Парки и улицы свяжут велодорожками

Ко Дню города московские власти обещают москвичам подарок - две велотрассы протяженностью почти 25 километров. Одна соединит столичные парки, а другая пройдет по улице Миклухо-Маклая вдоль зданий РУДН. Вдобавок к этим велодорожкам до конца года появятся еще три маршрута. До 2016 года планируется связать районы мегаполиса сетью примерно из 100 велодорожек, нескольких тысяч велопарковок и пунктов проката.

Поедем в День города

Самый протяженный маршрут из тех, что откроются в этом году, соединит зоны отдыха. Трасса пройдет от Парка искусств «Музеон» через парк Горького, Ботанический сад МГУ, Мосфильмовскую и Минскую улицы, парк Победы и завершится в парке «Фили». В следующем году планируется эту трассу связать с велосипедными дорожками на Воробьевых горах. Огромным плюсом этой трассы станет то, что велосипед можно будет взять напрокат и вернуть его на любую из парковок, которых вдоль маршрута будет несколько.

Вторая трасса пройдет по улице Миклухо-Маклая до автобусной остановки «Улица Миклухо-Маклая - Университет дружбы народов» на юго-западе Москвы. Велодорожка протяженностью более двух километров соединит корпуса университета.

Тендер на разработку проектов трасс объявил департамент капитального строительства Москвы. Как рассказала в беседе с корреспондентом «МП» представитель ведомства Татьяна Блинова, дорожки откроются ко Дню города-2012. Времени для проработки проекта и самого строительства, считает она, вполне достаточно. Это не самая сложная работа, поэтому возможно закончить ее за несколько недель.

Также в этом году будут открыты еще несколько велодорожек общей протяженностью около 30 километров. Одна из них должна связать Южный и Юго-Западный округа столицы. Предположительно, одна из трасс пройдет от станции метро «Беляево» до «Чертановской», другая свяжет районы Марьино и Капотня, третью проложат от Фрунзенской набережной до моста Богдана Хмельницкого. Общая сумма контрактов - 300 млн рублей. По информации департамента капитального ремонта, тендер на строительство первых двух дорожек уже объявлен, в ближайшее время на конкурс выставят строительство третьей.

Это первые трассы, которые планируется построить в рамках реализации транспортной стратегии, согласно которой до 2016 года в столице появятся большая разветвленная сеть велодорожек и вся необходимая для ее функционирования инфраструктура.

Уже этим летом, как рассказали в Информационном центре правительства Москвы, в центральной части города должны появиться две тысячи велопарковок рядом со станциями метро, пешеходными улицами, учебными заведениями, стадионами, кинотеатрами, торговыми центрами и прочими объектами городской инфраструктуры. Они будут располагаться на открытых и освещенных местах.

До 2013 года также разработают и внедрят специальные крепления, которые позволят перевозить велосипеды на автобусах и троллейбусах.

- Первоначально такие автобусы будут следовать по маршрутам между парками, - рассказал Алексей Митяев, руководитель рабочей группы, которая разрабатывала концепцию создания сети велодорожек в Москве. - После того как в городе появится нормальная сеть велопарковок, можно будет устанавливать крепления на автобусы, следующие из спальных районов в центр по выделенным полосам.

Зеленая волна

Глава департамента культуры Сергей Капков озвучил планы по развитию велодвижения в столичных парках:

- Перед нами стоит задача: сделать парки местом, где можно с комфортом покататься на велосипеде. Потом мы все парки свяжем одной сетью велодорожек. Просто глупо связывать парки, пока в них самих нет нормальной инфраструктуры. В первую очередь мы займемся «Сокольниками» и парком «Фили». Дорабатываться велодорожки будут и в парке Горького. Есть у нас идея по созданию городского проката, чтобы можно было в одном месте велосипед взять, а в другом сдать - как это делается в европейских городах. Мы также сотрудничаем с департаментом транспорта и департаментом капитального ремонта.

