Организация и обустройство трасс маршрутов для общедоступного велосипедного туризма

Развитие велодвижения в рекреационных, экскурсионных и туристических целях, распространение велосипедного туризма - одно из самых эффективных средств отдыха и укрепления здоровья, экологически устойчивого (sustainable) вида туризма.

 

 

 

 

Велосипедный туризм для каждого человека и общества в целом.

Опыт велопоходов стимулирует и заставляет совершенствовать индивидуальную велокультуру туриста. Навыки путешествия на велосипеде нередко приводят к велосипедизации повседневной жизни велопользователя. Разнообразие форматов и методов велосипедного туризма, эффективность воздействия на велолюбителя и общество углубляют содержание, открывают новые грани самих понятий «туризм» и «туристская деятельность», способствуют преобразованию стиля и содержания жизни не только самого велотуриста, но и окружающих его людей.

Экономический эффект велодвижения для страны может достигать значительных величин. Так, в странах ЕС он составляет 150 млрд евро в год, из которых 44 млрд евро получают благодаря велотуризму. Вот почему созданию условий для велотуризма в странах ЕС стало уделяться первостепенное внимание. В стратегическом плане выбрано главное направление - создание условий для общедоступного велотуризма, поскольку считается, что именно это направление существенно способствует развитию всего велодвижения.

Значение велосипедного туризма.

Опыт развития велодвижения в странах ЕС показал, что мероприятия по пропаганде велодвижения типа «На работу на велосипеде» малоэффективны, если в стране отсутствует значительный контингент активных велопользователей. Если слабо развито велодвижение, то, в первую очередь, приходится развивать велосипедный туризм, рекреационное и спортивное использование велосипеда. Именно развитие велотуризма стало ключевым подходом к массовому повседневному использованию велосипеда! Это подтверждается тем, что сделано, например, в Германии за последние 10 лет, какие условия можно создать для рекреационных поездок и велотуризма.

Направления велосипедного туризма.

Развитие велотуризма происходит по нескольким направлениям. Энтузиасты велопутешествий начали появляться как эстремалы-одиночки с первых лет после изобретения велосипеда. Достаточно напомнить велокругосветку Онисима Панкратова (1911—1913 г.). В СССР развивался (и существует в России сегодня) спортивный (шести категорий сложности) и самодеятельный (некатегорированный) велотуризм. Вспомним героическое велопутешествие Глеба Травина по периметру вдоль всех границ Советского Союза (1928—1931 г.). Подобный способ путешествий (не требует наличия велодорог, всё необходимое путешественники везут с собой) привлекает туристов, готовых преодолевать путевые невзгоды, рискованные ситуации, экстремальные условия и серьёзные физические нагрузки.

Советские велолюбители могли отправиться в сложные велопутешествия только оформив маршрутную книжку, подтверждающую необходимый уровень спортивной подготовки, обучение на курсах в школах велотуризма и в тренировочных походах соответствующего уровня.

Такой подход привлекал отдельных велотуристов, интересующихся спортивными достижениями и повышением квалификации, спортивным разрядами вплоть до звания «мастер спорта по туризму». Но этот путь не смог вовлечь в велотуризм широкие круги велолюбителей!

Другое направление – общедоступный велотуризм, открывающий каждому велолюбителю возможность реализовать свои личные возможности и познавательные, рекреационные, оздоровительные, культурные или романтические цели. Это направление велодвижения способно привлечь любого велопользователя!

Начатая в России разработка программы развития сети туристических велосипедных маршрутов и спортивных велотрасс может и должна содействовать развитию велодвижения в стране. В связи с этим актуально рассмотреть задачи и проблемы развития сети общедоступных веломаршрутов по России. Начать необходимо с определения основных терминов велотуризма.

Используемые термины.

Веломаршрут - связный путь следования велосипедистов, предназначенный для перемещения из пункта отправления в пункт назначения по дорогам общего пользования, местным дорогам, проездам, тропам, велодорожкам и велодорогам.

Велодорога - специально обозначенный и обустроенный участок дороги, пригодный для безопасного и общедоступного передвижения на велосипеде.

