Новые направления деятельности Велотранспортного союза

Развитие велотранспорта в Москве и во многих регионах России поставило перед межрегиональной общественной организацией «Велотранспортный союз» ряд принципиально новых задач. Очередное собрание Велотранспортного союза 7 ноября наметило направления деятельности МОО ВТС по их выполнению на 2016 год.

Новые задачи сформировались не случайно, а как пояснил Игорь Налимов, были логичным следствием предшествующей деятельности и инициативы ВТС. Велотранспортный союз по инициативе Станислава Худатова обратился к мэру Москвы с предложением активнее привлекать ВТС к разработке «Программы развития экологического велотранспорта в Москве». Департамент транспорта Москвы запросил ВТС представить на экспертный совет, создаваемый при Дептрансе, предложения по трем направлениям:

  • Совершенствование программы развития велоинфраструктуры Москвы,
  • Создание курсов по повышению квалификации в области экологического велотранспорта м развития велоинфраструктуры,
  • Программа велопросвешения и велопропаганды.

Эти предложения нам предстоит обсудить сегодня.

Другой важный вопрос. На селекторном совещании Министерства транспорта РФ по развитию велоинфраструктуры в городах России заместитель министра Николай Асаул поставил перед МОО ВТС как велоорганизацией межрегионального уровня задачу разработать программу проведения Всероссийского конкурса городов по развитию велоинфраструктуры. Он также поддержал разработку программы создания международных веломаршрутов ЕвроВело по России и её обсуждение в координационном совете совместно с Министерством культуры. МОО ВТС как активный член Европейской Федерации Велосипедистов (ЕФВ) должен заняться этим маршрутом.

В Московской области началась работа по проектированию велоинфраструктуры в городах и веломаршрутов по области. Какое ВТС могла бы оказать содействие в этой деятельности группам велоактивистов в городах области: Жуковском, Краснознаменске, Пушкино, Ступино и других?

Необходимо также обсудить новые предложения по сотрудничеству, поступившие от Европейской Федерацией Велосипедистов, отметил Налимов.

В докладе председателя Москоского городского отделения (МГО) ВТС Сергея Шелмакова (фото 1) предложены меры по укреплению роли ВТС как организации, которая помогает решать проблемы горожан, по повышению активности членов МГО в этом конкретном направлении. За последние пару лет московские власти предприняли шаги по созданию ряда объектов велоинфраструктуры. Необходимо процедуру участия членов ВТС в создании велоинфраструктуры в виде эпизодических «шоу» (высказывания личного субъективного мнения) сочетать с процессом, приносящим конкретную пользу велосипедистам и другим жителям Москвы. Для этого, наряду с продолжением обращений членов Совета ВТС к "верхнему уровню" власти, нужно интенсифицировать работу остальных членов ВТС с "нижним уровнем" власти, местной администрацией и населением. Что для этого предлагается?

  1. Расширить интернет-активность ВТС за счёт создания страниц во всех популярных социальных сетях: "ВКонтакте", Facebook, Twitter и т.п. Кто-то должен взять на себя работу по созданию и поддержанию соответствующих страничек.
  2. Сделать сайт "проблемно ориентированным" (смотри примеры листовок (рис. 2 и рис. 3), которые могли бы лечь в основу разделов сайта). Кто-то должен взять на себя "кураторство" данных проблем. Кураторство заключается в сборе и анализе информации, ведении форума, подготовке конкретных предложений и продвижении их за счёт составления различных писем в соответствующие инстанции.
  3. «Полевая» работа по выявлению недостатков существующей велоинфраструктуры, а также различных физических препятствий велосипедистам на улицах и подготовка запросов в органы власти (напрямую или через интернет-приложения типа "Сердитый гражданин", "Демократор" и т.п.) для их устранения.

При обсуждении совершенствования сайта ВТС выступающие отмечали, что ценность сайта, в отличие от социальных сетей, в его авторитетности, читаемости во многих странах мира. При этом важно развивать новые направления. Необходимо поставить цель – оперативнее информировать о деятельности ВТС и повысить цитируемость ВТС. Более активно пополнять сайт информацией и новостями, и как было предложено, развивать новые направления. Надо дать возможность членам ВТС публиковать информацию на сайте самостоятельно.

Для повышения квалификации госслужащих, муниципальных работников, проектировщиков и предпринимателей, соприкасающихся с проблемами велоинфраструктуры и велотранспорта Велотранспортный союз предложил проведение специальных курсов, взяв за основу лекции членов ВТС. Шелмаков сообщил, что разработанная им программа курсов была поддержана в МАДИ. Удалось вписать курсы в общую программу переподготовки кадров, регулярно действующую в МАДИ. Научная конференция и курсы повышения квалификации по вопросам велотранспорта в виде мастер-классов состоятся 1-2 февраля 2016 год на базе МАДИ. Прослушавшие программу курсов получат сертификат о повышении квалификации. Шелмаков предложил, чтобы первыми сертификатфикаты получили он сам и члены Велотранспортного союза - докладчики и лекторы курсов.

