Материалы 69 конференции в МАДИ

2 февраля в рамках очередной 69 научно-методической и научно-исследовательской конференции Московского автомобильно-дорожнного института (ГТУ) состоялось заседание секции "Велосипедный транспорт". О предыдущей конференции мы рассказали на странице http://www.velotransunion.ru/konferenz68madi

По мере поступления материалов к публикации мы будем размещать их на этой странице.


Правовое регулирование организации велодвижения

Доклад И.П.Налимова

Главное препятствие на пути развития велодвижения – правовое регулирование отношений в области велодвижения и велотранспорта устарело, не соответствует международному уровню, а по ряду направлений вообще отсутствует.
фото1 - знак 4.4 в парке Воробьёвы ГорыТак, не определена система понятий велодвижения. Под термином "велодорожка" понимают любой участок дороги, где разрешена езда на велосипеде, хоть просто размеченный пунктирной линией. Там и ставят знак 4.4, поскольку другого знака в ПДД не имеется. Такой знак установлен в парке Воробьёвы Горы (Фото 1).

 

 

 

 

Распространено мнение, достаточно любой линией отделить часть дороги – вот вам "велодорожка".
фото 2 - знаки велопешеходной дорожки и велополосыОтсутствуют правовые механизмы, позволяющие приспособить существующую сеть дорог города к использованию велосипеда. Нормативы, установленные СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство,...", по сути, запретительные. На их основе невозможно построить ни одной велодорожки в городе. За последние 30 лет "благодаря" подобным нормативам в Москве не было построено ни одной велодорожки.

В отличие от автодорог, велодороги не имеют определенного хозяина, обязанного их проектировать, строить и обслуживать. Во всех законах и нормативах на автодороги велодорожкам уделено несколько строк, как элементам автодорог. По сути, с владельца автодорог невозможно спросить за состояние велодорог, которые не нужны для решения его основных задач и скорее являются ненужной помехой.

В итоге получается, что не с кого спросить за состояние велодвижения и велоинфраструктуры, поскольку законы и нормативы не нарушены.
фото 3 - разметка велополосыОтсюда ситуация с развитием велодвижения: в городе отсутствуют условия для безопасной езды, роста числа велосипедистов не происходит. В результате развитие велодвижения и велосипедного транспорта не происходит.

Изучение зарубежного опыта правового регулирования велодвижения показало, что эти проблемы вполне решаемы. Так, Венская конвенция о дорожном движении с дополнениями определяет понятия велополоса, велопешеходная дорожка и соответствующие знаки и разметку (фото 2, 3). Благодаря их использованию проблема велодвижения в городах Европы получила возможность решения.

 

 

фото 4 - велодорожка в парке

 

В городах система велодорог выделилась в отдельную сеть, которая иногда составляет до 30% городской дорожной сети. Выделился особый вид внеуличные велодороги, проходящие вне улично-дорожной сети: вдоль железных дорог, через парки (фото 4), вокруг озер (фото 5).

 

 

 

 

 

фото 5 - велодорожка вокруг озера

Обычно в городе определен хозяин велодорожной сети, назначен ответственный "cycling officer", который обладает правом решать вопросы развития дорожной инфраструктуры на основе равноправия с хозяевами автодорог.

 

 

 

 

Отдельной заботы градостроителей требует организация беспрепятственного велопроезда.

фото 6 - разноуровневое пересечение с велодорожкой

Это особенно важно для мегаполисов, перегороженных автомагистралями. Законами обусловлено строительство через автомагистрали разноуровневых пересечений с велодорогами (фото 6), обеспечивающих свободный велопроезд между любыми точками города.

 

 

 

 

 

фото 7 - Международная сеть EuroVeloВ странах Европы созданы Международная EuroVelo (фото 7) и национальные сети веломаршрутов, обозначенные указателями и проходящие по дорогам с высококачественным дорожным покрытием. По мере роста популярности этих маршрутов, велодороги вдоль них обустраиваются инфраструктурой и дорожным сервисом. Создаются национальная и международная сети велодорог.