Классы веломаршрутов, разделяемые по их масштабности и месторасположению районов прохождения: городские, пригородные (из города в область), местные (районные), региональные, межрегиональные, федеральные, международные, трансконтинентальные.

Виды туристических веломаршрутов, в зависимости от целей и назначения:

Самодеятельный веломаршрут - маршрут следования похода, выбираемый участниками самодеятельного велопохода, для рекреационных, оздоровительных, экскурсионных или туристических целей.

Туристско-спортивный веломаршрут (соответствует категорированному туристско-спортивному велопоходу от первой до шестой категории сложности), со спортивно-туристскими целями. Маршрут следования, выбираемый велотуристами в соответствии со своей спортивной квалификацией.

Туристическая велотрасса – веломаршрут, состоящий из обособленных велодорог, включающий посещение различных исторических мест, культурных объектов, природных ландшафтов и т.п. в культурно-познавательных, оздоровительных, спортивных и других целях, с местами сервиса и обслуживания, точками транспортной доступности.

Общедоступный велотуризм – не требующие специальной подготовки и снаряжения поездки с использованием велосипеда в рекреационных, экскурсионных, туристических целях по туристическим велотрассам.

Примечание: прилагательное «туристский» используется в сочетаниях с подлежащими - предметами человека, например, туристская одежда (т.е., одежда туриста). Прилагательное «туристический» означает принадлежность к туризму, например, туристический маршрут (понимается, как маршрут для туризма).

Значение общедоступного велотуризма.

Наличие туристических велотрасс создаёт материальную базу для самостоятельного развития массового велотуризма и всего велодвижения. Кроме того, такие велотрассы дополняют дорожную сеть, способствуют экономическому развитию регионов. Продвижение общедоступного велотуризма путем создания туристических велотрасс помогает кардинально решить проблемы связности и пространственного развития территории, экономические и социальные проблемы ряда поселений вдоль велотрассы, улучшить их транспортную доступность.

Развитие сети туристических велотрасс ЕвроВело.

Основанная в 1995 году международная сеть 16 общедоступных велотрасс ЕвроВело, связывающих континент, достигла протяженности 45 тысяч км.

Теперь эта общеевропейская сеть способствует на практике улучшению состояния с велодвижением в каждой стране на западной, южной и северной части Европы. Рис. 2. Дополнительная собственная велосеть и количество повседневных поездок жителей в этих странах увеличились в разы. Так, в 2012 году в Европе велотуристы совершили 2.3 млрд поездок, включая 20.4 миллиона поездок хотя бы с одним ночлегом. Модальная доля велотранспорта возросла до существенных величин, 10% и более. Улучшилась безопасность, снизилась смертность и количество ДТП на тысячу км велопоездок. Созданы десятки тысяч рабочих мест в регионах, где остро ощущается высокий уровень безработицы. Во многих сельских местностях велотрассы заменяют отсутствующее регулярное пассажирское сообщение. Зачастую именно на велосипеде люди могут добраться до районных центров, где есть администрация, больница, учреждения образования, торговые центры и т.д.

На европейском уровне работу по созданию этой сети координирует Европейская Федерация велосипедистов (ЕФВ). Развитием и обслуживанием сети ЕвроВело управляют совместно в каждой стране национальные, региональные и местные власти, службы сервисного обслуживания и местные велоклубы. Практическую реализацию велотрасс в каждой стране направляет и контролирует Национальный Координационный Центр ЕвроВело этой страны: National EuroVelo Coordination Centre (NECC), созданный при поддержке ЕФВ.

ЕФВ оставляет за собой право присуждать «Знак качества» (Badge of Quality) тем маршрутам ЕвроВело, качество велотрасс которых она может официально одобрить. Такой знак подтверждает пригодность веломаршрута как для велолюбителей, так и для продвижения рекламы маршрута.

