Палки в наших колёсах

Велосипедистка под зонтомЭкологические тенденции, идущие к нам с Запада, мало-помалу набирают обороты. Применительно к городскому транспорту -- это обороты колёс велосипеда, самого экологичного из возможных средств передвижения.

"Зеленый" стиль жизни, прежде чем стать общепринятой нормой, должен дать ростки в сознании и поведении энтузиастов. И в сегодняшней России такие люди появляются всё чаще.

Идея сделать двухколёсный транспорт основным транспортом горожанина кажется более чем здравой. Преимущества велосипеда очевидны: никакого топлива, никаких выхлопов, да и обслуживание велосипеда обходится в сотни раз дешевле, чем обслуживание автомобиля (не говоря уже о том, что на велосипед не нужно оформлять страховку). Кроме того, езда на велосипеде – отличная альтернатива спортзалу.

Велосипедистка с ребенком

Но каждый, кто решит использовать очевидные преимущества велосипеда в городе, неизбежно столкнется с двумя проблемами, способными разом перечеркнуть самые радужные мечты. Первая – ужасный воздух в больших российских городах. Мало кто рискнёт выехать на велосипеде прямо на проезжую часть, но даже поездка по тротуару заставит вас вдохнуть изрядную порцию загазованного воздуха. Чтобы оградить себя от этого, кто-то надевает респиратор, кто-то спасается влажным платком, повязанным на лицо. Но через пятнадцать минут катания в такой экипировке единственное желание – как можно скорее избавиться от неё.

Вторая проблема – общее состояние той среды, в которую предполагается поместить горожан-велосипедистов. Велосипедные дорожки до сих пор существуют едва ли на уровне мифа (те немногие, что всё-таки были устроены, сделаны в парках, где в них нет особой необходимости); съезды с бордюров и велопарковки – такая же редкость, как говорящая по-английски дежурная у эскалатора в метро.

К слову, в метро велосипедистов не очень-то и пускают. Попробуйте, подняв на плечо свой транспорт, направиться в сторону турникетов. Первое, что вы услышите - пронзительный свисток, за ним – скороспелые суждения о вашем моральном облике.

За рубежом вопрос о том, насколько уместны велосипеды в подземке, решён довольно однозначно – в Дании, например, для велосипедистов оборудованы специальные вагоны. В Москве приходится идти на хитрость: велосипедисты по «сарафанному радио» узнают, на каких станциях дежурные у турникетов, увидев вас с велосипедом, «отвлекутся», пока вы проскользнёте в метро. Но эта практика не всем доступна и не всегда работает: бывает, лучше проехать лишние пять-десять километров, чем мучительно гадать: «Пустит-не пустит».

Владимир Кумов, лидер проекта Let's bike it!, искренне верит в то, что у велосипедов в России есть будущее. Ситуацию с велосипедами в метрополитене он комментирует так: «Боюсь, что в скором времени серьёзных изменений в этой области не предвидится. Отчасти здесь играет роль конструкция самого метрополитена. Метро у нас глубже, чем в Европе, и совершенно не обустроено лифтами. Но если Москва всё же будет расширять метрополитен за счёт наземной железной дороги, особенно, если будет задействовано железнодорожное кольцо, здесь нужно обязательно добиваться разрешения на провоз велосипедов. И самое главное – добиваться обустройства специальных вагонов. То же самое нужно делать и с пригородными электричками. И мы, и наши партнёры по мере возможности стараемся двигать это направление».

Скульптура - на велосипеде три человека с зонтами

Костяк проекта Let's bike it! – девять человек. Они пытаются продвигать идею велодвижения как абсолютно равноправного городского транспорта, причём «работают» не только с велосипедистами, но и с теми, от кого зависит будущее велосипедистов. На мой вопрос о том, как обычно реагируют чиновники на те инициативы, с которыми Let's bike it! к ним обращается, Владимир Кумов отвечает кратко: «Улыбаются».

На первый взгляд, улыбаться есть чему. В профессиональном жаргоне российских автомобилистов имеется слово «хрустик», которым обозначают мотоциклистов. Специального автотермина для велосипедистов пока нет, и это понятно: двухколёсный транспорт без мотора люди в жестяных коробках вообще не считают транспортом. И отношение к велосипедистам соответствующее: даже если вы, максимально сжавшись, едете в правом ряду, в лучшем случае вас сдержанно игнорируют, в худшем – регулярно окликают гудками, так, на всякий случай, чтобы держали дистанцию.

