На пути развития двухколесного транспорта слишком много препятствий

Недавно столичные власти опубликовали программу развития транспортной системы до 2016 года. Среди предлагаемых мер, как-то: строительство метро или возведение перехватывающих парковок, оказались и весьма нестандартные. Чиновники хотят пересадить часть горожан на велосипеды. Отметим, что подобные идеи озвучивались и “старой” столичной властью, но руки до их реализации в итоге так и не доходили. “МК” решил разобраться, есть ли будущее у массового велотранспорта в столице?

 

— Все последние годы транспортная Москва развивалась, отдавая приоритет автомобилям, — говорит координатор проекта “Общественное пространство” Института медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка” Федор Новиков, — сейчас от сугубо “автомобильного” подхода надо отказываться. Есть реальные примеры крупных городов, где начали делать упор на велосипеды. Возьмем Нью-Йорк. Там новая горадминистрация для развития города пообещала построить 2,5 тысячи километров велодорожек. Они уже приступили к выполнению этих планов. У нас, кстати, власти хотят сделать всего 150 километров.

Прежде чем что-то делать, нужно понять, для чего и для кого все это будет создаваться. Первое назначение выделенных дорожек для велосипедов — рекреация. Горожане в свободное время будут на них кататься, не мешая ни пешеходам, ни машинам. В Европе, кстати, эти дорожки именно для отдыха в свое время и создавали. Понятно, что московские власти возлагают на велосипеды больше надежд. Какое у них может быть утилитарное назначение?

— На Западе велосипедными дорожками пользуются курьеры, — говорит г-н Новиков, — можно быстро, без пробок, попасть из одного района в другой. У нас с этим возникнут проблемы. Москва — город с немалыми расстояниями. Далеко на велосипеде ездить никто не будет. Главная задача выделенных дорожек — сообщение внутри одного района.

Велосипедисты в метроНужно делать еще поправку на наш менталитет. Многие горожане не пересядут из машин в подземку или на велосипеды, так как считают, что это понизит их социальный статус.

Много вопросов оставляют и методы, которыми можно организовать велосипедные дорожки. Сделать их можно либо в ущерб проезжей части, либо отобрав у пешеходов часть тротуара. По словам экспертов, в Нью-Йорке отчасти пошли по первому варианту. Крайние полосы отдали велосипедистам. Стоянки около обочины перенесли ближе к середине дороги. Это, кстати, неплохо, так как припаркованные автомобили отгораживают велосипедистов от проезжей части. Хотя даже в Америке машины часто оставляют на выделенных дорожках. Штрафы за это небольшие и за подобными нарушениями особо никто не следит. Что будет у нас — всем понятно. Велодорожки заставят транспортом, и идея умрет на корню.

— Есть три обстоятельства, мешающих активному использованию велосипедов в городе, — говорит профессор МАРХИ Вячеслав Глазычев, — это климат, необходимость переделывать все тротуары и экология. Пока в столице не все ездят на бензине класса евро-4 или 5, а также остаются транзитные перевозки — поездки на велосипеде превращаются в травлю людей. Горожане будут пользоваться велодорожками, если поездка не будет превышать 15—20 минут. Мне кажется, для начала нужно полностью сделать хотя бы один маршрут, а дальше смотреть, как пойдет дело. Кроме того, надо отладить ремонт покрытия внутриквартальных проездов. С этим дело обстоит хуже некуда. Без подобных мер развивать в городе велотранспорт бессмысленно.

Не так давно говорилось, что в Москве могут построить “велополитен” — систему легких закрытых эстакад для велосипедистов. По идее разработчиков, эстакады должны пройти над городом, как монорельсовая дорога. Велосипедисты будут ездить по прозрачным “трубам” на двух ярусах. Эксперты, правда, сходятся во мнении, что подобные проекты — пустая трата больших денег. Кроме этого оставляет большие сомнения эстетическая часть проекта.

Как бы то ни было, работа предстоит большая. Одной новой разметкой отделаться явно не получится. Выделенные дорожки придется огораживать забором. Но большинство опрошенных “МК” специалистов полагают, что велопроекты снова отложат на неопределенное будущее, так как проблем в городе хватает и без них. К примеру, избавиться от слабого звена идеи развития велотранспорта — плохой экологии — удастся еще не скоро.

Московский Комсомолец № 25619 от 16 апреля 2011 г.