Как должна выглядеть Москва через 10 лет? Как велосипед из прошлого превращается в транспорт будущего?!
Своим вИдением будущего столицы, места в нем велосипеда, делится художник-дизайнер Мэйк (Антон Польский), представляющий это будущее в визуальных категориях. Он считает: Пока власти заняты какими-то другими проблемами, мы должны сами начать строить город, в котором хотим жить.
Каждый, кто передвигается по Москве в общественном транспорте или в частном автомобиле, знает что это прежде всего требует времени. Не говоря уже о стрессе и неудобствах, связанных, например, с задержками у турникетов или столплениями у эскалатаров метро. Немало слов и денег было потрачено на устранение транспортной проблемы в столице. Инициативы бывшего и нового московского мэров, а так же официальный «Генеральный план развития Москвы до 2025» яркие тому примеры. К сожалению каких либо изменений транспортной ситуации пока не наблюдается. А об улучшении общего комфорта проживания в городе, вообще мало кто и задумывается...
Вместо предисловия
Общество пронизано неверием в то, что что-то может меняться. В 90-е люди верили, что все еще будет хорошо, но за десятилетие стабильности или застоя, которые мы наблюдали, люди смирились с положением дел. Название проекта – «Useless» – как раз отсылает к этой проблеме. Даже когда я делал эту карту, я не верил в то, что она сможет что-то поменять.
В целом люди не создают образ своего города или района, они, скорее, являются его заложниками.
Нам больше всего не хватает новой цели, новой мечты, в которую мы все поверим, которая бы нас всех объединила и дала бы нам силы, что-то делать и к чему-то стремиться.
Давайте послушаем, что дальше расскажет нам один из тех мечтателей, которые уже сейчас активно начинают реализовывать свое видение Москвы – города будущего.
Hello World!
Привет, меня зовут Мейк. Я – художник, дизайнер, составитель велосипедной карты «Useless» и один из создателей альтернативного плана развития города «Москва 2020». Это не готовый план, а, скорее, идея или видение будущего Москвы с учетом интересов людей разных профессий, разного достатка, разных взглядов. Это план того, что можно делать своими руками, своими силами. Началом для меня была история с велоразметкой, которую мы делали. Эта акция показала, что то, чего не хватает в городе, можно сделать самим. При этом не нужно куда-то обращаться, ходить или что-то согласовывать. Нужно просто делать то, что нравится. И своими силами можно сделать многое.
Я родился в Москве и прожил здесь всю жизнь. Уезжал отсюда максимум на два месяца. Это мой родной город, который я по-своему и люблю, и ненавижу. Многое меняется. Происходит много такого, что мне не нравится. Но если раньше у меня были надежды на лучшее по поводу будущего Москвы, то сейчас очень многое изменилось к худшему. Конечно, многое из хорошего реализовалось, но, например, десять лет назад я катался по городу на велосипеде достаточно спокойно, машин было меньше. Сейчас же наступил транспортный коллапс, и идея велосипедной дороги пришлась очень кстати.
Официальный план – «Москва 2025»
Зачем же нужен альтернативный план если уже существует Официальный план – «Москва 2025»
Что касается генерального плана развития города Москвы, то даже если там прописаны изначально правильные мысли, то практика показывает, что у нас в стране, в нашей культуре есть законы, а есть – традиции. В законах может быть прописано что угодно, но на практике хорошие идеи часто реализуются очень криво.
Тем не менее, ситуация меняется, поменялся также мэр Москвы, и план может быть пересмотрен. Все больше говорится о том, что нужно сместить приоритет с частного в сторону общественного транспорта.
Мой проект начинался с велосипедной тематики, но я быстро наткнулся на целый комплекс проблем, которые необходимо решать. Собственно, поэтому мы и начали этот проект.
Что касается Москвы, то у нас все плохо; но и во многих других городах плохо. И города, которые казались нам примерами для подражания, схожие проблемы стали решать не так уж давно – например, Нью-Йорк или Лондон.
Также финансовый кризис заставляет весь мир задуматься о новых экологических технологиях, о велосипедном транспорте и о многих идеях, которые нам очень нравятся и которые сейчас приобретают новое звучание.
Единомышленники
Что же изменилось конкретно в людях и откуда берутся Единомышленники альтернативного проекта развития Москвы?
Что касается недовольства тем, что происходит в городе, то сейчас началось движение, которого раньше очень не хватало. Если раньше в основном доминировала критика («все плохо, все делается неправильно»), то сейчас все вдруг поняли, что их деятельность должна влиять на улучшение города, в котором они живут. Появился рад людей, например, ребята из «Эколофта», с которыми мы во время «Global Work Party 10/10/10» очень подружились и много вместе работали. И наши совместные наработки мы хотим использовать в проекте «Москва 2020». Есть площадки в городе, художественные или архитектурные кластеры, заинтересованные в наших идеях. Например, «Стрелка», «Флакон» или «The Village», где я сейчас работаю.
