Новые тенденции в развитии велодвижения

По итогам Международного велоконгресса

С 14 по 16 апреля 2017 года в Москве состоялся II Международный велоконгресс, собравший велоактивистов из регионов России, а также из Белоруссии, Армении и Казахстана. Намеченная цель велоконгресса — создание платформы для коммуникации всех сторон, заинтересованных в популяризации велосипедного транспорта и создании удобных и безопасных условий для его использования, а также создание механизмов взаимодействия власти, бизнеса и общественных объединений. Миссия организатора конгресса «проекта Let"s bike it!» — привлечь внимание тысяч людей к проблемам городской среды и продемонстрировать супервозможности и удобство велотранспорта.


Брать пример с Боготы, столицы Колумбии

Международный характер конгресса выразился в том, что в качестве спикеров знаниями делились, в основном, лидеры велодвижения из США, стран Европейского Союза, включая Латвию, ряда стран Латинской Америки, продвинутых в развитии велодвижения. Спикеры смогли составить собственное представление об уровне велодвижения в РФ, но вряд лм узнали что-то новое для себя и своих стран.

Значение велоконгресса состояло не только в просвещении региональных лидеров велодвижения, ознакомлении с современным уровнем развития велодвижения в мире, но и в усилении пропаганды велосипеда на федеральном уровне как эффективного транспортного средства. Этому способствовало выступление заместителя министра транспорта РФ Николая Асаула на открытии велоконгресса, давшего официальную установку на развитие транспортной роли велосипеда в России.

Основные программы

Специальное заседание было посвящено обсуждению будущего городской мобильности на основе развития велодвижения. Модератором выступил научный руководитель НИИАТ Вадим Донченко.

На секции Vision zero безуспешно пытались сформулировать концепцию «нулевой смертности» при ДТП с велосипедистами, пока не выяснилось, что таковая возможна лишь при нулевой мобильности.

Обсуждение экономических выгод велодвижения прошло без предполагаемого модератора, эксперта в этой области Михаила Блинкина. Тем не менее, выяснилось, что велоэкономика – не миф. Было показано, что это серьёзный участник экономических процессов.

Из-за отсутствия модератора, президента Федерации велоспорта России Вячеслава Якимова, не состоялось проведение заседания и выяснение роли спортивных организаций в развитии велокультуры. Имеется ли связь велоспорта с велотранспортом, так и не прояснилось до настоящего времени.

Популярные предложения

Весьма эффектным было выступление докладчика в маске Пеатонито, сказочного мексиканского персонажа, защитника прав пешеходов и велосипедистов, по типу Бэтмена.

Обсуждалась плодотворная идея – выборы веломэра, общественного защитника интересов велосипедистов перед властями. Выборы веломэров в ряде стран проходили на основе конкурса представленных кандидатами проектов развития велодвижения в городе.

Беспокойство вызвала информация, будто в Москве перестали строить велодорожки. В 2017 году в Москве, якобы, не будет построено ни одного километра велоинфраструктуры. В связи с этим, прозвучал призыв зайти в электронную приёмную мэра и написать короткое обращение к Собянину продолжить строительство велодорожек.

На эмоциональном подъёме прошло заседание, посвящённое развитию велоактивизма. Содержательные доклады представили вице-президенты двух крупнейших в мире велоорганизаций: Кэрен Уайтэкер, Лига Американских Велосипедистов (ЛАВ) и Ларс Стормгрен, Европейская Федерация Велосипедистов (ЕФВ). Высокий уровень участия этих мощных организаций свидетельствует об их внимании к велопроцессам, происходящим в России.

Опыт Лиги Американских Велосипедистов

Кэрен Уайтэкер рассказала, как добиваться полезных для развития велодвижения результатов путем взаимодействия Лиги с федеральными и местными властями, со СМИ и велоклубами. В Лиге разработана и внедрена стратегия по развитию велокультуры на законодательном уровне, установлено взаимодействие Лиги с Конгрессом, администрациями и транспортными ведомствами, налажено сотрудничество сотен независимых государственных и местных организаций по развитию велодвижения. Лига привлекает активистов к принятию решений на государственном и местном уровне с помощью регулярных встреч, вебинаров, бюллетеней и информационных кампаний. Проводит программу «Велодружественная Америка» (Bicycle-Friendly America, BFA) на государственном и местном уровнях, причем, отдельно для бизнеса, университетов, городов и целых штатов.