Велотрассы ЕвроВело приобрели популярность и стали массово использоваться благодаря их безопасности для передвижения на велосипеде при любом уровне подготовки и степени тренированности велопользователя, созданию комфортных условий для туристов и сравнительно невысокой стоимости разнообразных сервисов. Продуманы удобные подъезды к началу маршрута по железной дороге и выходы с него. Инфраструктура международных велотрасс ЕвроВело служит образцом при создании национальных, региональных и местных велотрасс. Предполагается включить веломаршруты ЕвроВело в общеевропейскую сеть магистралей TEN-T и распространить на них европейские правила контроля за безопасностью движения.

Перспективы массового велотуризма в России.

Российская Федерация обладает огромным богатством культурного наследия, историческими памятниками, разнообразием природных условий. Всё это активно используется для различных видов туризма. Велотуристы – любители из сотен российских велоклубов исколесили всю страну, дали подробные описания всего интересного и достойного внимания в своих отчётах о тысячах велопоходов.

В ряде регионов активно прорабатываются возможные варианты развития велотуризма путём совершенствования сети веломаршрутов. В Пермском крае проведены исследования, позволившие выявить условия развития велосипедного туризма. Показано, что «Велосипедный туризм в Пермском крае может стать одним из главных видов туристической деятельности, в ряде регионов создать основу для устойчивого развития экономики. Отдых на природе в сочетании с получением знаний в области истории и географии дает возможность людям, уставшим от воздействия техногенной среды, не только восстановить защитные функции организма, но и в целом - гармонию в своем мироощущении; является перспективным направлением в рациональном природопользовании, сохранении культуры, образовании, воспитании и формировании мировоззрения». Одна из целей велосети – развитие деревенского туризма. Она найдёт поддержку местного населения и региональных патриотов.

Велоклубы Федерации спортивного туризма России регулярно проводят конкурсы велопоходов. В библиотеке велопоходов собрано почти 2000 описаний веломаршрутов, имеющих спортивный характер, в основном по зарубежным странам и по экзотическим маршрутам в поисках приключений. Планируется создание энциклопедии веломаршрутов по России. В спортивных велопоходах всегда ставилась цель – открытия нового маршрута, демонстрации уникальности похода, прямо противоположная общедоступности. Поскольку цель конкурса противоречит принципу общедоступности, то из всей массы не удалось найти маршрута, который имело бы смысл трансформировать в общедоступный!

По инициативе Правительства РФ была составлен реестр популярных веломаршрутов. Приведём примеры веломаршрутов разных классов, разработанных местными велоклубами для спортивного и самодеятельного велотуризма, наиболее востребованных для создания на их основе туристических велотрасс:

  1. Пригородный велопешеходный маршрут «Путь в Лавру» (Тропой Сергия Радонежского), Московская область. Московские велоклубы.
  2. Пригородный «Велосипедный туристский маршрут первого наукограда России», Калужская область. Обнинский велоклуб.
  3. Местный веломаршрут «Уральская тропа», Пермский велоклуб.
  4. Региональный веломаршрут «К истокам Волги». Клуб ВелоТверь.
  5. Региональный велопешеходный маршрут «Путь Тукая». Союз велосипедистов Татарстана.
  6. Межрегиональный веломаршрут «Кольцо Тавриды». Крымские велоклубы.
  7. Федеральный веломаршрут «Золотое кольцо России». Русский клуб велопутешествий.
  8. Федеральный веломаршрут «Две столицы», Москва – Санкт-Петербург. Русский клуб велопутешествий, клуб ВелоПитер.
  9. Международный веломаршрут ЕвроВело-2 – участок по России. Велотранспортный союз.
  10. Международный веломаршрут R-1, участок по территории Калининградской области. Калининградский велотурклуб «КёнигБайсикл Тим».

Ситуация с общедоступными велотрассами в России.

Формально по территории РФ проходят веломаршруты ЕвроВело 2, 10, 11, 13, а также международный веломаршрут R1. Однако пока они не стали действующими туристическими велотрассами.

Траектория маршрута ЕвроВело-2 «Семь столиц» по Белоруссии активно разрабатывается Минским велоклубом. Трасса от Белоруссии 650 км до Москвы была намечена Русским клубом велопутешествий в 2004 году, За 15 лет для её реализации пока ничего не было сделано! .В Минтрансе РФ еще тогда оценили необходимую для её обустройства сумму в 760 миллионов рублей. Денег таких не нашлось.