Участникам собрания была направлена информация и приглашение. Необходимо дальше развивать это направление деятельности ВТС. Высказаны пожелания, чтобы обкатку лекций членов ВТС провести заранее до начала работы курсов. При дальнейшем совершенствовании содержания и качества лекций подобные курсы должны стать основой профессионального обучения специалистов в области велотранспорта.

Аркадий Гершман сообщил об итогах проведения исследования о развитии велотранспорта в российских городах миллионниках. Он обращался прямо к мэрам городов в феврале 2014 и 2015 годов. Интересны различные варианты ответов городских властей, которые он получал в процессе опроса. Некоторые говорили о применении велосипеда для спортивных и рекреационных целей, другие — о нехватке средств, третьи прямо заявляли, что им не до этого. В ряде случаев в 14 и 15 году ему отвечали разные ведомства. Вывод — отсутствие у властей многих городов представлений о транспортных применениях велосипеда.

Относительно предложения Минтранса о Всероссийском конкурсе городов Налимов отметил, что логично заняться им именно ВТС как единственной в России общественной велоорганизации межрегионального уровня. С учетом опыта Аркадия Гершмана целью конкурса должно стать создание, поддержка и развитие активных групп велосипедистов в каждом городе. С этой целью необходимо использовать принцип «зонтика». Оргкомитет не должен делать всю работу за местных горожан. Его роль - помочь заявителям стать лидерами в развитии велодвижения в своем городе. Роль «зонтика» — ничего не делать за местных жителей, но помочь в создании единой команды - группы велоактивистов, поддержать их перед местными властями через Минтранс и правильно нацелить, а затем наблюдать и оценить итоги.

Владимир Филиппов предложил перейти к более конкретному взаимодействию с городом и другими организациями. Необходимо готовить письма в департамент транспорта по конкретным вопросам. Если включать несколько вопросов в одно письмо, то ответ дают только на некоторые вопросы. Если задавать один вопрос, то ответ будет получен именно по интересующему вопросу. Касаясь подготовки создания и работы Экспертного совета при Департаменте транспорта Москвы, Налимов отметил, что все вопросы, обсуждаемые Советом, и его решения необходимо фиксировать в письменном виде: готовить протокол заседаний Экспертного совета и добиваться подписания этого протокола участниками.

Руководитель велоклуба «Яуза» Алексей Сидоров считает, что велосипедисты должны привлекаться и принимать участие в развитии велоинфраструктуры. Они могли бы собирать данные, оценивать эффект существующих велодорожек.

Ситуацию в Московской области, взявшейся за создание велоинфраструктуры, осветил Александр Фрязинов. Он рассказал о своей успешной инициативе по созданию велоинфраструктуры в Краснознаменске. Благодаря этому достижению стало актуальным проведение специального совещания по развитию велодвижения в области, поддержанное вице- губернатором области П. Ивановым. Для поддержки и объединения усилий велоактивистов области и города Фряэинов предложил создать специальную группу в сети ВКонтакте и её активно развивать. Контент этой страницы можно пополнять актуальной информацией с сайта ВТС.

Налимов отметил, что появились новые подходы в работе ЕФВ. Значительно усилено взаимодействие с организациями-членами вплоть до оказания практической помощи. Программа ЕФВ «Лидерство» помогает группам велоактивистов стать лидерами в развитии велодвижения в своем городе или регионе. Программа учит тому, как можно достигать этого разными путями. Но в любом случае необходимо научиться проводить эффектные и значительные мероприятия, привлекающие внимание. Нам необходимо активизировать страницу ВТС, которая уже существует на сайте Европейской Федерации. http://www.ecf.com/member-organisation/bicycle-transportation-union/

Филиппов, активно сотрудничающий с ЕФВ и участвующий в проработке трасс международных веломаршрутов ЕвроВело по территории России, предложил проложить через Москву сквозную трассу веломаршрута ЕвроВело, проходящую вдоль русла рек Сетуни и Яузы. Варианты прокладки велотрассы вдоль Сетуни (фото 4) были проработаны на местности, предложены Велотранспортным союзом для проекта Генплана Москвы и направлены главному архитектору Москвы А.В.Кузьмину. А. Бидординова, И. Налимов, С. Шелмаков. СХЕМА 3.2.1: «ВЕЛОДОРОЖКА ВДОЛЬ РЕКИ СЕТУНИ»

От Инновационного центра Сколково до Бережковской набережной. Общая протяженность велополосы составляет 22,7 км.