минтранса в развитии велотранспорта.
Стало ясно, что пока Минтранс не имеет представления о перспективах велотранспорта, отвечает на уровне чиновника, думающего об одном, как бы поубедительнее ответить. Ясно, что проблем велотранспорта в Минтрансе не понимают и ничего не делают в этом направлении. Единственное, чего опасаются в Минтрансе, совершенно необоснованно и голословно – как бы велодорожки не нанесли ущерб улично-дорожной сети, надо понимать, не отняли бы часть дорог от автомобилей.
Ответа по существу вопросов, поставленных в Обращении к Президенту, не делается, старательно обращается внимание на второстепенные детали, вроде погодных условий. Эксплуатация велодорожек, якобы, возможна лишь 4-6 месяцев в году, из чего делается вывод, что их строительство в большинстве случаев нерационально.
Становится ясным, что от чиновников Минтранса нельзя ожидать:
- добровольного признания, что развитие велотранспорта входит в круг обязанностей Минтранса,
- выработки стратегии развития велотранспорта в стране,
- постановки задач самим себе - Минтрансу по проблемам велотранспорта на федеральном уровне.
Позиция Минтранса стала очевидной: министерству пока заниматься велотранспортом не поручено, сами всерьез браться за это дело они не собираются.
 


 

Уважаемый Игорь Петрович!
В соответствии с поручением Аппарата Правительства Российской Федерации от 11 августа 2010 года № П9-28042 Департамент государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации рассмотрел Ваше обращение и сообщает.
Развитие велосипедного движения безусловно улучшит проблему транспортной доступности населения и будет способствовать внедрению альтернативных видов транспорта.
В тоже время строительство велосипедных дорожек в большинстве муниципальных образований возможно исключительно на территории и в ущерб улично-дорожных сетей. Учитывая технические особенности велотранспорта, его эксплуатация при неблагоприятных погодных условиях становится затруднительной. Соответственно, создание новой полноценной транспортной сети, эксплуатация которой (в зависимости от региона) возможна, преимущественно в дневное время, на протяжении от 4 до 6 месяцев в, году и только в небольшом количестве южных регионов до 9 месяцев, что в большинстве случаев представляется нерациональным.
Действующие технические нормы и правила СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» регламентируют устройство велосипедных дорожек и предусматривают их типы, размеры, места размещения и используемые покрытия. В настоящее время, с учётом роста автомобилизации, данные нормы нуждаются в корректировке.
В соответствии с пунктом 7 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселений относится к компетенции органов местного самоуправления, а в отношении территориальных и межмуниципальных дорог в соответствии с пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" - к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В статье 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004г. № 190-ФЗ указано, что при разработке генеральных планов поселений и городских округов в них должны включаться автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения. Как пример, Законом г. Москвы от 05.O5.2010 N 17 "О Генеральном плане города Москвы" в главе 3.6.7. «Велосипедный транспорт» утверждены в том числе планы Правительства Москвы по развитию велосипедного транспорта до 2025 г. Отдельно следует отметить, что движение велосипедистов по дорогам общего пользования, помимо общих требований к участникам дорожного движения, дополнительно регламентируется главой 24 Правил дорожного движения Российской Федерации и дорожными знаками 1.24 «Пересечение с велосипедной дорожкой»; 3.9 «Движение велосипедов запрещено»; 4.4 «Велосипедная дорожка», а так же табличкой 8.4.7., указывающей распространение тех или иных дорожных знаков на велосипедистов.
Что касается вопросов развития велоспорта и велотуризма, то данные функции не входят в компетенцию Министерства транспорта Российской Федерации.
С учетом изложенного полагаем целесообразным Велотранспортному союзу активизировать работу по пропаганде велосипедного транспорта и добиваться включения необходимых мероприятий по развитию этого вида транспорта, в том числе создание соответствующей инфраструктуры (велодорожек, велопарковок, пунктов проката, пунктов технического обслуживания и т.п.), в программы социального развития и муниципальных образований и субъектов Российской Федерации.
Директор Департамента
государственной политики в
области дорожного хозяйства
И.В. Костюченко