Роль велотранспорта в энергосбережении и устойчивом развитии общества

Здание Общественной палаты18 апреля 2011 г. в Общественной палате РФ состоялась конференция на тему "Альтернативы в энергетике и автомобилестроении". Вел конференцию председатель рабочей группы Общественной палаты РФ по энергосбережению А.А. Либет. В конференции приняли участие представители ВТС Н. Буряков, И. Маркин, И. Налимов. Доклады участников были посвящены изысканиям в области возобновляемых источников энергии (ВИЭ), добываемых с помощью солнца, ветра, приливов и даже тепла земли (т. наз., тепловые насосы).

 

Остался незамеченным один ВИЭ - источник, который всегда имеется у каждого гражданина, не требует ни гигантских вложений на исследования и разработки, ни постоянной работы по его пополнению со стороны промышленности и государства. Об этом источнике напомнили представители Велотранспортного союза.

К тому же известно, что велотранспорт - самый экономичный способ передвижения людей.

Энергопотребление велосипедиста (15.6 ккал/км) в 13 раз меньше, чем автомобилиста (205 ккал/км). Это лишь одно из преимуществ велотранспорта. У граждан России находится в собственности 30 млн велосипедов, потенциал которых в частности для энергосбережения практически не используется.
Но это не главное преимущество велотранспорта. Стимулирование активного использования велосипедного движения на территории РФ способствует решению проблем дорожных заторов, загрязнения воздуха, ухудшения здоровья нации, нехватки энергоносителей и повышения их стоимости, увеличения затрат потребителей в результате активного использования автомобилей.
Если говорить о вкладе велотранспорта в устойчивое развитие общества в целом, то наиболее полно такой вклад охватывается английским словом: sustainability, аналога которому не существует в русском языке. Его точный смысл - "способность к устойчивому развитию благоприятных условий всех сторон жизни". По этой способности велотранспорт – абсолютный чемпион среди всех других средств передвижения! Именно развитие велотранспорта больше всего способствует реализации этой способности. Чем более распространен велотранспорт, тем более благоприятными становятся условия жизни людей, тем выше качество жизни.
Велотранспортный союз ставит своей задачей содействие реализации преимуществ велотранспорта в России. Поэтому, когда комитет ГД по транспорту предложил помочь с разработкой федерального закона о велотранспорте, мы собрали сведущих представителей велообщественности России, среди которых были по своей основной профессии юристы, экономисты, транспортники, архитекторы и градостроители, и разработали проект ФЗ "О велосипедном транспорте в РФ". Он опубликован на сайте ВТС. В проекте сформулирована роль велотранспорта как энергосберегающего транспортного средства, обладающего важным социально-экономическим и транспортным значением.
Цель выступления представителей ВТС – привлечь к обсуждению проекта собранных в Общественной палате РФ специалистов по всем направлениям устойчивого развития общества. Такое обсуждение позволило бы найти формулировки, как лучше закрепить в ФЗ самые прогрессивные принципы устойчивого развития, чтобы на их основе вырабатывались федеральные и региональные нормативы и показатели для велотранспорта. Дальнейший вклад велосипедного движения в повышения уровня развития общества зависит от того, насколько четко и полно будут сформулированы в предлагаемом проекте федерального закона права и обязанности разработчиков, производителей и пользователей велосипедного транспорта.
Председатель конференции А.А. Либет сказал, что после официального внесения проекта ФЗ в Госдуму проект ВТС станет законопроектом, и Общественная палата РФ по своему статусу будет обязана провести общественную экспертизу законопроекта. В частности, по велотранспорту предлагается организовать обсуждения в его рабочей группе в более узком составе.