 

 

 

 

Существующая в России ситуация с правовым регулированием велодвижения не устраивает велообщественность. Понятно, что у исполнительной власти до решения проблем велопользователей руки не дойдут в ближайшие годы. По инициативе комитета ГД по транспорту была предпринята попытка собрать коллекцию пробелов в отечественных законодательных актах, подготовить концепцию, а затем и проект федерального закона о велотранспорте (ссылка на сайт ВТС и документы Гугл).
фото 8

На мой взгляд, в проекте имеется 6 ключевых моментов (фото 8):
- Предлагается понятийный аппарат велотранспорта и велодорожной деятельности.
- В зависимости от значения велодорог определен их владелец на федеральном, региональном или местном уровне.
- Определена система велодорог, как множество дорог, равноправное с множеством автодорог. Определен порядок, как эти две независимых системы могут накладываться одна на другую, пересекаться или проходить по разной территории.
- В условиях города, перегороженного автомагистралями, кольцевыми трассами, хордами и рокадами, важно юридически специальной статьей в законе гарантировать беспрепятственный велопроезд между любыми точками города.

- Необходимо закрепить законодательно, какие участки дороги предназначены для малоскоростных транспортных средств.
- Для повышения безопасности дорожного движения тихоходных уязвимых участников ДД, вместо "равноправия" участников, необходимо предусмотреть их приоритет относительно защищенных броней и скоростных ТС.
- Создание нормативных условий на велодороги и дорожную деятельность для развития Национальной сети веломаршрутов.

фото 9Кроме проекта ФЗ предлагается внести дополнения в 5 основных документов (фото 9)
Так, Градостроительный кодекс РФ предлагается дополнить, в частности:

  • Обозначать красную линию для велодорог общего пользования, в том числе, для внеуличных.
  • Вносить в Генпланы, документы территориального планированияя транспортные схемы, включающие внеуличную транспортную сеть.
  • Там, где фигурируют автодороги, там же должны упоминаться и велодороги, где гаражи, там и велопарковки в жилых районах.
     

 

 


 

 