В городских парках велодорожки начали появляться еще в прошлом году, когда по инициативе мэра Москвы началась грандиозная программа по их реконструкции. Сейчас все зоны отдыха, в которых прошли работы, имеют свои трассы, а самая протяженная из них - длиной 17 км - открылась несколько дней назад в парке «Фили».

Выделенка для велосипедов

Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры совместно с Москомархитектурой и департаментом строительства работают над созданием велодорожек на столичных дорогах и примыкающей к улично-дорожной сети территории.

Строительство велодорожек включено в проекты реконструкции вылетных магистралей. Например, на Ярославском шоссе запланировано строительство выделенной полосы для велосипедистов шириной 3 м и протяженностью 4 км на участке от МКАД до Северянинского путепровода. А в ходе работ по реконструкции хордовой магистрали Балаклавский проспект - Рублевское шоссе запланировано строительство трассы протяженностью почти 12 километров.

Параллельно с этой работой власти рассматривают возможность создания полноценной велоинфраструктуры в одном из районов Москвы. Пока не ясно, какой именно район это будет, известно лишь, что речь идет о Юго-Западном или Северо-Западном административном округе. На примере одного округа планируется посмотреть, как станут работать велодорожки, пункты проката и велопарковки, а потом, если эксперимент будет признан удачным, распространить его по всей территории Москвы.

Два колеса быстрее

По подсчетам столичного департамента транспорта, ездить на велосипедах можно будет быстрее, чем на автомобиле. Велосипедист движется по городу со средней скоростью 17 км в час, а автомобиль в условиях вечных пробок практически ползет, не превышая 13 км в час. К тому же езда на велосипеде полезна для здоровья и не наносит вреда экологии города.

- Надо предоставить возможность горожанам пользоваться этим видом транспорта не только для прогулок, но и для поездок на работу, - говорит заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Николай Лямов.

По его словам, префектурами отработаны 74 веломаршрута, которые являются наиболее востребованными. Идея такова: от дома до станции метро человек будет добираться на велосипеде. Затем оставит его на специальной парковке и поедет до нужного места.

Основной контингент, считает господин Лямов, у которого этот вид транспорта должен стать популярным, - студенты и школьники. Поэтому в районе школ и вузов также будут созданы необходимые условия для передвижения на велосипедах.

Европейский опыт

В отличие от Европы Москва только начинает развивать велотранспорт. В Европе, как, впрочем, и в Азии, велосипедисты считаются равноправными участниками дорожного движения. Властями западных городов предусмотрена инфраструктура, которая позволяет велосипедистам комфортно себя чувствовать. Это в первую очередь отдельные велосипедные дорожки, проходящие не только в тихих переулках, но и вдоль основных магистралей, парковки возле магазинов и разного рода учреждений, а также пункты проката.

Стоимость аренды велосипедов сравнительно невысокая - примерно один евро в сутки. А есть города, где эта услуга бесплатная. Например, Копенгаген, столица Дании. Там взять напрокат двухколесного друга можно, вставив монетку в специальный автомат. Эта монетка является не арендной платой, а всего лишь залогом: человек получает деньги обратно после возврата велосипеда на парковку. Таких парковок в Копенгагене множество, они расположены в удобных местах.

В центре Лондона тоже есть прокат велосипедов. Чтобы покататься, нужно всего лишь пройти регистрацию и получить специальный ключ, который стоит 3 фунта. Поездка продолжительностью до получаса бесплатная. Эта система была рассчитана на то, что люди будут брать велосипеды для коротких поездок.

Во Франции похожая система действует с 2007 года. В данный момент в Париже более 1600 станций, где можно взять напрокат велосипед, и более 20 тысяч велосипедов.

Лидеры по использованию велосипедов: Голландия (27% от всех поездок на транспорте), Дания (18%), Финляндия (11%), Германия (10%), Швеция (10%).

Александр Шибанов, МОСКОВСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА 26.07.2012