О подготовке обновления велосипедных статей ПДД

SWOT-анализ проекта "Изменения ПДД" применительно к созданию городской велоинфраструктуры

В Москве отмечается начало активного создания велосипедной инфраструктуры. По городу вдоль Ленинградского проспекта, Ярославского шоссе, Мосфильмовской и Минской улиц установлены сотни синих знаков велодорожек. Рапортуют о строительстве 82 км велодорожек. На самом деле, как ни парадоксально, если не считать велодорожек в парках, по городу не построено и нескольких километров велодорожек. Все, что есть - несколько коротких участков, включая отрезок длиной 600 м в Марьино. В чем тут дело?

 

 

 

 

Посмотрим в действующие ПДД. Велодорожкой может называться дорога, предназначенная для движения только велосипедов и мопедов. Упомянутые 82 км т. наз. "велодорожек", нарисованных на тротуарах вдоль трасс, к таковым не относятся. В этом не вина строителей - другие знаки и названия для таких дорог в ПДД не предусмотрены, хотя в Венских конвециях уже давно существуют велопешеходные дорожки и велосипедные полосы движения и соответствующие знаки (Рис.1,2). Но в ПДД не указано, как правильно назвать и обозначить эти дороги, нет ни этих терминов, ни знаков.

За последние 40 лет велосипедные статьи ПДД практически оставались неизменными. Это привело к хаосу в названиях и обозначениях велоинфраструктуры, а главное, затормозило её развертывание. Когда в Велотранспортном союзе осознали этот факт, стало ясно, что кроме велосообщества до этого никому нет дела, никто не заинтересован добиваться изменений ПДД ради велосипедистов, кроме них самих. В Велотранспортном союзе два года назад проявили инициативу - совместно с коллегами из Санкт-Петербурга и Новгорода Великого в начале 2011 года разработали предложения по уточнению велосипедных статей ПДД. В марте 2013 года разработка проекта ПДД была поддержана в Министерстве транспорта РФ, и началась систематическая работа по уточнению всех разделов, имеюших отношение к велосипедному движению. За 6 месяцев проект прошел 3 последовательных итерации и трижды публиковался на государственных порталах, http://regulation.gov.ru/project/5343.html http://mintrans.ru/documents/detail.php?ELEMENT_ID=20604 широко обсуждается в гугл-документах https://docs.google.com/document/d/18LSARcmDMg1c8zFZ3bYE2UZjlIZKy7rYxjnB...

Интенсивное обсуждение шло на велофорумах ряда городов России, включая сайты ВелоПитера и Веломании. Руководители Департамента госполитики в области городского транспорта Минтранса РФ обсуждали каждую статью в поисках наилучшего решения. Публикации на госпорталах вызвали десятки замечаний и предложений от активистов велосообществ многих городов России. В Москве в обсуждении проекта приняли участие велоактивисты Русвелос, специалисты ЦНИИП велотранспорта, МАДИ, ЭЦ Пробок.Нет и Департамента транспорта Москвы. Получено предварительное заключение ГУОБДД МВД.

Для стимулирования активности обсуждения полезно, не прекращая работу по обновлению и не дожидаясь последующих итераций, оценить текущее состояние проекта изменений ПДД, используя SWOT-анализ его сильных (strong) и слабых (weak) сторон, предоставляемых возможностей (opportunities) и потенциальных угроз (threats).

S. Сильные стороны проекта - характерные преимущества формулировок текста

Достоинство текста - удалось навести порядок с определением видов дорожек и соответствующих знаков в соответствии с требованиями Венских конвенций о дорожном движении и о дорожных знаках и сигналах. Дана классификация видов дорожек на велосипедные, велопешеходные дорожки и велосипедные полосы движения (Рис. 3). Велосипеды отделены от гужевого транспорта и выделены в отдельный раздел ПДД.

В целом, удалось значительно приблизить положения ПДД к европейскому уровню стран с развитым велодвижением и совершенной городской велоинфраструктурой, улучшить обозначения элементов велоинфраструктуры, в частности:

  • описать правила использования всех видов дорожных поверхностей автомобилистами, велосипедистами и пешеходами, очертить правила взаимодействия между ними;
  • сформулировать правила, что может делать и не может делать велосипедист, при каких условиях передвижение велосипедиста становится безопасным;
  • установить правила организации перекрестков, пересечений и поворотов, регулируемых и пешеходных переходов, предложить условия для велопроезда на регулируемых пересечениях с проезжей частью;
  • прописать, где могут передвигаться на велосипедах дети до 14 лет, разрешить использование тротуара для проезда детей до 7 лет, а также родителями при их сопровождении или перевозке;
  • разрешить организацию встречного движения по улицам с односторонним движением механического транспорта;
  • ввести боковой интервал 1 м для обгона и опережения велосипедистов;
  • выделить для движения мопедов вместе с велосипедами специальный вид велодорожек (Рис.4);
  • определить возможность организации передвижения велосипедов по выделенным полосам маршрутного транспорта.