 

Для оценки уровня развития велодвижения в городах применяются 10 критериев успеха: по десятибалльной шкале. Оценивается степень популяризации велосипедов в крупных городах. Одним из американских лидеров как в сфере общественного транспорта, так и в использовании обществом велосипедов является Вашингтон, уступая по некоторым показателям Нью-Йорку и городу-спутнику Джерси-Сити.

Оценивая уровни успеха, ЛАВ обращает внимание на обратную связь с велообщественностью. Проводятся образовательные мероприятия по развитию велокультуры. Проведено обучение и сертификация инструкторов по преподаванию велокультуры - дипломы получили более 5000 человек. Такие инструкторы с подтверждённой квалификацией имеют право зарабатывать на велообучении. Выпускаются брошюры разной велосипедной тематики. Конференции собирают лидеров велодвижения. Обсуждаются и решаются назревшие вопросы. Готовится дальнейший план действий для согласования с правительством и общественностью. Интересы велосипедистов в Конгрессе защищают три депутата (от Орегона и Флориды), при которых создана специальная группа подготовки велопроектов.

16 апреля проведен мастер-класс для региональных лидеров, где Кэрен подробнее ответила на вопросы слушателей. Лига американских велосипедистов основана на индивидуальном членстве. Результаты:

  1. Удалось опереться на местные велоклубы в городах и штатах, а при необходимости создавать новые активные ячейки.
  2. Путем рейтингования городов, штатов, бизнесов и университетов удалось развернуть пропаганду велодвижения в СМИ.
  3. Сумели опереться на поддержку властей и бизнеса.
  4. Провели в конгрессе нужные законы.
  5. Велосипедисты готовы платить ежегодный членский взнос, получая комплекс услуг: издаётся журнал, карты веломаршрутов, готовятся велоинструкторы, ведётся обучение на курсах и т.д.

Опыт Европейской Федерации Велосипедистов

Другой подход использовала ЕФВ, основанная на членстве организаций, действующих на пользу велосипедистам. Ларс СтормгренЛарс Стормгрен (Фото слева) рассказал, что дало создание ЕФВ для развития велодвижения в странах Европы:

  1. В 38 странах Европы ЕФВ поддерживает активные организации, добивающиеся изменения транспортной политики в сторону велодвижения.
  2. ЕФВ помогла добиться принципиального изменения в пользу велосипеда подхода на уровне органов Европейского Союза и властей всех уровней к городской транспортной политике.
  3. Совместно с ВОЗ разработана методика HEAT, показавшая экономический эффект велодвижения. За 2016 год эффект для стран ЕС составил 513,2 млрд евро.
  4. ЕФВ постоянно добивается от министров транспорта ЕС совершенствования национальных законов, нормативов и уступок для велодвижения.
  5. Вписавшись в экологические программы ООН, удалось получить поддержку устойчивого развития ОПТОСОЗ.
  6. Созданные в ЕФВ ассоциация велоиндустрии и союз учёных содействуют прогрессу в области велодвижения, оказывают влияние на власти.
  7. Организуются массовые популярные проекты, воздействующие на власть и общественное мнение: - Сеть веломаршрутов ЕвроВело, - На работу на велосипеде, и др.
  8. Разрабатывается "Стратегию развития велодвижения до 2030 года", которая будет приниматься на уровне ЕС и станет обязательной для всех государств ЕС.

Эта деятельность ЕФВ привела к изменению отношения властей всех уровней, от местного до государственного, к транспортной политике, сделав её благоприятной для велодвижения. Самое главное – чётко показано, каким образом на основе использования велосипеда можно кардинально изменить ситуацию не просто в транспортной системе, но в городе в целом. Более того, сложилось общепринятое убеждение, что других путей изменения подходов властей всех уровней к городской транспортной политике просто не существует!

Достижения регионов

Большой интерес вызвали сообщения об успешном опыте в регионах. Примером эффективного взаимодействия велообщественности с городскими властями служит ситуация в Тюмени. Во главе отдела городского департамента транспорта стал активный велосипедист, понимающий проблемы велосипедного движения и лично продвигающий программу создания велоинфраструктуры.

16 апреля прошла встреча лидеров общественных проектов и организаций в области популяризации велотранспорта в городах России. На каждое выступление давалось до 5 минут, и до подробного обсуждения не доходило.

Проблемы на пути развития велокультуры в районах Москвы были очерчены в сообщении Велотранспортного союза (И. Налимов). Для вовлечения жителей городов России в процесс развития велокультуры стала явной необходимость объединения усилий региональных велоорганизаций страны. С этой целью представлен на обсуждение проект Манифеста создания межрегионального союза велоорганизаций РФ.