В новом веке, новом тысячелетии старые схемы организации отмирают, и появляются новые возможности работы, основанные на взаимном доверии, на разделении обязанностей. Любой человек может внести посильный вклад в это коллективное видение будущего, и здесь нет человека, принимающего окончательное решение.
Основная идея нашего проекта – это его открытость. Мы не хотим собрать группу медиумов, серьезных молодых специалистов, которые считают, что они знают все лучше всех остальных, и которые придумывают будущий город. Наша задача – пересмотреть формат работы и формат взаимоотношения людей.
Альтернативный план «Москва 2020»
Как выглядит столица в Альтернативном плане развития города «Москва 2020»?
Кольцевая городская система немного зажимает. Она является пережитком строя, при котором все сводилось к центру. Теперь должна происходить децентрализация. Не должно быть правительства, которое все контролирует, не должно быть столицы, куда все стекается. Cейчас мы говорили о генеральном плане, где говорится, что Москва должна быть центром России. Мне же кажется, что Москва должна сама в чем-то дробиться. Должны создаваться культурные центры по периметру города, определяться специализация разных районов. Москва должна объединяться с областью. В городах-спутниках должна создаваться своя культурная среда, своя уникальность. И жители небольших городов Подмосковья должны чувствовать себя жителями уникального города. Они могут быть причастны к мегаполису, но их город должен иметь свою историю, свой музей современного искусства. И в этом городе или районе должна быть своя культурная жизнь и вообще все, что мне нужно.
Я придумал новое деление города на шесть частей. Центр, например, закрывается для въезда частного транспорта. Для каждого района предложены специализации и способы идентификации района: цвет, образы.
Центр должен быть разгружен от движения. Из него должны быть вынесены правительственные структуры – это должен быть такой туристический центр с галереями, кафе. А деловую и управленческую жизнь нужно вынести в разные специализированные районы по периметру города. Бизнес может быть в одном, правительство в другом, культурные учреждения в третьем районе. При такой структуре можно и разгрузить центр, и позволить людям меньше тратить времени на поездки на работу и обратно.
Вот этот логотип проекта «Москва 2020» показывает, что необходимо выходить за рамки круговой системы и переходить к децентрализации города.
В альтернативном плане есть примерные названия и цветовая идентификация новых шести районов. Каждый район имеет свою букву, как часть слова Москва: М, О, С, К, В, А.
Нужно поощрять разность районов, отдельно смотреть на каждый район, а не пытаться сделать из Москвы единый ицельный мегаполис.
Другая наша идея – делать районные фестивали, привлекать на них жителей района, специалистов из разных областей, дизайнеров, чтобы совместно создавать проекты визуализации будущего данного района. Чтобы люди не просто жаловались, а понимали, что они сами участвуют в определении судьбы района, сопоставляли решения властей и то, что происходит в районе, со своей разработанной точкой зрения.
ДИАЛОГ
Каким же образом может происходить Диалог между участниками?
Я как художник и дизайнер мыслю визуальными категориями и считаю, что образы и визуализация того, к чему мы стремимся и чего мы хотим – это самое важное.
Наши единомышленники из разных областей позволяют переводить наши идеи на разные языки. Кому-то важно увидеть красивые фотографии – едет, например, по Москве по велодорожке веселый человек.
Кому-то важен текст, в котором все будет грамотно расписано, где будут приведены факты, исследования общественного мнения, проекты архитекторов.
А кому-то важна схема или карта, на которой основная идея будет подана в качестве дизайна.
Для нас важен не результат, не то, чего мы достигнем, а важен, скорее, сам процесс культурного обмена.
Хочешь помочь проекту? – Присоединяйся!
Если ты выбираешь для себя такой путь, то рано или поздно находишь себе новых друзей, с которыми сможешь сделать гораздо больше.
Есть сайт, где я собираю информацию по проектам, которые сделаны. Там же есть ссылки на различные материалы, на «ЭкоВики».
На этом сайте также есть форма, которую каждый человек может заполнить и таким образом внести свои пожелания, которые мы добавим в общий текст проекта «Москва 2020».
Более подробная информация расположена на сайте Немецкого культурного центра им Гёте в России и на страничке: www.pixelchannel.ru
aus dem Off…
Велосипед, с одной стороны, из прошлого, а с другой стороны, велосипед – это, безусловно, будущее, потому что... Ну, что говорить, ведь даже никому ничего объяснять не нужно! Велосипед – это просто круто! Это – будущее!