Водителей, впрочем, тоже можно понять: велосипедисты, рискнув выкатиться на дорогу, не особо прилежно соблюдают ПДД. Скажем, привычки предупреждать о поворотах руками в России пока не завелось, между тем манёвренность велосипеда даст фору любой машине, даже самому шустрому Smart'у; в сочетании это создает эффект полной внезапности: водителю кажется, через секунду вон тот велосипедист из соседней полосы перестроится – и непременно так, чтобы попасть под колёса.

Президент Медведев во время визита в Данию в прошлом году на вопрос журналистки о том, как обстоят дела с велотранспортом в России, честно ответил: «У нас пока с этим плохо». И пояснил: «в первую очередь потому, что нет культуры движения». Вопрос о курице и яйце решается только компромиссом: автомобилисты не станут относиться к велосипедистам с уважением, пока те, в свою очередь, не научатся базовым правилам поведения на дороге.

И все в России постепенно рушится распространённый стереотип: у нас главное – продемонстрировать социальный статус, и купить автомобиль – самый элементарный способ это сделать. «На мой взгляд, это уже пройденный этап, - комментирует Кумов. - И с каждым годом такая тенденция становится всё заметнее. Если посмотреть на опросы, проведённые в последние пару лет различными СМИ, можно увидеть, что больше половины опрошенных готовы использовать велосипед как транспортное средство уже сегодня!». Всё так: например, в опросе, проведённом агентством РИА Новости 29 июня этого года, 17% из почти 1000 опрошенных сказали, что добираются до работы/вуза на велосипеде, а ещё почти 60% - что поступали бы так, если бы для этого были созданы условия (велодорожки, пандусы, душ на работе).

«Мы у себя недавно на сайте писали про опыт компании IBS, а это уже крупный бизнес... Компания Mail.ru, насколько мне известно, пошла ещё дальше и сделала бесплатный велопрокат для своих сотрудников. Ректор МФЮА, где я учусь в аспирантуре, тоже приобрёл велосипеды, их сейчас берут некоторые сотрудники. Можно вспомнить ещё МИЭТ в Зеленограде, где велопарковка около учебного корпуса забита велосипедами, причем и летом, и зимой (на фото ниже).

Велопарковка около института в Зеленограде

Если кому и нужно прививать восприятие велосипеда как «нормального» транспорта в городе, то в первую очередь чиновникам. Заложенные в транспортной программе города 70 км велодорожек до 2016 года – это смешно! В Хельсинки, который в несколько раз меньше, чем Москва, общая сеть велодорожек 1200 км, а если взять с пригородами – около 2600 км. На узких улицах Парижа, где не удалось сделать отдельные велополосы, велосипедистов отправили на выделенные полосы общественного транспорта. У нас, насколько мне известно, существует мнение, что велосипедам и общественному транспорту -- не по пути».

Чтобы как-то скорректировать общественное мнение, Let's bike it! проводят акции, показывающие, что жать на педали – так же нормально и естественно, как и вращать рулём своего авто. В прошлом году Let's bike it! устроили велопробег Санкт-Петербург - Лиссабон, в общей сложности продолжавшийся 74 дня. А 9 мая этого года Владимир Кумов написал в своём блоге следующее: «Я не юрист. Если честно, меня даже раздражают все эти тонны юридических бумаг. Но они нужны. Без них никуда. Даже на велосипеде без них сложно. А уж развивать велодвижение без закона о велосипеде совсем тяжело. Его, если помните, Комитет по транспорту Госдумы РФ предложил написать прошлой осенью. Зимой рабочая группа людей, понимающих в документах юридических, проект закон написала и передала в Думу. В конце февраля передала». Правда, пока законопроект всё ещё «на рассмотрении у юристов».

«Можно предположить, что процесс пойдёт в конце сентября, когда будет много шума вокруг международного дня без автомобиля. В прошлом году история с законопроектом в это же время и началась», - считает Кумов.

Два велосипедиста

Продвинется ли законопроект в этом году, пока не очень ясно. Тем не менее, никто не отменял частной инициативы: на сайте Let's bike it! стараниями создателей работает интерактивная велокарта Москвы, где обозначены столичные велопарковки и пункты проката велосипедов, в блоге – масса информации о том, как живётся велосипедистам в Европе, и полезные советы о том, как организовать своё велопутешествие.

В Let's bike it! на велосипедные перспективы смотрят с оптимизмом: «Если чиновникам привить правильное отношение к велосипедам, чтобы они начали создавать условия, то жители свой выбор сделают очень быстро», - говорит Владимир Кумов.

А на моё замечание про наивную веру в светлое будущее отвечает: «А вы, что же, в светлое будущее не верите? Если в него не верить, то его и не будет. Его надо создавать».

Женщина с ребенком на велосипеде

Александра Добрянская, pandatimes.ru
Фото: Владимир Кумов
Фото: Let's bike it!