W. Слабые стороны текущей версии ПДД, отрицательно сказывающиеся на условиях передвижения велосипедистов по городу

По ряду важных норм не удалось добиться соответствия и даже приблизиться к европейскому уровню законодательного обеспечения велосипедного движения. Не удалось достичь взаимно приемлемых решений велосипедистов с ГУОБДД, озабоченных своей ответственностью только за безопасность движенияПрим.1 и далеких от целей развития велодвижения, по вопросам:

  • организовать движение на перекрестках, пересечениях и поворотах, нерегулируемых пешеходных и велопереходах так, чтобы это не приводило к необходимости частого спешивания велосипедистов;
  • установить условия приоритета велосипедистов на переходах;
  • попрежнему всем лицам моложе 14 лет запрещается выезжать на любую проезжую часть, хотя предлагалось компромиссное решение для определенных условий передвижения детей на велосипедах, например, с застегнутыми велошлемами, только по успокоенным местным улицам и в сопровождении родителей.

O. Возможности построения удобной велоинфраструктуры

Новые ПДД дают свежий импульс к совершенствованию велоинфраструктуры. Расшиваются узкие места в организации велодвижения:

  1. Улучшится обозначение элементов велоинфраструктуры. Придется убрать с улиц сотни знаков "велодорожек", поставить знаки, соответствующие назначению разных видов велодорог и правилам их использования;
  2. Повышение четкости в определениях, знаках, символах облегчает их понимание, ориентирование велосипедистов на велотрассах;
  3. Появляется возможность обустроить велопешеходные дорожки на широких тротуарах без значительного пешеходного движения;
  4. Проясняются условия организации велосипедных полос движения на проезжей части, и их использования для движения;
  5. Становится возможной организация велопередвижения на узких улицах городского Центра с односторонним движением механического транспорта;
  6. Созданы предпосылки для организации велодвижения по выделенным полосам;
  7. Определены условия установки велосветофоров. Они существуют в текущем ПДД, но ни одного велосветофора не установлено - не было ясно, где и когда допустима их установка, и как ими пользоваться;
  8. Расширяются возможности для передвижения родителей с детьми на велосипедах по городу. В действующих ПДД права детей определялись одним предложением: лицам моложе 14 лет запрещается выезжать на проезжую часть. Теперь родители с детьми смогут ехать по тротуару. Дети от 7 лет получат право ездить по велопешеходным и велодорожкам. Это прививает детям свободу для закрепления привычки использовать велосипед как транспортное средство. А это, как утверждает Ванкуверская ХартияПрим.2, залог развития массового велодвижения;
  9. Обновленные ПДД создают основу для совершенствования устаревших ГОСТов, нормативов и стандартов на проектирование и строительство велосипедной инфраструктуры.

T. Ожидаемые проблемы и препятствия

Усвоение новых Правил широкими кругами населения всегда требует значительного времени. Между тем, неисполнение Правил, отсутствие контроля за их выполнением может привести к большому количеству ДТП. Начнутся разговоры - у нас в России не тот менталитет, мы не способны уважать права других участников дорожного движения. Это будет дискредитировать новизну и своевременность предложенных мер. Вследствие этого усилятся требования регистрации велосипедов, установки знаков на велосипеды, экзаменов на получение водительских прав, обязательного ношения велошлемов. Это резко сузит пределы возможного развития велодвижения и реализации его потенциала.

Есть и противоположные опасения, что ГИБДД своими ограничениями свернет развитие привычки детей к передвижению на велосипеде и тем самым замедлит превращение велосипеда в массовое транспортное средство.

Заключение

Принятие проекта ПДД поможет решению задач:

  • устранить неразбериху с обозначениями разных видов велодорог и велополос, с обозначением переходов и велопереездов, перекрестков и пересечений,
  • переключить опасения за безопасность велопередвижения на усилия по соблюдению Правил и созданию удобной и безопасной велоинфраструктуры.

Четкие Правила приведут к порядку в создании велоинфраструктуры, в её однозначном понимании для всех велосипедистов.

Накопление опыта велопередвижения по городу по новым Правилам, практика создания и использования велоинфраструктуры в соответствии с ними, научные исследования и обоснования позволят продолжить регулярное, не через 40 лет, а раз в 2-3 года, совершенствование Правил.

 Рис. 1 Разделенная велопешеходная дорожка

 Рис. 1 Разделенная велопешеходная дорожка

Рис. 2 Совмещенная велопешеходная дорожка

Рис. 2 Совмещенная велопешеходная дорожка

Рис. 3 «Велосипедная полоса движения»

Рис. 3 «Велосипедная полоса движения»

Рис. 4 «Велосипедная дорожка» Разрешается движение на велосипедах и мопедах»

Рис. 4 «Велосипедная дорожка» Разрешается движение на велосипедах и мопедах»

 

Прим. 1  Хотя доказано на практике многих стран, что безопасность - в количестве велосипедистов. А именно эти ограничения резко снижают рост количества, т.е. снижают безопасность. См. Доклад о рисках "Safety in numbers" Европейской Федерации велосипедистов, http://velotransunion.ru/node/819

Прим. 2  В июне 2012, в г. Ванкувер, Канада, на Международном конгрессе Вело-Сити (Velo-city Global 2012 conference) была принята Ванкуверская Хартия, направленная на защиту интересов детей в части возможностей для передвижения на велосипедах. http://www.ecf.com/about-us/manifesto/children-have-the-right-to-cycle/#....