Велосипедное Движение «Русвелос»: объединяем через расстояния

В Апреле 2010 года произошло знаменательное событие. Находясь с официальным визитом в Дании президент России Дмитрий Медведев посетовал на отсутствие возможности кататься на велосипеде в Российских городах, и прежде всего в его родном Петербурге. Результатом этого события был целый ряд последствий, ниже приведены 2 из них. В конце 2010 года департамент транспорта ГД выступил с инициативой по созданию рабочей группы для разработки федерального законопроекта об использовании велосипеда, и в апреле же 2010 г. было создано Велосипедное Движение «Русвелос». При общении с чиновниками я столкнулся со следующей парадоксальной ситуацией. С одной стороны при всем объеме продаваемых велосипедов, на улицах города можно встретить лишь малый процент от общего числа велопользователей, при том, что по результатам опроса ВЦИОМ до 40% москвичей готовы в теплое время года использовать велосипед для поездки на работу, если будет создана соответствующая инфраструктура. С другой стороны при разговорах о развитии велоинфраструктуры чиновники разводят руками и спрашивают, «А где ваши велосипедисты?» Получается замкнутый круг. Для преодоления данного замкнутого круга «Русвелос» активно ведет диалог с представителями власти, бизнеса и общественности. Есть еще другой интересный момент. В большинстве Российских городов есть один или несколько велообъединений, или велоклубов, которые являются определенной организованной формой велолюбителей. Однако, в большинстве случаев данные велоклубы не общаются друг с другом, даже в рамках одного города, не говоря уже про общении между городами. Тем не менее , без консолидации велосипедной общественности, добиваться своих целей является сложной задачей для неё. «Русвелос» одной из своих задач видит задачу по консолидации велосипедной общественности. Развивая общение с велоклубами и развивая сеть представительств Русвелос формирует федеральную сеть велосипедистов и велоорганизаций. Представительство «Русвелоса» состоит из одного или нескольких человек, разделяющих взгляды Движения и способствующих развитию деятельности Движения в тех регионах, где оно представлено. В обязанности представителей входит установление контакта с местными велоорганизациями, общественными организациями, представителями власти. В чем заключается интерес представителя или велоклуба во вхождении в состав Русвелос? Для клубов – это возможность получения консультаций специалистов русвелоса, участие в региональных и федеральных проектах Движения. Для представителей – это заниматься любимым делом (развитием велосипедного движение), у кого оно, конечно является любимым, в составе крупной общественной организации. Также в обязанности представителя входит оказание содействия велосипедистам из других городов, кто собирается приехать в их город. «Русвелос» заботясь о велосипедистах, привлекает к своему Движению специалистов из других областей, для оказания консультаций. На данный момент достигнуты договоренности с рядом специалистов, наиболее значимые из которых – это с юридической фирмой «Трис», о предоставлении бесплатных юридических консультаций для велосипедистов. За лето 2010 года Русвелос принял участие во всех основных спортивно-развлекательных мероприятиях с участием велосипедов на территории Москвы и за ее пределами: Men’s Health Urban Adventure 13.06, «Спортивный Город» 26.06 (количество посетителей – 100.000 человек), Велоночь – 3.07, молодежный форум «Селигер-2010» - в июле, «Международный спортивный форум 2010» - 29.07-1.08. В качестве своего вклада «Русвелос» предоставил организаторам велосипедные парковки. Благотворительный велопробег «Красная площадь 2010» для поддержки детей с синдромом Дауна – информационная поддержка. День отказа от автомобилей 22.09 – совместно с «32 спицы» содействовал WWF в организации велозаезда. Также «Русвелос» был приглашен к участию в рабочей группе Государственной Думы по выработке законопроектов, касающихся велосипедистов. Установлены связи с федерацией велоспорта, комитетом по молодежной политике правительства СПб, был проведен конкурс фотографий «Я и велосипед». На первое февраля 2011 г. открыты, либо в ближайшее время будут открыты представительства в 6 российских городах – от Санкт-Петербурга до Екатеринбурга, установлены дружественные отношения с 25 велоклубами и велоорганизациями, из 20 городов от Мурманска до Новосибирска. В рамках развития партнерства с Фондом дикой природы во время международной акции «час земли» 26.03 с подачи Фонда Движение планирует провести заезд «велосветлячки», при этом не ограничиваться только Москвой , а провести акцию во всех часовых поясах России, чтобы был эффект эстафеты. Также есть планы по проведению праздника велосипедистов «Велодрайв» на основе разработанной и 4 года проводимой в г. Владимире концепции в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Моздок, Екатеринбург. В общей сложности на весну 2011 г. Движением запланировано более 7 мероприятий. Подробности о предстоящих мероприятиях будут появляться на сайте rusvelos.ru и в группе «вконтакте» http://vkontakte.ru/club17485561 Дворянкин Петр Алексеевич Руководитель велосипедного Движения «Русвелос»


 

 

Велосипед для большого города

Тезисы доклада для конференции «Велотранспортного союза»
Москва, февраль 2011г.
 
Главное в выборе велосипеда являются места, где его можно использовать: проезжая часть, велосипедные дорожки, тротуары и пешеходные дорожки (при необходимости).
Вело парковки и стоянки.
Места для хранения: квартиры, балконы, гаражи, подвалы, специальные легкие постройки.
Дополнительным начальным параметром является сезонность катания для большинства горожан.
Рельеф местности, - если говорить о Москве, то рельеф неровный с холмами и горками.
Еще одно боковое входящее, это зарубежный, в основном, европейский опыт – можно обозвать как ЕВРО. Согласно ему, массовый велосипед должен быть бюджетным агрегатом на больших (28”) колесах – как многие называют - гибридом, оснащенным узкими дорожными шинами, полноразмерными щитками и крыльями, динамо втулкой и развитой светотехникой, бюджетной амортизационной вилкой (не обязательно, можно прекрасно и без нее, но мода и маркетинг диктуют), трансмиссия: планетарная втулка (3, 4, 7, 8, 11-{например, последний вариант Альфайн – новинка фирмы Shimano} передач) – предпочтительно или внешняя бюджетная, уровня Деор и ниже, обычно в наличии так же багажник и корзинка для яиц на руле. Возимый замок – предпочтительно U-образный встроенный плюс тросовый или цепочка..
Что мы имеем здесь и сейчас?
Здесь и сейчас мы имеем: отсутствие парковок и стоянок, катание главным образом в теплое время года (с апреля – по начало ноября), хранение в квартирах, на балконах, в гаражах.
Эти параметры постулируем и временно оставляем за скобками.
Теперь разберемся с остальным: проезжая часть, велосипедные дорожки, тротуары и пешеходные дорожки.
Разделяем для простоты текущее время на три этапа.
А. До того (3 - 4 года назад).
Б. Сейчас.
В. После того (3 – 4 года вперед).
И что мы имеем (имели).
А. на проезжей части опасно и некомфортно, велодорожек нет, тротуары и пешеходные дорожки имеют обычно плохое и старое покрытие и перерезаны противотанковыми, в смысле противовелосипедными бордюрами, нередко весьма высокими. И эти бордюры необходимо преодолевать. Какой велосипед может выжить в таких условиях?
Правильно – прочный хардтейл среднего ценового уровня, с 26 дюймовыми колесами, мощными тормозами и хорошо работающей амортизационной вилкой. Как вариант, легкий двухподвес, ценового уровня выше среднего.
 