В России пока нет ни одной отечественной общедоступной туристической велотрассы, имеющей как рекреационное, туристское познавательное значение, так и обеспечивающей комфортное и безопасное передвижение велосипедистов любой степени подготовки, с необходимым сервисом и ночлегами.

Преобразование веломаршрутов в общедоступные туристические велотрассы.

Потребуется новый подход к организации всего процесса создания удобных и безопасных велотрасс. Государственная политика включает последовательную цепь мероприятий, суть которых состоит в опоре и поддержке инициативы на местах.

Обустройство веломаршрутов до уровня туристических велотрасс предусматривает создание качественной дорожной и туристской инфраструктуры.

Безопасность обособленных веломаршрутов требует создания определенных условий для передвижения велосипедистов по велотрассе, выполнения требований «Стратегии развития туризма России до 2035 года», включая проектирование трассы для безопасного передвижения на велосипеде, с учётом рельефа, дорожных условий и климата, и создания дорожной инфраструктуры, включающей:

  • Дорожное покрытие,
  • Разметка, дорожные знаки и указатели,
  • Мосты и переходы через магистрали и ж/д пути.
  • Системы навигации и ориентирования.

Необходимо установить стандарты на следующие элементы туристической инфраструктуры обособленных веломаршрутов и общедоступных туристических велотрасс:

  1. Эмблемы маршрута,
  2. Информационные таблички,
  3. Координаты операторов маршрута и местных властей, куда обращаться в случае необходимости,
  4. Укрытия, туалеты и временные стоянки, кострища с дровами в лесистой местности, источники воды,
  5. Пункты питания и ночлегов, кемпинги, хостелы по типу B&B (ночлег и завтрак), гостиницы,
  6. Пункты ремонта велосипедов и снаряжения,
  7. Пункты медобслуживания,
  8. Экскурсионный сервис и сопровождение,
  9. Мобильные приложения для бронирования ночлегов, экскурсий и заказа сервиса/

Информационное обеспечение включает карты, схемы, путеводители, инфостенды. На них указываются координаты кураторов маршрута и местных властей, куда можно обращаться, «паспорта» маршрута. Нужны также листовки-описания достопримечательностей по маршруту, указания на средства и точки доступа (прибытия и выхода туриста с маршрута) к разным участкам маршрута.

Как организовать создание и развитие туристических велотрасс?

Необходимо определить, благодаря каким подходам, ресурсам и стимулам должно развиваться это направление, каковы гарантии того, что проект удастся осуществить и эффективно управлять его реализацией.

  • С чего следует начинать? Как с максимальной эффективностью организовать этапы планирования и своевременное поступление средств на раскрутку проекта,
  • Как найти средства на дорожную и туристическую инфраструктуру и оборудование? Следует ли полагаться только на средства от властей?
  • Что делать, если не достаточно поддержки ведомства, ответственного за общедоступные трассы.
  • Но даже если такие средства найдутся, возникнет проблема их рационального использования. Как создать барьер распилу?
  • Как обеспечить и гарантировать в течение длительного времени эксплуатацию, обслуживание, содержание, совершенствование качества и развитие этих маршрутов?

Опыт организации работы по созданию сети велотрасс ЕвроВело.

Благодаря чему приведенные проблемы удалось преодолеть в странах ЕС? Как и где находились средства на то, чтобы создать удобную дорожную и туристскую велоинфраструктуру, разнообразные сервисы? Как удаётся затем в течение долгого времени обслуживать, содержать, совершенствовать качество и развивать эти маршруты?

Пример из опыта прокладки велотрассы ЕвроВело-11 на участке вдоль южного побережья Балтики. Всё началось с того, что избранный велосообществом «веломэр» Гданьска ходил с ведром краски, размечал трассу на деревьях, затем вешал эмблему трассы на столбах, добился поддержки велосообщества, пропагандировал маршрут в СМИ. Постепенно добился поддержки в местном обществе. Затем нашелся финансовый директор, который сумел найти средства в статьях регионального бюджета на экологию, благоустройство и оздоровление населения.