Пример возможностей велоактивиста показала Юлия Неровная в Петрозаводске. Она организовала проведение велошкол по изучению ПДД для велосипедистов. Занятия со школьниками дали возможность выявить и развить их предпринимательские способности. Система грантов помогла стимулировать школьников предложить ряд оригинальных решений, например, по организации ремонта велотехники.

Питерские велообщественники нашли оригинальное решение проблемы российско-финского погранперехода для велосипедистов в районе Светогорска – Иматры.

Велосообщество Новосибирска «Привет, велосипед!» организовало сеть безопасных веломаршрутов от жилых кварталов к школам, благодаря чему родители стали охотнее отпускать детей ездить в школу на велосипеде.

Представитель велоорганизации Белоруссии рассказал, как с помощью грантов ЕС удалось решить проблемы приграничного переезда велосипедистов. В белорусских ПДД, в отличие от наших правил, велосипедистам разрешено не спешиваться на пешеходных переходах.

Автор блога Velonation.net Анастасия Ромашкевич сообщила об организации массива данных по велодвижению.

Каковы итоги конгресса и новые тенденции, которые выявились в ходе заседаний? Какие выводы, пожелания и рекомендации можно сделать на будущее?

В целом, велоконгресс благодаря активности велосообщества, поддержке властей и велобизнеса, оказался вполне успешным и стал значительным событием в российском велодвижении. Неизбежный на первоначальном этапе упор на популизм, популяризацию, в первую очередь, велотранспортного направления, отсутствие серьёзных научных исследований и обсуждения конкретных практических решений принципиально отличаются от того, как проводятся, например, Международные конгрессы ВелоСити.

Теперь пришло время сделать следующий шаг. На это направлены некоторые пожелания и рекомендации:

  1. Были выслушаны образцы и примеры достижений из других стран. Можно ли брать их на вооружение без всякого обсуждения? Необходимости разработки стратегии развития велодвижения в РФ, даже идея об этом не прозвучали. Куда движемся мы с велодвижением в стране? Хотелось бы широко обсудить варианты путей развития велодвижения в России. А подразумевался один ответ: следуем курсом, проложенным западными странами. Так и осталось неясным, как должно развиваться велодвижение в городах, в каком направлении, какими методами, какими силами и за счёт каких средств? Максимум срока возможного предвидения – один год. Объявлен сбор подписей под обращением к властям города об очередном плане строительства велодорожек.
  2. На обсуждение проблем каждого регионального проекта по 5 минут слишком мало. За это время можно лишь упомянуть о достижениях. Нужны специальные заседания по каждой проблеме регионов:
  3. Значительным вкладом конгресса было бы подписание Декларации представителями регионов РФ, где были бы сформулированы:
    • - оценка текущего состояния велодвижения и развития велокультуры в стране,
    • - требования к властям с обоснованием необходимых мер по созданию условий для развития.
  4. Недостаточно обсуждалась доказанная странами Европы роль велосипедного туризма как мощного экономического фактора и важного двигателя развития велокультуры.
  5. Полезно было бы организовать видеотрансляцию с велоконгресса в удалённые регионы РФ, которые не смогли прислать своих представителей.

Приглашаем присоединиться к обсуждению итогов велоконгресса.

Благодарю Л. Шапошникову за помощь в сборе материала.

И. Налимов

Комментарии

                             

                                                                  

Велоконгресс в той форме, в какой он готовился (организаторы, список выступающих, задачи) не даст ничего. Никто не ставил задачи обсудить специфические российские проблемы, понять причины неуспеха, попытаться найти свои решения. Прямой и бездумный перенос зарубежного опыта на российскую почву, простое копирование иностранных методов и подходов разве может быть эффективным? У нас же совсем другие города, традиции, методы управления... Нужно придумывать и реализовывать конкретные велопроекты, работать локально, но с перспективой к масштабированию. Нужно решать не вопросы велосипедистов , а проблемы всего населения с помощью велосипеда. Нужно дать населению возможность почувствовать удобство использования велосипеда ежедневно, в быту, а не только на прогулке в парке. Очень важно отметить, что нужно формировать свою школу, основанную на российской практике, а не просто смотреть в рот западным лекторам. К сожалению, пока такого стремления не наблюдается. Всем ясно давно, велодорожки это хорошо. Но у нас другой формат застройки другие улицы и проч. Нужно думать самим.

Игорь Маркин