Предложения по организации велосипедного движения в Москве

Цель данного послесловия к «Фотоотчету о прогулке по велодорожке м.Беляево- м.Чертаново» http://velotransunion.ru/fotoobzor-beljaevo-chertanovo распространить опыт создания, эксплуатации и использования велодорожки «Беляево – Чертаново» на другие маршруты. В настоящее время имеется ряд факторов, которые делают это возможным.

Московское руководство стало уделять внимание организации велодвижения в городе. По инициативе мэрии был проведен ряд совещаний с участием активистов велодвижений (ВТС, РКВ и др.), на которых обсуждались пути повышения доступности велотранспорта для населения.

После одного из обсуждений мэр Москвы нашел время для того чтобы побеседовать с его участниками и прокатиться по одной из велодорожек, появившейся в центре столицы.

Велопробег по новым велодорожкам во главе с мэром и его заместителем. В сопровождении - Петр Дворянкин (Русвелос) и Владимир Филиппов (Велотранссоюз)
  Рабочие моменты на одном из совещаний, организованном по инициативе мэрии. На верхнем снимке заммэра Максим Ликсутов, на нижнем - представители велоактива города Игорь Маркин и Геннадий Суздальцев.
   

Как используются уже построенные велодорожек? Как следует продолжить их создание и организовать велодвижение в Москве? Об этом пойдет речь.

Опыт, накопленный за время экплуатации велодорожки «Беляево – Чертаново», показал, что даже чисто прогулочный вариант ее исполнения, связанный со спецификой маршрута, привлекает к ней все большее и большее число почитателей велопрогулок. Разрешились некоторые проблемы, возникшие в начале ее экплуатации. Среди них ремонт и очистка велодорожки, а также возможная конфликтость передвижения велосипедистов вблизи пешеходов.

Промоины, образовавшиеся после зимы и дождей, были вскоре засыпаны. Было приятно наблюдать, что велосипедистам и пешеходам в парке и на участке велодорожки, проходящем по улице Миклухо-Маклая, удается найти взаимопонимание, несмотря на то, что разметка далека от совершенства.

Уверен, что опыт «совместного сосуществования велосипедистов и пешеходов» пригоден для хорошо знакомой мне Профсоюзной улицы. Характерной её особенностью является наличие очень широких, часто полупустых, тротуаров, при напряженном автомобильном движении на проезжей части. Выход заключается в том, чтобы эти тротуары были использованы и пешеходами, и велосипедистами. Однако это оказывается проблематичным по ряду причин. Во-первых, езда на велосипедах по тротуарам запрещена в ПДД; за нарушение штраф 200 рублей. Во-вторых, на многих перекрестках в «лихие 90-е» было создано бесчисленное количество препятствий, преодолеть которые не всегда по силам даже пешеходам.

Новая московская администрация часть этих препятствий снесла, но и те что остались, существенно затрудняют перемещение по тротуарам.

Итак, опыт прокладки велодорожки вдоль улицы Миклухо – Маклая, показывает, что «мирное существование» пешеходов и велосипедистов вполне возможно. Здесь, конечно, не идет речь о велосипедистах-спортсменах, которые предпочтут ездить по проезжей части улицы. Но это - уже отдельная тема.

Что касается прокладки велодорожки вдоль Профсоюзной улицы для остальных типов велосипедистов, то здесь можно было бы воспользоваться предлагаемым ниже подходом, суть которого заключается в следующем: 

  • группа, представляющая экспертов и представителей власти, должна «пройти-проехать» по всей Профсоюзной улице от ее начала до МКАД (территория за МКАД –особая тема!); 
  • группа должна включать представителей велосообщества, пешеходов, автомобилистов, префектуры и мэрии; 
  • по пути эксперты анализируют характер ситуации в «узких местах» и вырабатывают с представителями властей общую точку зрения о том, как можно минимальными усилиями в кратчайшие строки обеспечить беспрепятственное передвижение по улице пешеходов и велосипедистов, не забывая и об автомобилях; 
  • я хорошо знаю свою улицу и могу сказать, что на большей ее части пока еще сохранились безлюдные участки с тротуарами шириной 3 м и более, где практически без проблем можно совместить велодорожку и пешеходную зону; нужно только нанести соответсвующую разметку;
  •  а вот в «узких места» надо «власть употребить»: убрать или видоизменить все препятсвия на тротуарах. Убежден, что компромиссное решение для Профсоюзной улицы может быть найдено, а затем его можно будет распространить и на многие другие улицы Москвы.
Вот так выглядят часто тротуры и проезжие части на Профсоюзной улице. Редкие пешеходы и забитая (правая) полоса.
  А вот препятствие в виде бетонной плиты, которое создал какой-то законопослушный чиновник: на газоне ее нельзя было ставить.
  Даже продавцам велосипедов важнее продать свой товар. Как проехать мимо них – это не их проблема.
  Этот торговый центр строили больше пяти лет, но когда построили, то пройти – проехать проще не стало.
   

 

Предлагаемый подход – малозатратный, но он никак не может помешать соданию в Москве сети специальных велодорожек и даже «велополитенов», если не иссякнут «нефтяные реки». Необходимо также узаконить перевозку велосипедов в метро (со снятым передним колесом, подвязанным к раме, желательно в чехле – я использую чехол из легкой паршютной ткани); облегчить перевозку велосипедов в электричке, путем удаления 2-3 сидений, хотя бы в первом и последнем вагоне всех электричек.

Как видно из приведенных фото, характер препятствий для реализаций подхода может быть самым различным, но в любом случае без административного рычага препятствия не убрать. Важно только, чтобы он использовался с учетом мнений и пожеланий пешеходов, велосипедистов и, конечно же, предпринимателей.

Комментарии

Велосипед выходит из

Велосипед выходит из подполья

Здесь хотелось бы обратить внимание на опубликованное 26 июня Виктором Сычевым на сайте Велотранспортного союза сообщение о том, что московское руководство стало уделять внимание организации велосипедного движения в городе. По инициативе мэрии был проведен ряд совещаний с активистами велодвижений. После одного из обсуждений Сергей Собянин нашел время побеседовать с их участниками и даже прокатиться по одной из появившихся новых велодорожек.

По предложению упомянутого выше заслуженного активиста велосипедного движения Виктора Сычева (вероятно, и не только его) может быть организована широкая и представительная группа экспертов и представителей власти, которая будет рассматривать возможные направления будущих велосипедных маршрутов не только теоретически, но и проводить конкретную рекогносцировку на местности.

Такой механизм принятия решений представляется малозатратным, но он никак не помешает созданию в Москве сети специальных велодорожек и даже крытых эстакад в том случае, конечно, если еще не иссякнут «нефтяные реки». Действительно, будет неплохо, если Москве, с ее не всегда благоприятным для велосипеда климатом, может быть удастся даже опередить другие мегаполисы в создании благоприятных для населения условий не только передвижения, но и более комфортных условий для проживания.

Кстати, сегодня Природа достаточно наглядно демонстрирует свои весьма серьезные претензии к ранее благоприятным для жизни мегаполисам и целым регионам. Хорошо, когда властные структуры вовремя начинают понимать, что шутки с Природой могут оказаться довольно трагичными. Московская мэрия, похоже, перешла, наконец, от нескончаемых разговоров к серьезным делам. Можно надеяться, что велосипед и его самые доброжелательные сообщества выйдут в городе из изгнания.