Конференция по велопешеходной инфраструктуре в МАДИ

Проблемы совершенствования велосипедной и пешеходной инфраструктуры обсуждались на конференции, прошедшей в МАДИ 1 февраля 2016 г. Конференция была организована кафедрой техносферной безопасности МАДИ совместно с Велотранспортным союзом. Преподаватели МАДИ и специалисты других организаций, активисты ВТС из Москвы и ряда других городов представили 18 докладов и сообщений с предложениями, касающимися инфраструктуры и развития велосипедного движения в целом.

МАДИ 74 конференция 9 заседание секции велотранспорта

Наличие серьезных научных и методических проблем создания велопешеходной инфраструктуры обозначил в своем докладе заведующий кафедрой Юрий Трофименко. По его мнению, ростки "веломобилизма" уже пустили корни в нашей стране. Но предстоит приложить немало усилий, чтобы сломить традиционное мнение, что, якобы, велосипед - ненадежное транспортное средство, малопригодное для России. Потребуется не один "мозговой штурм", чтобы убедительно доказать, что велотранспорт является эффективным средством снижения моторизованной мобильности. Идет поиск, как избежать т.наз. ловушек роста при раскручивании "автомобилизма". В обществе и среди специалистов достигнуто согласие, что велосипед - самостоятельный подвид транспортных средств. Одним из основных требований к доступной и экологически устойчивой транспортной системе является создание соответствующей инфраструктуры для пешеходов и велосипедистов.

Согласно опросам 64% москвичей включили развитие велотранспорта в число 10 приоритетных задач. Проблема лишь в том, чтобы сделать велотранспорт как эффективным, так и безопасным средством передвижения, найти адекватный баланс между этими основными характеристиками. Здесь важную роль играет совершенствование нормативных актов на велопешеходную инфраструктуру.

Проведение научных исследований по велотранспорту включено в программу стратегического развития МАДИ. По Программе развития ООН (ПРООН) проводится разработка методической и нормативной базы велопешеходной инфраструктуры. В частности, нам предстоит разобраться, какие характеристики инфраструктуры определяют её качество, степень опасности или безопасности, что именно и как в отношении нормативов следует предпринять на региональном и федеральном уровне.

В докладе председателя Московского городского отделения Велотранспортного союза Сергея Шелмакова (МАДИ) сформулированы принципы целеполагания применительно к созданию благоприятных условий для городской жизни и передвижения в нем. Ответ дает "концепция устойчивого развития", принятая ООН в 1992 году. Если ранее уделялось внимание отдельным элементам городской инфраструктуры, то теперь проектируется комплексный дизайн "умных улиц" как единого целого. Названо много нерешенных проблем, которыми предстоит заняться науке. В МАДИ разработан ряд методик и критериев оценки эффективности и безопасности велоинфраструктуры.

О проведенных на кафедре исследованиях по оценке степени безопасности веломашрутов в Калининграде и Казани сообшила Алёна Шашина (МАДИ).

Алексей Галышев (МАДИ) изложил результаты диссертационной работы по мобильности велотранспортных систем и оценке их экологической эффективности.

МАДИ 74 конференция 9 заседание секции велотранспорта

Глеб Евгеньев (МАДИ) отметил, что значительная часть правовых документов, определяющих цели развития велотранспорта и его инфраструктуры, опирается на устаревшие понятия, не соответствующие современному уровню развития транспортных систем. Отсутствует четкое определение таких ключевых терминов, как улица, проезжая часть, тротуар, велодорожка. Не применяется комлексный подход к созданию велотранспортной сети. Докладчик отметил недостатки существующих нормативов на вело и пешеходную инфраструктуру и высказал ряд предложений по их совершенствованию. Запланирована разработка национального стандарта, регламентирующего единую терминологию и требования к элементам дорожной инфраструктуры для незащищенных участников дорожного движения. По мнению докладчика, создание велоинфраструктуры в регионе следует включить в число показателей работы губернаторов.

Дмитрий Немчинов (Мосгоргеотрест)рассказал о разработке раздела "Велопешеходная инфраструктура" для проекта Свода правил "Требования к элементам улично-дорожной сети населенных пунктов". Пришлось длительное время выполнять ряд последовательных итераций, чтобы "разгрести кашу в законодательстве", согласовать противоречивые данные существующих документов и приблизить их к результатам проектов, успешно реализованных на практике.

В докладе Игоря Налимова (Велотранспортный союз) рассмотрены проблемы создания национального стандарта на велотранспортную инфраструктуру. Предложена концепция национального стандарта на велоинфраструктуру на основе классификации велосипедных дорог. Приведены примеры построения стандарта, исходя из структурных характеристик уровня мобильности и степени безопасности велоинфраструктуры.

Станислав Худатов (Велотранспортный союз) изложил программу ведения просветительской деятельности по развитию велотранспорта. Он отдельно остановился на проблемах применения веломобилей в качестве городского транспорта.

Анастасия Неровная (VELOVE) рассказала о трудностях, которые приходится преодолевать велоактивистам в городах России, на примере Петрозаводска. Непонятно почему администрация и ГИБДД противятся развитию велодвижения. Она считает, что для развития велодвижения в регионах необходимо изменение региональных правовых документов. Например, ввести соотношение километража велосипедных и автомобильных дорог, хотя бы 1:10. Нужно закладывать проекты велодорог в реконструкцию улиц. Необходимо организовать обучение специалистов по проектированию велодорог.

