Новые велотрассы в столице откроют к Дню города

Три велодорожки общей протяженностью более 30 км откроются к Дню города, сообщила «Известиям» представитель департамента капитального ремонта московского правительства Татьяна Блинова. Прокладка двух из них, связывающих Южный и Юго-Западный округа, а также Марьино и Капотню, обойдется мэрии почти в 300 млн рублей. Стоимость еще одной велодорожки — в центре Москвы, от Фрунзенской набережной до моста Богдана Хмельницкого (недалеко от Киевского вокзала) — пока не определена, конкурс будет объявлен в ближайшие дни.

«Поставлена задача — сдать три велодорожки до Дня города», — пояснила представитель департамента капремонта. Поэтому работать придется в авральном режиме. Мэрия уже ищет подрядчика для строительства, хотя проектно-сметная документация до сих пор не готова. Блинова отметила, что конкурсные процедуры требуют времени, поэтому было решено провести их заранее, чтобы успеть сдать велодорожки к сентябрю.

По ее словам, все велотрассы будут построены по общемировым стандартам. Кстати, российских норм в этой сфере пока не существует. Чиновники обещают, что велодорожки покроют асфальтом, а не плиткой, как указывалось в некоторых ранних проектах.

Освещать новые трассы будут четырехметровые декоративные фонари — такие обычно устанавливают в парках, они ниже обычных мачт освещения. В частности, их поставят на протяжении участков в Битцевском лесу и Марьино. Ранее звучали опасения, что в этих местах будет слишком темно ездить и не все москвичи захотят пользоваться рискованным маршрутом — особенно это касается Битцевского леса.

По данным департамента капремонта мэрии, до 2016 года в Москве будут построены 10 велодорожек.

Создание велотрасс в Москве с самого начала обросло множеством скандалов. В начале 2012 года блогер и общественный деятель Алексей Навальный подал жалобу в ФАС на Москомархитектуру. Это ведомство потребовало от участников тендера на схему размещения велодорожек лицензию ФСБ «на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих гостайну». Единственным претендентом с такой лицензией был Научно-исследовательский и проектный институт Генплана Москвы. Он в итоге и выиграл конкурс, несмотря на возмущение общественности.

Гендиректор ЦНИИ проектирования велосипедного транспорта Игорь Маркин выразил сомнение в обоснованности максимальной цены контракта на строительство велодорожек. «Как они могли рассчитать ее, если проект еще не готов, а именно по нему и определяется смета», — удивился Маркин.

Так, судя по госзаказу, 1 км велодорожек с освещением обойдется бюджету примерно в 17 млн рублей. «Однако когда мы разрабатывали документацию по аналогичному проекту для Петербурга, у нас получилось 5 млн за 1 км — при ширине 2 м, вместе с дорожными знаками, светофорами и фонарями», — подчеркнул эксперт.

Президент Велотранспортного союза Игорь Налимов отметил, что для пилотного проекта выбор дорожек на юге и юго-востоке столицы наиболее удачен — они соединяют соседние районы, не связанные напрямую станциями метро. По его словам, проект позволит изучить перспективы велотрасс в Москве как транспорта, а не вида отдыха и выработать требования к их прокладке.

Что касается велодорожки в центре, то она, по словам Игоря Маркина, играет скорее рекреационную роль. Эту трассу в процессе проектирования пришлось сократить — вначале предполагалось, что она протянется от Фрунзенской до Краснопресненской набережной. «Но это означало, что велосипедистам пришлось бы переходить пешком два моста — Богдана Хмельницкого и Багратионовский», — сказал он. Поэтому от идеи пришлось отказаться.

Схема велодорожек, которые появятся в Москве в 2012 году, Инфографика © Татьяна Белкина и Наталья Ренская

Схема велодорожек, которые появятся в Москве в 2012 году, Инфографика © Татьяна Белкина и Наталья Ренская

Схема велодорожек, которые появятся в Москве в 2012 году, Инфографика © Татьяна Белкина и Наталья Ренская

Известия 08.06.2012