Велоинициативы на сайте РОИ
В конце мая на сайте Российской Общественной инициативы (РОИ) была опубликована законопроектная инициатива (ЗПИ) "Узаконим велосипед на дороге!" На этой основе предлагается содержательно обсудить правовое обеспечение ряда аспектов велосипедного движения и тех мер, которые создали бы для всех его видов устойчивую систему развития в нашей стране, превращению велосипеда в действительно массовый вид транспорта.
За первые 10 дней эта ЗПИ набрала больше голосов, чем другие инициативы, предложенные в мае. Она стала третьей по популярности среди трех сотен ЗПИ, объявленных после 28 мая.
Картина голосования по инициативам федерального уровня представлена в таблице. Самая популярная среди велоинициатив - предложение внести в ГОСТ прокладку велодорожек вдоль автотрасс. Еще 3 инициативы касаются частных вопросов. Предлагается разрешить велопроезд по тротуарам и внести в ПДД знак велопешеходной дорожки, а также ввести ряд правил для повышения безопасности вело и мото транспорта. Пятая инициатива требует поощрения владельцев велосипедов. Еще одна инициатива настаивает, чтобы ГИБДД занялось регистрацией велосипедов.
Чем объсняется интерес к законопроектной инициативе Ф3026 "Узаконим велосипед на дороге!"? В ней доходчиво изложено, в виде кратких тезисов, основное содержание статей проекта федерального закона "О велосипедном движении и велотранспорте в РФ" (далее, проект ФЗ). Приложен текст проекта ФЗ. Он включает в себя не только защиту прав велосипедиста на дороге, но и правовые основания для изменения ПДД и ГОСТов.
Как инициатива Ф3026 соотносится с другими относящимся к велотематике ЗПИ федерального уровня? Рассмотрим содержание этих инициатив по существу.
Инициатива Ф487 предлагает для прокладки велодорожек вдоль трасс включить их в ГОСТ на автодороги и ввести в КоАП запрет на велодвижение по автодорогам. Но возникает неопределенность в качестве документа, который может быть подготовлен на основе этой инициативы. ГОСТы и санкции КоАП предлагаются специалистами, исходя из ведомственного понимания проблем автодорог, и требований закона об автодорогах, не гарантирующего права велосипедистов. В таком случае в документе трудно ожидать удовлетворительного решения, где, в каких случаях обязывать делать велодорожку, упразднять обочину, а в каких нужна запретительная санкция. Но если бы в законе, как это предлагается в ст. 44 и других статьях проекта ФЗ, было указано, для каких именно автодорог должна быть предусмотрена возможность беспрепятственного проезда на велосипеде, то произвол специалистов прекракратился бы, и составители ГОСТа должны были бы обеспечить соответствие с положениями этого закона. В любом случае велосипедисты получали бы аргумент требовать соответствия закону и нового ГОСТа и построенной в соответствии с ним дороги. Уже на этом примере становится очевидным, что никакие изменения ПДД и ГОСТов сами по себе не придают им необходимых свойств и не обязаны закреплять права велосипедистов.
Инициатива Ф377 считает возможным обеспечить безопасность велотранспорта, введя 4 изменения в ПДД. В отличие от этого, принятие статей 34 и 45 проекта ФЗ закрепило бы уровень и полный объем изменений ПДД, обеспечивающих безопасность велопередвижения.
Проблемы проезда по тротуарам (Ф1882) решаются ко взаимному удовлетворению пешеходов и велосипедистов статьей 34 проекта ФЗ.
Инициатива Ф3202 предлагает ввести в ПДД один из двух знаков велопешеходной дорожки - совмещенной для пешеходов и велосипедистов. Не указано, кто и как будет определять, где и когда можно ставить этот знак. А как быть с другим необходимым знаком - разделенной велопешеходной дорожки, потребуется еще одна ЗПИ? Эта проблема снимается статьей 3 проекта ФЗ, где дано определение обоих терминов, а в ст. 34 определены основания для их использования.
Инициатива Ф1805 не дает ответа, кто и из каких средств должен поощрять владельцев велосипедов. На этот вопрос отвечают ст. 13, раздел 2, п.10 и ст. 44, раздел 2, проекта ФЗ. Более того, средства для стимулирования велопоездок согласно ст. 11, раздел 2 должны предусматриваться в бюджетах федеральных, региональных и местных органов власти.
Что касается регистрации велосипедов, ст. 44, раздел 2 проекта ФЗ дает на это однозначный ответ: "2) Велосипеды не подлежат государственной регистрации."
Проектом ФЗ предусматривается также ряд принципиальных предложений общего характера. Ст. 5, п.3, глава 4, ст. 25 и 45 проекта ФЗ закрепляют право на существование велосипеда как полноценного транспортного средства, устанавливают права велосипедистов на удобную и безопасную велоинфраструктуру.
Эффективные стимулы для выбора общественно полезного транспортного поведения всех участников дорожного движения, включая велосипедистов, позволяют создать статьи 28-32 главы 7 проекта.
Статья 8 по обустройству сети национальных веломаршрутов, дополненная ст. 34, дает исходный толчок развитию велосипедного туризма. Предусматривается создание условий для развития велоспорта (ст. 44, разд.3, п. 8 и ст. 47), и велокультуры, в целом. Ст. 50 предусматривает обучение граждан и должностных лиц правилам велосипедного движения и безопасного поведения на дорогах.
Ст. 36 и 40 гарантируют право каждого жителя на место хранения и парковки велосипеда. Правовые условия для перевозки велосипедов на общественном транспорте создаются в ст. 41, а также ст. 43, разд.2 и ст. 44, разд.2, п. 3).
Ст. 13, раздел 2, п.10 и ст. 32 защищают права предпринимателей в области обустройства велоинфраструктуры, расширения велотранспортных услуг.
Контроль за развитием велодвижения в стране предложено обеспечить путем создания госреестра велодорог (ст. 10), постоянного мониторинга показателей состояния велоинфраструктуры (ст. 33).
Проект ФЗ в целом дает систематический подход к решению основных проблем велосипедного движения. Широкое обсуждение проекта должно дать стимул для его усовершенствования и продвижения его последующего принятия.
Активность обсуждения велоинициатив, включая узаконивание прав велосипедистов, служит индикатором того, что общество и велообщественность стремятся к решению проблем велодвижения и велотранспорта, что велосипедисты готовы бороться за свои права. Сегодня настал момент начала нового этапа в развитии велодвижения: пришло время перестать тратить время и средства на частные инициативы, сами по себе полезные, но не двигающие проблему в целом. Пора понять необходимость системного решения проблем велосипедного движения, сформулированного в виде федерального закона. Наступил период создавать целостное представление о ситуации с велосипедным движением и вырабатывать внятную стратегию его развития.
Таблица на 27.06.2013
Дата |
Федеральные инициативы |
код |
за/против |
03.04 |
О безопасности вело- и мототранспорта |
23Ф377 |
129/165 |
03.04 |
Велодорожки вдоль трасс |
78Ф487 |
4192/205 |
22.04 |
Поощрение владельцев велосипедов |
22Ф1805 |
504/71 |
25.04 |
Разрешить проезд велосипедистов по тротуарам |
10Ф1882 |
140/20 |
07.05 |
Ввести регистрацию велосипедов как транспортного средства в ГИБДД |
78Ф2524 |
18/191 |
28.05 |
Узаконим велосипед на дороге!
(Текст законопроекта прилагается)
|
77Ф3026 |
436/36 |
04.06 |
О введении в ПДД знака вело-пешеходная дорожка |
78Ф3202 |
60/12 |