Крутить педали пока не дали

Велосипедист в маскеСтоличные власти хотят создать велотранспортную инфраструктуру "с нуля"

Способов избавить Москву от дорожных заторов предлагается великое множество. От очевидных, таких как развитие общественного транспорта, до весьма оригинальных - строительства подводных парковок и запуска водного такси. Теперь же внимание чиновников привлекла идея создания в столице полноценной сети велосипедных дорожек. Экология не пострадает, автотрассы разгрузятся, и москвичи здоровее будут. К тому же западный опыт показывает, что на двух колесах горожане могут быть не менее мобильными, чем на четырех. Корреспондент "Недели" Андрей Коц узнал детали необычного проекта.

В Хельсинки на каждого из 700 тысяч жителей приходится по метру велодорожек - всего 700 километров. У нас - жалкие 0,2 миллиметра на москвича. Что-то более-менее напоминающее европейскую модель проложено по Лужнецкой набережной. Но эта велодорожка используется скорее для прогулок, "по делу" - на работу, учебу, в магазин - по ней почти никто не ездит.

Не прогулочное средство

Программа развития транспортной системы Москвы на 2012-2016 годы, опубликованная на сайте московского правительства, содержит целый раздел, посвященный развитию в городе велосипедной инфраструктуры. "Этот вид транспорта движется по городу со средней скоростью 17 км/ч и объезжает любые пробки, а средняя скорость автомобиля составляет 25 км/ч и в часы пик не превышает 13 км/ч", - говорится в документе.

По данным столичного департамента транспорта, велосипедисту километр проезда обходится в среднем в 5 рублей, еще столько же - расходы государства на инфраструктуру. Так что передвижение на велосипеде экономит деньги граждан и города. Авторы проекта предлагают до 2016 года оборудовать не менее 150 километров велодорожек и велополос, а также построить 10 тысяч парковочных веломест.

- Идея назрела давно, иностранный опыт подтвердил полезность двухколесных видов транспорта для города, - рассказал президент Велотранспортного союза Игорь Налимов. - Подчеркну, речь нужно вести об использовании велосипедов именно как транспортного, а не прогулочного средства. Для того чтобы просто покататься, у нас и так много мест - парков и скверов достаточно. А вот доехать до работы из дома на велосипеде сегодня проблематично.

По словам Налимова, велотранспорт не станет помехой ни автомобилям, ни пешеходам. Большинство велодорожек, планируемых к постройке, проложат не по дорогам, а по широким тротуарам и набережным Москвы-реки и Яузы. Пешеходов тоже обещают не стеснять. Хотя ширина велодорожки с односторонним движением достигает полутора метров, с двухсторонним - двух с половиной. В большинстве случаев специально выделять полосу для "двухколесных" будут только специальной разметкой, но в некоторых местах могут поставить невысокие бортики.

В "Сколково" на велосипеде

Квадратный метр велосипедной дороги, как подсчитали специалисты, раз в 10 дешевле, чем "квадрат" автомобильного полотна, - за счет менее строгих требований к прочности покрытия. Однако и при этом объем работ предстоит немалый.

- Судьбу велодорожек будут решать после запуска пилотного проекта, - рассказывает Игорь Налимов. - Первая полоса для велосипедистов пройдет вдоль реки Сетунь от иннограда "Сколково" до МГУ им. М.В. Ломоносова. Ученым будет довольно просто передвигаться между двумя научными центрами - длина трассы составит 16 километров, это около часа езды.

Когда эту велодорожку построят, пока не ясно. Сейчас предложения Велотранспортного союза рассматриваются в департаменте транспорта. На ее проектирование и строительство уйдет как минимум год. Но зато появится образец, на который можно равняться в будущем.

