Узаконим велосипед на дороге!

Велоинициативы на сайте РОИ

День без автомобиля, Брюссель 2012гВ конце мая на сайте Российской Общественной инициативы (РОИ) была опубликована законопроектная инициатива (ЗПИ) "Узаконим велосипед на дороге!" На этой основе предлагается содержательно обсудить правовое обеспечение ряда аспектов велосипедного движения и тех мер, которые создали бы для всех его видов устойчивую систему развития в нашей стране, превращению велосипеда в действительно массовый вид транспорта.

За первые 10 дней эта ЗПИ набрала больше голосов, чем другие инициативы, предложенные в мае. Она стала третьей по популярности среди трех сотен ЗПИ, объявленных после 28 мая.

Картина голосования по инициативам федерального уровня представлена в таблице. Самая популярная среди велоинициатив - предложение внести в ГОСТ прокладку велодорожек вдоль автотрасс. Еще 3 инициативы касаются частных вопросов. Предлагается разрешить велопроезд по тротуарам и внести в ПДД знак велопешеходной дорожки, а также ввести ряд правил для повышения безопасности вело и мото транспорта. Пятая инициатива требует поощрения владельцев велосипедов. Еще одна инициатива настаивает, чтобы ГИБДД занялось регистрацией велосипедов.

Чем объсняется интерес к законопроектной инициативе Ф3026 "Узаконим велосипед на дороге!"? В ней доходчиво изложено, в виде кратких тезисов, основное содержание статей проекта федерального закона "О велосипедном движении и велотранспорте в РФ" (далее, проект ФЗ). Приложен текст проекта ФЗ. Он включает в себя не только защиту прав велосипедиста на дороге, но и правовые основания для изменения ПДД и ГОСТов.

Как инициатива Ф3026 соотносится с другими относящимся к велотематике ЗПИ федерального уровня? Рассмотрим содержание этих инициатив по существу.

Инициатива Ф487 предлагает для прокладки велодорожек вдоль трасс включить их в ГОСТ на автодороги и ввести в КоАП запрет на велодвижение по автодорогам. Но возникает неопределенность в качестве документа, который может быть подготовлен на основе этой инициативы. ГОСТы и санкции КоАП предлагаются специалистами, исходя из ведомственного понимания проблем автодорог, и требований закона об автодорогах, не гарантирующего права велосипедистов. В таком случае в документе трудно ожидать удовлетворительного решения, где, в каких случаях обязывать делать велодорожку, упразднять обочину, а в каких нужна запретительная санкция. Но если бы в законе, как это предлагается в ст. 44 и других статьях проекта ФЗ, было указано, для каких именно автодорог должна быть предусмотрена возможность беспрепятственного проезда на велосипеде, то произвол специалистов прекракратился бы, и составители ГОСТа должны были бы обеспечить соответствие с положениями этого закона. В любом случае велосипедисты получали бы аргумент требовать соответствия закону и нового ГОСТа и построенной в соответствии с ним дороги. Уже на этом примере становится очевидным, что никакие изменения ПДД и ГОСТов сами по себе не придают им необходимых свойств и не обязаны закреплять права велосипедистов.

Инициатива Ф377 считает возможным обеспечить безопасность велотранспорта, введя 4 изменения в ПДД. В отличие от этого, принятие статей 34 и 45 проекта ФЗ закрепило бы уровень и полный объем изменений ПДД, обеспечивающих безопасность велопередвижения.

Проблемы проезда по тротуарам (Ф1882) решаются ко взаимному удовлетворению пешеходов и велосипедистов статьей 34 проекта ФЗ.

Инициатива Ф3202 предлагает ввести в ПДД один из двух знаков велопешеходной дорожки - совмещенной для пешеходов и велосипедистов. Не указано, кто и как будет определять, где и когда можно ставить этот знак. А как быть с другим необходимым знаком - разделенной велопешеходной дорожки, потребуется еще одна ЗПИ? Эта проблема снимается статьей 3 проекта ФЗ, где дано определение обоих терминов, а в ст. 34 определены основания для их использования.

Инициатива Ф1805 не дает ответа, кто и из каких средств должен поощрять владельцев велосипедов. На этот вопрос отвечают ст. 13, раздел 2, п.10 и ст. 44, раздел 2, проекта ФЗ. Более того, средства для стимулирования велопоездок согласно ст. 11, раздел 2 должны предусматриваться в бюджетах федеральных, региональных и местных органов власти.

Что касается регистрации велосипедов, ст. 44, раздел 2 проекта ФЗ дает на это однозначный ответ: "2) Велосипеды не подлежат государственной регистрации."

Проектом ФЗ предусматривается также ряд принципиальных предложений общего характера. Ст. 5, п.3, глава 4, ст. 25 и 45 проекта ФЗ закрепляют право на существование велосипеда как полноценного транспортного средства, устанавливают права велосипедистов на удобную и безопасную велоинфраструктуру.

Эффективные стимулы для выбора общественно полезного транспортного поведения всех участников дорожного движения, включая велосипедистов, позволяют создать статьи 28-32 главы 7 проекта.

Статья 8 по обустройству сети национальных веломаршрутов, дополненная ст. 34, дает исходный толчок развитию велосипедного туризма. Предусматривается создание условий для развития велоспорта (ст. 44, разд.3, п. 8 и ст. 47), и велокультуры, в целом. Ст. 50 предусматривает обучение граждан и должностных лиц правилам велосипедного движения и безопасного поведения на дорогах.

Ст. 36 и 40 гарантируют право каждого жителя на место хранения и парковки велосипеда. Правовые условия для перевозки велосипедов на общественном транспорте создаются в ст. 41, а также ст. 43, разд.2 и ст. 44, разд.2, п. 3).

Ст. 13, раздел 2, п.10 и ст. 32 защищают права предпринимателей в области обустройства велоинфраструктуры, расширения велотранспортных услуг.

Контроль за развитием велодвижения в стране предложено обеспечить путем создания госреестра велодорог (ст. 10), постоянного мониторинга показателей состояния велоинфраструктуры (ст. 33).

Проект ФЗ в целом дает систематический подход к решению основных проблем велосипедного движения. Широкое обсуждение проекта должно дать стимул для его усовершенствования и продвижения его последующего принятия.

Активность обсуждения велоинициатив, включая узаконивание прав велосипедистов, служит индикатором того, что общество и велообщественность стремятся к решению проблем велодвижения и велотранспорта, что велосипедисты готовы бороться за свои права. Сегодня настал момент начала нового этапа в развитии велодвижения: пришло время перестать тратить время и средства на частные инициативы, сами по себе полезные, но не двигающие проблему в целом. Пора понять необходимость системного решения проблем велосипедного движения, сформулированного в виде федерального закона. Наступил период создавать целостное представление о ситуации с велосипедным движением и вырабатывать внятную стратегию его развития.

Таблица на 27.06.2013

 Дата  Федеральные инициативы  код  за/против
 03.04  О безопасности вело- и мототранспорта  23Ф377  129/165
 03.04  Велодорожки вдоль трасс  78Ф487  4192/205
 22.04  Поощрение владельцев велосипедов  22Ф1805  504/71
 25.04  Разрешить проезд велосипедистов по тротуарам  10Ф1882  140/20
 07.05  Ввести регистрацию велосипедов как транспортного средства в ГИБДД  78Ф2524  18/191
 28.05

 Узаконим велосипед на дороге!

(Текст законопроекта прилагается)

 77Ф3026  436/36
 04.06  О введении в ПДД знака вело-пешеходная дорожка  78Ф3202  60/12