Обмен опытом общественных дорожно-транспортных инициатив

М.Блинкин и А.Шумский на заседании Общественной Палаты6 февраля в Общественной Палате РФ прошел круглый стол на тему «Опыт общественной инициативы в решении дорожно-транспортных проблем». Вел заседание член ОП, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства М. Блинкин. Присутствовало более 40 представителей общественных советов при органах государственной власти, общественных и экспертных организаций, инициативных групп. От велосообщества присутствовали П. Дворянкин, И. Маркин, И. Налимов и В. Филиппов.

Блинкин считает инициативу и участие общественных организаций полезными в тех случаях, когда их предложения поднимаются от дилетантского уровня и приближаются к границе профессиональной деятельности. В качестве примера такой деятельности по решению дорожных проблем была рассмотрена реализация экспертного проекта «PROBOK.NET» в презентации А. Шумского (на фото Блинкин и Шумский).

Своим опытом поделились также представители Ассоциации московских автомобилистов, Гильдии автошкол, Союза пешеходов, Союза пассажиров. Об опыте общественных инициатив в области развития велотранспорта и создания велоинфраструктуры рассказал И. Налимов. (текст выступления прилагается) На многочисленные замечания выступавших ответил заместитель руководителя Департамента транспорта Москвы К. Бесценко, отвечающий в Департаменте за пассажирский наземный транспорт.


Опыт общественных инициатив Велотранспортного союза

Выступление И. Налимова на круглом столе в ОП РФ

Идея велосипеда как транспортного средства в настоящее время стала если не общепринятой, то очевидной для многих. Так, 20 января 2013 года жители, даже пенсионерки и домохозяйки, в Гагаринском районе Москвы поддержали программу развития велодвижения и создания велоинфраструктуры в районе.

Напомню, как развивалась идея велотранспорта. Минтранс РФ обратил внимание на велотранспорт только в конце 2011 года, сделав первый шаг - заказав концепцию развития велодвижения для Санкт-Петербурга. Департамент транспорта Москвы (ДТ) и Москомархитектура (МКА) начали систематическую деятельность по велотранспорту и велоинфраструктуре только весной 2012 года, менее года назад. Возникает вопрос, как подходили органы власти к этим решениям предыдущие 5 лет? Почти никаких следов их деятельности в этом направлении обнаружить не удалось, кроме неудачной административной попытки В. Матвиенко построить в СПб 100 велодорожек по приказу.

До этого момента развитие велодвижения было целиком общественной инициативой! На примере Велотранспортного союза видно, как возникла и шаг за шагом утверждалась идея велотранспорта в течение 5 лет до до её признания властями в 2011 году.

Велотуристы Русского клуба велопутешествий объехали на велосипедах практически все страны Европы и Америки и наблюдали, какие условия созданы для удобного и безопасного передвижения на велосипедах. Группа велотуристов, понявших необходимость создания подобных условий для велосипедистов в нашей стране, выделилась из РКВ и создала Велотранспортный союз в октябре 2007 года. Любопытно, что тогда в России и термина такого как "велотранспорт" не существовало. Считалось, что велосипед пригоден только для отдыха и спорта.

Наиболее заметные общественные инициативы Велотранспортного союза с момента основания:

  1. Концепции развития велотранспорта Москвы и России выразили наше вИдение, как должна выглядеть велотранспортная отрасль и что она даст городу и стране. Концепции пригодились гораздо позже компании ПрайсУотерХаус, когда власти обратились к ней за советом. На нашей основе они добавили картинки и сделали наглядные презентации.
  2. Полевая работа велась нами по проверке состояния с велодорожками в 15 парках Москвы и по корректировке проектов.
  3. Опросы в 30 городах, проверки состояния велодвижения в России, показали практически полное отсутствие велоинфраструктуры в городах и необходимость создания условий для безопасного велопередвижения.
  4. Обращение к президенту Д.А. Медведеву в 2010 году собрало 4000 подписей, но не имело никакой реакции.
  5. Проведение 6 конференций по велодвижению и велотранспорту совместно с МАДИ способствовало формированию научной среды, созданию групп научно-творческого содружества по изучению проблем велотранспортной отрасли. В результате начались исследования этих проблем в МАДИ, НИАТ и Экономической Академии им. Плеханова.
  6. По предложению Комитета Госдумы по транспорту мы собрали группу специалистов и инициировали разработку проекта ФЗ о велотранспорте. Получили поддержку рабочей группы ОП РФ по формированию и продвижению общественных инициатив. Председатель Комиссии ОП по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светлана Разворотнева высказала готовность содействовать шагам в этом направлении и предложила использовать площадку ОП РФ для получения поддержки этого проекта среди региональных ОП.
  7. В прошедшем году мы сконцентрировали внимание на создании велоинфраструктуры в Москве. Принятая ДТ программа развития велодвижения, исходящая из предложений компании МакКинси, не дает решения, как быстро и малыми средствами создать велоинфраструктуру в Москве. То, что предлагается ДТ, это либо слишком дорого, либо слишком медленно.

В поисках пути, как не ущемить интересы автомобилистов и пешеходов, мы практически изучили существующие дороги округов ЮВАО, ВАО и ЮАО, нашли, как улучшить дорожные условия для передвижения на велосипедах на 25 маршрутах общей длиной 134 км, направили предложения в ДТ, но пока нет отклика. Всего в городе можно отыскать до 600 км таких дорог, которые быстро и без значительных расходов улучшили бы проблему велопередвижения по Москве. Здесь нам помогает пример и освоение успешного опыта Экспертного центра «PROBOK.NET»: изучение конкретных проблем с дорогами и предложения по их решению. В перспективе думаем создать аналог ЭЦ в области совершенствования велоинфраструктуры.

Велообщественности пока приходится отстаивать значимость, весомость велотранспорта в сравнении с проблемой пробок, очевидной для всех. Но понимание важности велотранспорта для решения городских социальных, экологических и транспортных проблем постоянно возрастает!