Пример показывает последовательную цепь мероприятий:

  • Поддержка инициативы создания маршрута, исходящей от рабочих групп, местных активистов, клубов, НКО, действующих на данной территории. Необходимо предусмотреть закрепление за инициаторами определённых прав на использование маршрута, включая право на бренд маршрута.
  • Поддержка общественных инициатив, программ и мероприятий в сфере развития массового велосипедного спорта и туризма. Федеральные и региональные программы развития велотуризма.
  • Пошаговая поддержка предложений рабочих групп и местной инициативы по мере успехов развития маршрута, сначала со стороны муниципальных, и только затем региональных, а затем и федеральных органов исполнительной власти.
  • Поддержка обеспечения заинтересованности местных активистов и НКО в развитии и популяризации местных маршрутов: с учётом налогов на экономическую деятельность на маршрутах, призов на конкурсах маршрутов, поступлений от проведения фестивалей и спортивных мероприятий на маршрутах.
  • Организация популяризации и непрерывного процесса развития маршрута путем поддержки избранных от местных активистов координаторов участка маршрута.
  • Организация процесса развития межрегиональных маршрутов путем поддержки создания Координационного совета, включающего местных координаторов участков маршрута.

Организация межрегиональных туристических велотрасс.

Маршрут может проходить через несколько регионов РФ. Такими маршрутами в каждом регионе должны заниматься местные активисты, они же станут их постоянными операторами!

Курировать обустройство и состояние трасс в каждом регионе должны региональные координаторы из числа велоактивистов в составе местных велоорганизаций. Их назначение должны согласовывать владельцы бренда и хозяйства трассы; местные велосообщества и региональные власти. Для стыковки региональных участков нужен координационный совет в составе всех региональных координаторов. Координатора федеральной трассы должен согласовывать Ростуризм. Для велотрасс класса ЕвроВело и получения «Знака качества» нужно согласование с ЕФВ.

Предстоит также заинтересовать в активной деятельности операторов и координаторов велотрасс. Нужны федеральные программы развития велотуризма.

Выбор нитки веломаршрутов через исследования и спортивный велотуризм.

Выбор оптимальной нитки маршрута для строительства протяженной туристической велотрассы - это самая ответственная задача, требующая серьезного исследования. Цена ошибки при строительстве достаточно высока.

Подход к её решению предложен Общегерманским велоклубом ADFC (Allgemeiner Deutscher Fahrrad-Club). Работа начинается с подробного исследования и описания существующих вариантов маршрута. Так, по инициативе Детлефа Кадена (Detlef Kaden) разработано описание международного веломаршрута Europaradweg R1.

Маршрут R1 предполагается проложить от Лондона по Германии, Польше, Калининградской области, прибалтийским странам, до Санкт-Петербурга и далее до Москвы. Маршрут, ввиду отсутствия туристической инфраструктуры на многих этапах, привлечёт, в первую очередь, велотуристов - первопроходцев и экстремалов со спортивными целями. Они и местные велоклубы изучат возможные варианты на местности, и эта информация станет базой для выбора популярных региональных участков веломаршрута, а при их успешном развитии – обоснованием строительства участков туристических велотрасс.

Велотранспортный союз поддержал также предложение Детлефа Кадена разработать трансконтинентальный веломаршрут Лондон – Москва - Пекин. Маршрут пролегает через 27 регионов России. Предполагается развивать маршрут шаг за шагом путём целенаправленных конкурсов отдельных региональных участков веломаршрута, которые представляют туристическое и культурное значение, а впоследствии при их дальнейшем обустройстве могли бы стать массовыми, привлечь существенный контингент туристов и приносить значительный экономический эффект в региональные бюджеты.

Законодательное и нормативное обеспечение велотуризма.