- В среднем москвич совершает за год около 1000 поездок, - рассказал Налимов. - Как показывает западная практика, города, где хотя бы 10% этих поездок совершается на велосипеде, практически не стоят в пробках. В Германии эта цифра была достигнута во многих городах. Более того, велосипедная инфраструктура - серьезный источник доходов. Немцы ежегодно получают в бюджет от велотуризма около 4 миллиардов евро. Но деньги эти не с неба падают. В свое время им пришлось приложить немало сил на создание огромной сети по всей стране - более 10 тысяч километров велосипедных дорожек.

Сойдутся на узкой дорожке

Подобный размах в российской столице представить сложно. Особенно непонятно, как "вписать" велодорожки в московский центр, где тротуары зачастую забиты пешеходами сильнее, чем дороги автомобилями. Но, по мнению экспертов, нашему городу поможет география. Через центральную часть столицы проходит Москва-река с набережными. Народу там, как правило, немного, тротуар широкий, на проезжую часть вылететь сложно.

Некоторые фанаты велосипеда со скепсисом отнеслись к инициативе столичных властей. Они опасаются, что по свежепостроенным дорожкам начнут массово гулять мамы с колясками, будут с комфортом кататься по ровному покрытию роллеры и скейтеры.

Высказываются и сомнения в целесообразности масштабного проекта в наших климатических условиях - снег в Москве лежит по полгода. Задумке могут помешать особенности менталитета автолюбителей. Большинство из них вряд ли пересядет из машины на велосипед - это может показаться понижением социального статуса. Наконец, в Москве слишком загазованный воздух. Мало удовольствия в том, чтобы, задыхаясь от быстрой езды, "глотать" выхлопные газы. Однако сторонники "велосипедизации" города считают, что при массовом переходе граждан на велосипеды экологическая проблема решится сама собой.

Идея приспособить Москву для любителей велотранспорта озвучивалась и ранее. Пару лет назад говорилось о том, что в городе могут построить "велополитен" - систему закрытых эстакад для велосипедистов. По идее разработчиков, они должны были быть смонтированы над городом а-ля монорельс. Однако едва ли не все специалисты сочли это пустой тратой денег.

Двухколесная экспансия

О сети велодорожек по многим улицам, как в Мюнхене или Амстердаме, нам говорить не приходится, да и вряд ли такая сеть нужна нашей столице. Москве более подходит вариант веломаршрутов по наиболее интересным местам, как это сложилось, например, в Вене, Варшаве, Любляне. Причем не вдоль больших магистралей, а по местным улицам.

Во многих городах Европы вопрос с велодорожкой решается просто: там делят тротуар разделительной линией пополам: одна половина - пешеходам, другая - "велоездокам". В Варшаве велосипедные дорожки выделяются фигурными тротуарными цветными кирпичами.

Наиболее популярны среди туристов финские веломаршруты. Велодорожек в Финляндии много. Там созданы все условия для комфортного передвижения на велосипеде. Специальные велопути в Финляндии проложены вдоль основной автострады. Такие пути по большей части петляют, поэтому двигаться по ним с высокой скоростью не удастся, но для прогулок на велосипеде они подходят идеально. Популярность этого вида транспорта в Финляндии привела к тому, что воровство велосипедов там стало чуть ли не самым распространенным преступлением!

Самой "велосипедированной" нацией в Европе считаются датчане. В среднем житель страны проезжает за год на велосипеде почти 900 километров. Более трети сотрудников ездит на работу на велосипедах, а велодорожки отделены от автомобильного движения для безопасности.

В Париже по всему городу расположены велосипедные станции, где, подойдя к информационной колонне, можно подписаться на один из абонементов - за 29-39 евро на год, за 1,7 - на день или за 8 - на неделю.

Популярны велосипеды и в Китае. К 2015 году администрация Пекина планирует довести долю велосипедов в общественном транспорте до 23%. В таких мегаполисах, как Шанхай, Ханчжоу, Ухань, Фошань и Чжанцзяган, горожане могут бесплатно арендовать двухколесный транспорт.

Известия 22.04.2011