Геннадий Суздальцев (Веломобильный центр) сообщил о возможности применения веломобилей в транспортном обслуживании населения.

Игорь Маркин (ЦНИИП Велотранспорта) привел данные МТС, что 65% жителей не покидают своих районов. Для формирования внутрирайонной велосети и повышения её безопасности предлагается способ организации велодорог внутри кварталов. Для этого необходимо создать безбарьерную среду и ограничить доступ на них снаружи и передвижение автомобилей. Необходима также организация "велосипедных улиц", на которых скорость автомобиля не должна превышать 20 км/час. Предложены схемы формирования таких улиц в виде "зеленых коридоров" для районов Митино, Северное Тушино и Кузьминки. Для велосипедных улиц нужно ввести специальный знак в ГОСТ Р 52290.

Вячеслав Павлюк (Художественная академия им. С.Г.Строганова) рассказал об опыте и привел примеры дизайн-проектирования веломобилей студентами Академии. Вопросы велополитики - стратегии, действий и результатов действий, направленных на создание качественной и безопасной городской среды для велосипедного движения, осветила Ася Бидординова (Университет Торонто). Велополитика в Москве направлена, в первую очередь, на развитие удобной и безопасной велоинфраструктуры. Проблемы создания городской велосети связаны с построением нового вида дорожной инфраструктуры. Велотранспорт предстоит вписать в городскую транспортную систему. Показаны составляющие велополитики, процесс планирования и реализации программ. Приведены характеристики овновных групп участников, заинтересованных в продвижении велотранспорта.

В сообщении Ильи Рыбакова (Велотранспортный союз, ООО НПП АСКБ) освещен опыт создания велоинфраструктуры в Пушкинском районе Московской области. Активисты клуба ВелоПушкино добиваются создания охраняемой велопарковки на ближайших станциях железной дороги и пилотного проекта по установке велобокса в одном из дворов. Предлагается включать размещение велодорог в планы застройки новых районов. Планируется проложить вдоль реки Серебрянки и водохранилища пешеходные и велодорожки. Активисты готовят рапорт о том, насколько в городе выполняется постановление о создании безбарьерной среды.

Опытом велосипедизации в Московской области поделился также Апександр Фрязинов (Велотранспортный союз, Велосообщество Краснознаменска). На основе успешного опыта ряда подмосковных городов предлагается создать каталог типовых решений для различных видов велодорог. Для обмена информацией велообщественности подмосковных городов предполагается создать в интернете специальный ресурс.

Владимир Филиппов (Велотранспортный союз, РЭУ им. Г.В. Плеханова) подвел итоги развития рекреационных туристических веломаршрутов в России. В приложении - презентации докладов.

И. Налимов.

Фото А.Шашиной.

Комментарии

Юрий Трофименко Доклад о

Юрий Трофименко

Доклад о работе кафедры

Сергей Шелмаков Тенденции

Сергей Шелмаков

Тенденции развития велопешеходного движения в городах

Трофименко Ю.В., Шашина Е.В.,

Трофименко Ю.В., Шашина Е.В., Галышев А.Б., Хачатрян Г.Г.

Методика и результаты оценки безопасности велосипедной инфраструктуры в г.г. Казани и Калининграде

Т.Ю. Григорьева Методика и

Т.Ю. Григорьева

Методика и результаты оценки эффективности и безопасности пешеходной инфраструктуры
в г.г. Казани и Калининграде

А.Б. Галышев Оценка

А.Б. Галышев

Оценка эффективности функционирования систем экомобильности в городах

Г.И. Евгеньев Концепция

Г.И. Евгеньев

Концепция совершенствования нормативной правовой базы в области велопешеходного движения

Д.М. Немчинов Велопешеходная

Д.М. Немчинов

Велопешеходная инфраструктура в проекте новой редакции главы 11 СП Градостроительство

И.П. Налимов Классификация

И.П. Налимов

Классификация велосипедных дорог

С. Худатов Тезисы доклада

С. Худатов

Тезисы доклада "Велопропаганда в сми":

  1. Цель велопропаганды - новый стереотип общественного сознания: велосипед – всесезонный транспорт.
  2. Главная задача велопропаганды - возможно широкий охват всех слоев населения.
  3. Средства велопропаганды - интернет, тв, радио, печать, конференции, велоакции.
  4. Субъекты велопропаганды – члены втс и других велоорганизаций.
  5. Интенсивность велопропаганды – 5 выступлений в год.

Системы повышения городской экомобильности

А.С. Неровная (Велодвижение

А.С. Неровная (Велодвижение VELOVE Республика Карелия)

Трудности велосипедизации в городах России на примере Петрозаводска

Г.С. Суздальцев Проблемы

Г.С. Суздальцев

Проблемы разработки, создания и развития веломобилей

В. Павлюк Учебное

В. Павлюк

Учебное дизайн-проектирование веломобильного транспорта в МГХПА им. С.Г. Строганова

А. Бидординова Политика

А. Бидординова

Политика развития велотранспорта в Москве:

Составляющие политики,процесс планирования и реализация планов

И. Маркин Безопасная

И. Маркин

Безопасная велотранспортная сеть

С чего начать?

И. Рыбаков Развитие

И. Рыбаков

Развитие велодвижения и инфраструктуры в г. Пушкино и Пушкинском районе

В.С. Филиппов Развитие

В.С. Филиппов

Развитие рекреационно-туристических веломаршрутов в России