Необходимо ввести поправки в законодательство о туризме - ФЗ-132 Об основах туристской деятельности. Ст.6 – права туристов: свобода передвижения, личная безопасность; ст.12 – обеспечение туристов. Глава 12. Туристские ресурсы РФ. Ст. 14. Обеспечение безопасности туризма - для защиты жизни и имущества, ненанесения вреда окружающей среде.

Туристский ресурс подразумевает специальное оборудование трасс для велотуризма. Но в понятие «туриндустрия» этот ресурс не входит. Необходимо указать «специальное оборудование и обустройство трассы для вело - и пешеходного туризма».

В ФЗ-132 отсутствуют необходимые положения о развитии велотуризма.

1. В определении туризма отсутствует понятие «велотуризм».

2. В указании целей отсутствует создание условий для велотуризма.

Без поправок ФЗ развитие велотуризма невозможно. Без указания прав собственности на туристический ресурс велотрасс и на бренд трассы становится невозможной их легальное существование, эффективная эксплуатация и совершенствование.

Необходимо готовить проект специального раздела ФЗ «О велосипедном туризме». Это позволило бы учитывать специфические особенности велотуризма, принимать меры для экономического развития регионов России, создавать благоприятные условия для самостоятельного развития велотуризма.

Чтобы велотуризм помог развитию регионов, нужна мощная самоорганизация заинтересованных сторон!

Для подготовки проекта поправок к этому ФЗ необходимо провести широкое обсуждение в Общественной палате РФ, а затем вывесить проект дополнений ФЗ в интернете.

Начало пути.

Первым шагом в этом направлении было поручение вице-премьера Ольги Голодец Министерству экономразвитию (Минэко) подготовить реестр веломаршрутов по России.

Ростуризм (в составе Минэко) подготовил Стратегию развития туризма до 2035 года. Программа реализации Стратегии предусматривает развитие велотуризма.

По поручению Правительства РФ начата подготовка «Концепции создания велосипедных и пешеходных маршрутов». Выработка единой политики позволит синхронизировать деятельность региональных и муниципальных властей, бизнеса и общественных организаций, поможет выявить ресурсы для формирования полноценной дорожной и туристической инфраструктуры велосипедных маршрутов и туристических велотрасс, развития сферы услуг для велотуристов на прилегающей территории.

Как ускорить развитие сети общедоступных веломаршрутов по России?

Многолетний успешный опыт создания и популяризации ряда европейских велотрасс позволяет обозначить подходы к решению этой задачи.

Проведение конкурсов на лучшую инициативу по популяризации велотуризма, на образовательные программы и школы по велотуризму, на проектирование веломаршрутов, их продвижение в СМИ, информационная и финансовая поддержка победителей из федерального бюджета.

Необходимо разработать стандарты на дорожную (ФГБУ «НЦКТП» Минтранса РФ) и туристическую (Ростуризм) инфраструктуру для обустройства и эксплуатации трасс для велосипедного туризма, разработать программу обучения обустройству, созданию условий для безопасного передвижения и эксплуатации туристской инфраструктуры (Ростуризм и местные власти).

Естественно, у каждой трассы должен быть оператор, который следит за условиями на трассе, владелец названия (бренда) трассы и хозяин всей инфраструктуры на трассе (велоклубы или местные власти), а также координатор, который управляет развитием маршрута и его обустройством. Они должны нести ответственность за состояние трассы и получать моральное поощрение и материальное вознаграждение в зависимости от популярности маршрута и экономической деятельности на трассе.

Заключение.

Строительство инфраструктуры общедоступных веломаршрутов в России начинается, по сути, с нулевой отметки. Развитие массового велотуризма - не просто вид оздоровительного и экологически чистого отдыха и туризма. Это мощный инструмент продвижения и укрепления велосипеда как транспортного средства и всего велодвижения в целом. В этом понимании поддержка велотуризма обществом и государством может рассматриваться не просто как средство, но и важная цель. Запуск строительства туристических велотрасс поможет развитию российских регионов. Это повысит конкурентоспособность регионов, по которым проходит велотрасса, откроет новые возможности для туристической отрасли, а также повысит инвестиционную привлекательность регионов.