Комплексное развитие велосипедного движения на основе роста велокультуры

 

 «Культура – это исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (БСЭ)

 

 

 

В последние годы наблюдается развитие велосипедной культуры как нового направления культуры. Об этом свидетельствует недавний Международный конгресс по велокультуре в Москве, а также дискуссии культурологов о понимании этого термина. В России уже более 5 лет существует «Проект Let’s bike it! в области развития велокультуры».

Видео Игоря Комарова https://youtu.be/k6yItOTpNtE

В ряде стран регулярно проводятся фестивали велокультуры. Это понятие наполняется всё более глубоким содержанием. Велокультура, как и любой вид культуры, отражает уровень развития общества и человека. Поэтому её содержанием становится уровень развития всех направлений велосипедного движения, включая создаваемые в них материальные и духовные ценности, как индивидуально для личности, так и для определённого общества.

Уровень велокультуры нередко приравнивается к успехам в создании условий для велодвижения в городе. Приводятся количественные данные по велоинфраструктуре: километраж построенных велодорожек, количество велопарковок и велопрокатов. Иногда за уровень велокультуры принимают степень популярности велодвижения, приводят цифры количества участников в велопарадах, в неделе «На работу на велосипеде» и подобных массовых мероприятиях. Чтобы подчеркнуть транспортное значение велодвижения, используют показатель модальной доли велопоездок в общем количестве транспортных перемещений жителей города.

Известен подход к оценке уровня велокультуры через применение составных показателей: показатель велодружественности города, используемый в США, показатель схожести велодвижения города с Копенгагеном, и другие.

Для определения качества велополитики города применяется система критериев BYPAD, предлагающая оценивать взаимодействие главных действующих сил (акторов), но не дающая картины с состоянием велодвижения в городе.

Однако, такие показатели лишь отчасти и односторонне характеризуют уровень велокультуры в городе и ничего не говорят для простых горожан о приносимой пользе в целом (для здоровья, экологии, экономики, удобства передвижения и т.п.), не служат убедительным свидетельством для всех жителей города об успехах в развитии велодвижения и аргументом в пользу продолжения их наращивания.

Для исследования проходящих на территории города процессов можно применить подсчёт индексов городского велодвижения, включая все существенные для передвижения показатели. Но индекс городского велодвижения сам по себе не служит аргументом для жителей в пользу велодвижения, поскольку практическое значение полученного результата неочевидно для рядового горожанина. Требуется взглянуть на проблему шире, оценивая не только реальные достижения и количество довольных велосипедистов на выделенных дорожках, но и такие факторы, как отношение разных слоёв городского населения и другие показатели велокультуры.

Комитет по внутреннему транспорту Европейской Экономической Комиссии призвал к созданию комплексной характеристики, которая логично учитывала бы все стороны развития велодвижения, как положительные, так и отрицательные. Именно велокультура города убедительно свидетельствует о степени развития велодвижения и, вместе с тем, выдает общественно значимую и признаваемую всеми жителями города оценку его состояния.

Такой обобщающей комплексной характеристикой велодвижения на городском уровне предлагается принять «уровень велокультуры». Подобно тому, как понятие «городская культура» охватывает все существенные черты культурной жизни в городе, так и «городская велокультура» должна включать в себя уровень развития всех сторон велосипедного движения, существенных для жителей города.

Понятие «велосипедная культура» формируется из отдельных составляющих по различным направлениям велодвижения. В это понятие должны войти как упомянутые показатели, так и суммарные показатели развития индивидуальной велокультуры всех направлений велодвижения, включая транспортное, рекреационное, оздоровительное, туристское и спортивное направление.

Объективная оценка состояния велокультуры определённого города, особенно, в сравнении с велокультурой передовых образцов и городов-лидеров, имеет общественное значение и побуждает жителей к её дальнейшему развитию. Вместе с тем, все новые идеи, направления и субкультуры в области велодвижения рождаются для реализации культурных потребностей человека.

ВЕЛОКУЛЬТУРА – ИСТОЧНИК И ДВИГАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ ВЕЛОСИПЕДНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ГОРОДСКОМ УРОВНЕ.

Комплексная характеристика велокультуры

Задача состоит в как можно более точном определении основных характеристик комплексной оценки велокультуры, весомости составляющих этих характеристик:

  1. Уровень популярности велодвижения в городе. Степень популярности велодвижения в городе оценивается суммарным показателем активности городского сообщества, включающим количество массовых мероприятий за год, участников массовых веломероприятий (парадов, фестивалей и т.п.) и прирост модальной доли велопоездок. Это объединённый индекс всей велосипедной активности городского сообщества.

  2. Уровень просветительской активности. Масштабы обучения населения, детей, взрослых всем направлениям индивидуальной велокультуры. Активность СМИ в освещении и поддержке учебных мероприятий. Показатели - масштаб общегородских велошкол (по числу участников) и его динамика, численность участников курсов (процент к числу жителей), степень продвижения в развитии всех направлений индивидуальной велокультуры. Обучение транспортной велокультуре всех участников дорожного движения, не только велосипедистов, но и пешеходов, водителей. Рост количества и квалификации участников транспортного, туристского, оздоровительного, рекреационного и спортивного велодвижения. Показатель - процент людей, прошедших обучение, повысивших квалификацию.