Б. на проезжей части опасно и некомфортно, велодорожек нет. Около 2-х лет идет Лужковская программа создания безбарьерной пешеходной среды плюс изменения в ПДД. Как результат, больше стало безопасности и комфорта, во многих случаях вместо бордюров сделаны пандусы, хотя программа еще не закончена и высоких бордюров и всякой недоделанной халтуры осталось ещё много. В данном случае, сейчас, выбирая себе велосипед, можно посмотреть на:
- хороший 28 дюймовый гибрид среднего или выше среднего ценового уровня с настоящей, работающей вилкой, трансмиссией внешней или планетарной типа Альфайн от Shimano с 11 передачами;
- МТВ среднего ценового уровня, с колесами 29 дюймов, внешней трансмиссией и работающей вилкой.
 
В. После того.
Вот тут и начинаются варианты и развилки («направо пойдешь, налево пойдешь»).
В.1. Если новое московское правительство, с учетом кризиса, замнет программу безбарьерной среды, зарежет все идеи с велодорожками и выделенными полосами для общественного транспорта то, постепенно мы скатимся обратно к варианту А.
В.2. Если будет сохранен и законсервирован «статус кво», то мы надолго останемся в варианте Б.
В.3. Если примем оптимистичный вариант: «постепенный прогресс в рамках закона»: вело дорожки, стоянки, парковки, ПДД, хранение… то, с постоянной времени порядка 15-20лет мы, надеюсь, перейдем к варианту ЕВРО.
 
Дополнение.
Желающим иметь здесь и сейчас, более, менее универсальный велосипед как для города, так для поездок по окрестным лесам и для туризма имеет смысл ориентироваться на МТВ среднего ценового уровня или выше, с колесами 29 дюймов, хорошей вилкой и гидравлическими дисковыми тормозами. Крылья, багажник и светотехника приветствуются. Трансмиссия желательно внешняя, типа новой: DYNA-SYS (3х10=30 передач) Shimano. В клубе «ЦВЕТ» сейчас проводится обкатка новой трансмиссии в тяжелых зимних условиях. Предварительные отзывы самые положительные.
Особенностью МТВ с 29 дюймовыми колесами, является повышенная проходимость (грунт, песок, снег…) и скоростные качества при поездках по пересеченной местности, особенно по ровному, длинные тягуны и спуски. Их геометрия особенно дружелюбна к велосипедистам формата среднего и выше среднего. Велолюбителям формата ниже среднего может быть не очень удобно и, местами, высоковато, но, впрочем, дело вкуса…
 
09.02.2011г.        Юрий Разин
 

 

для поездок по городу с грузом и без: хардтейл, 2 багажника, планетарная втулка, динамо-втулка, дисковые тормоза, аморт. вилка, комфортное седло, светотехника, крылья.

 

 

 

 

Гибрид 7500_blackonyx - 28дюймов

 

Городской allant_black - 28дюймов, багажник, комфортное седло, крылья