  3. Уровень совершенствования и обеспеченности велоинфраструктурой. Степень удовлетворенности велосообщества состоянием с имеющейся велоинфраструктурой, её эффективностью и безопасностью. Показатель - доля горожан, использующих велосипед летом, зимой и её динамика.

  4. Уровень велодружелюбности руководителей госучреждений, вузов, предприятий города: Совершенствование благоприятной среды на рабочем месте (охраняемые велопарковки, поощрение велопользователей работодателями). Критерий - степень удобства использования велосипеда в поездках на работу или учебу. Показатели – проценты обеспечения рабочих мест велопарковками, удобствами для переодевания велоодежды, возможностью принятия душа после поездки, и их динамика.

  5. Уровень эффективности поддержки властей города. Рост бюджета, количества и объёма проектов, разработки планов и стратегии развития велокультуры и велодвижения, в целом. Оценка эффективности затрат.

  6. Уровень законопроектной и нормотворческой активности. Оценка эффективности совершенствования законодательной и нормативной базы велодвижения на региональном и федеральном уровне. Степень поддержки общественностью. Степень соблюдения ПДД. Количество ДТП с участием велосипедистов и его динамика.

  7. Уровень организации подготовки кадров. Рост количества и квалификации кадров дорожников, городских планировщиков, урбанистов, архитекторов, культурологов по развитию городской велоинфраструктуры, велокультуры и велотранспорта в транспортной системе города.

  8. Уровень благоприятной атмосферы для участников велодвижения в городе: Степень улучшения отношения к велосипедистам пешеходов, водителей, чиновников, властей города. Уровень активности велосообщества, горожан, удовлетворенных развитием велоинфраструктуры города и велодвижения, в целом, их динамика.

  9. Экономический эффект, обусловленный велокультурой города. Величина эффекта велодвижения в экономике, оздоровлении горожан, экологии города, улучшении транспортной системы (уменьшении пробок, сокращении ДТП). Оценка велотуризма, как одного из важных критериев оценки развития велоэкономики. Процент велотуристского потока (к общему числу жителей города и относительно других видов туризма) и его динамика.

  10. Степень влияния предпринимательской деятельности на развитие велокультуры города. Уровень активности предпринимателей: количество магазинов, ремонтов, обслуживания, интернет-сервисов. Уровень спонсорской поддержки веломероприятий.

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ВЕЛОКУЛЬТУРЫ – ОСНОВА РАЗВИТИЯ ВЕЛОЭКОНОМИКИ.

Рейтингование городской велокультуры

Характеристики велокультуры, их весомость и их составляющие показатели могут найти применение в конкурсах городов при оценке конечного рейтинга города. Некоторые из этих характеристик можно использовать также для индексирования развития велодвижения в городах - подсчёта измеряемых по научно обоснованным методикам индексов, существенных для подтверждения определённой урбанистической теории.

Подсчёт рейтинга по общественно-значимым показателям, представляющим интерес для рядового горожанина, позволяет оценивать состояние велокультуры города. Рейтинговый подход пользуется популярностью в обществе, а его результаты широко распространяются в СМИ, что вызывает рост активности действующих игроков, поддержку со стороны общественности, властей и спонсоров. Развитие городской велокультуры гарантирует более высокий уровень качества велодвижения.

Обращение представителей велосообщества к городским властям с просьбами улучшить условия для передвижения на велосипеде нередко упираются в глухую стену молчания. Доказанный рейтинг города по развитию велокультуры в сравнении с городами-лидерами, близкими по условиям, служит убедительным аргументом в пользу улучшения положения велосипедистов в городе. Опыт лидеров убеждает горожан в преимуществах развития велодвижения, и его легко перенести на свой город.

При рейтинговом подходе в качестве показателя могут применяться не только объективные данные, но и результаты опросов и экспертных оценок. Весомость показателя определяется его общественной значимостью в конкретной ситуации на текущий период и может меняться каждый год. Тем более, что изучаемое явление «городская велосипедная культура» претерпевает интенсивное развитие и значительно трансформируется. Общественно признанные приоритеты в развитии городской велокультуры – гибкие понятия и могут со временем видоизменяться, как и само содержание понятия «городская велокультура».

Вместе с тем, планируя рейтинги «городской велокультуры», желательно выбирать обоснованные и точные показатели, полезные для последующего более глубокого исследования всех аспектов велодвижения на основе индексного подхода. В отличие от рейтингования индексный подход требует длительного накопления опыта и собирания фактического материала, глубокой проработки урбанистической теории и тщательного обоснования методик измерения каждого показателя, его весомости.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ВЕЛОСИПЕДНОЙ КУЛЬТУРЫ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ВЕЛОСИПЕДНОГО ДВИЖЕНИЯ.

Проведение конкурсов на основе рейтингования велокультуры позволит собрать богатый фактический материал для повышения точности и глубины индексного подхода к сравнению городов по развитию всех направлений велосипедного движения.

Благодарю С.Худатова за ценные обсуждения.

И.Налимов