Велотранспорт и велодорожная сеть, их место в наземной дорожной сети России

Основными сдерживающими факторами для транспортной отрасли согласно Транспортной стратегии РФ до 2035 года (далее ТС-35) являются инфраструктурные ограничения на сетях автомобильных и железных дорог и на внутренних водных путях, высокий уровень износа транспортных средств, значительная неравномерность в развитии транспортной сети и транспортной доступности регионов Российской Федерации, низкие темпы внедрения современных транспортно-логистических технологий и отсутствие сети крупных мультимодальных транспортно-логистических центров, а также крайне низкий уровень использования технологии информационного моделирования при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры.

Согласно Стратегии пространственного развития России национальная наземная автодорожная сеть России должна способствовать решению следующих задач:

  1. Повышение транспортной доступности всех населенных пунктов страны/
  2. Улучшение связанности между отдельными жизненно важными центрами, транспортными узлами, поселениями на границах регионов, особенно, для удалённых от магистральных автодорог/
  3. Снижение расходов на строительство и ремонт автодорог, мостов и развязок по малонаселённой местности, удалённым и труднодоступным районам, гористой и пересечённой местности. Например, согласно ТС-35 предстоит построить 80 тысяч км местных дорог. По справке Минтранса РФ стоимость километра одной полосы такой дороги составляет 2.2 миллиона рублей. Всего на эти дороги потребуется найти 1.76 триллиона рублей. Эти новые местные дороги составят всего 7.8% от общего километража местных дорог. На поддержание остальных 82% местных дорог в нормативном состоянии (не менее 65%) потребуется столь же значительная сумма.
  4. Рациональное сочетание развития транспортной сети для многотоннажных грузов и массовых пассажирских перевозок и небольших перевозок, индивидуального передвижения.

Проблема состоит в том, чтобы найти оптимальное сочетание решений столь противоречивых задач.

Например, на 1 октября 2020 года согласно ОКТМО в России насчитывается 153124 сельских населённых пункта, основная часть из них – малые, с населением 50 человек и менее, а в почти четверти (23,6 %) - численность населения менее 10 человек. Если такие населённые пункты не расположены вблизи магистральных автодорог, то прокладку специальных автодорог к ним вряд ли можно признать рациональной.

Вместе с тем ТС-35 не предусматривает вариантов решения проблемы обеспечения дорожной доступности всех малых населенных пунктов России.

Для решения этих проблем придётся пересмотреть подходы к стратегии дорожного строительства и рассмотреть полезность и эффективность создания путей сообщения для легкого транспорта, далее, для краткости, - велодорожной сети.

Создание велодорожной сети России может внести серьезный вклад в решение этих задач.

Велодорожная сеть удовлетворит потребности населения в индивидуальном передвижении и в перевозках грузов весом до 180 кг, свяжет между собой самые удалённые, изолированные, горные и малонаселённые районы России. Благодаря национальной велосети и велосипеду станет легко доступным любой населённый пункт страны, периферийные поселения станут связанными с городскими центрами.

Примечательно, что первые звенья велосети могут создаваться сразу без капитальных вложений, как только будут созданы юридические и нормативные условия для её реализации. Для начала будут использованы природные велопути, полевые и лесные дороги, расчищенные просеки, участки пешеходных троп и автомобильных дорог. В дальнейшем дорожная инфраструктура велосети будет пошагово совершенствоваться на отдельных участках по мере практической необходимости.

Грузовые и электровелосипеды, трайки обеспечат связь с магистральными автодорогами, портами и станциями железной дороги, позволят раскрыть экономический и туристский потенциал регионов, удалённых от городских центров.

Развитие туризма повышает занятость населения в регионах, способствует повышению уровня жизни. Повышение доступности территорий придаёт стимул к развитию внутреннего велотуризма. Велотранспорт создаёт больше рабочих мест, чем другие виды транспорта.

Вложения в велодороги окупаются гораздо быстрее, чем в автодороги.

Окупаемость вложений в создание велосети гораздо выше и быстрее, чем от строительства автодорог благодаря более эффективному использованию транспортных средств, а также оздоровительному эффекту и отсутствию парниковых газов. Велодороги привлекают гораздо больше пользователей, чем автодороги. Велодороги можно прокладывать в пригородах там, где сложно найти пространство для сооружения автодороги.

Что даст развитие велодорожной сети:

Наличие велодорожной сети существенно дополняет возможности оперативных перевозок, например, в случае отсутствия пассажирского транспорта. Так, в случае пандемии коронавируса пользование общественным транспортом стало опасным для здоровья. Во время пандемии велосипед доказал свою полезность и высокую эффективность, как для индивидуального передвижения, так и для оперативной доставки небольших грузов.

Велосеть эффективна как средство активной и зеленой мобильности. Индивидуальная мобильность характерна пользой для здоровья и устойчивостью без нанесения вреда природе. Развитие безмоторного велотранспорта как наиболее устойчивого в перспективе вида транспорта позволит снизить выбросы парниковых газов и уменьшить расходование невозобновляемых источников энергии.

Что надо сделать

Велоиндустрия должна разработать оптимальные марки велосипедов и наладит их массовое производство. Должна быть разработана классификация необходимых велотранспортных средств и дорог для легкого транспорта по качеству дорожного покрытия, инфраструктуре и назначению.

Нужны поправки в федеральные законы, нормативные акты и стандарты. Должны быть разработаны меры стимулирования активности по созданию велосети на местном уровне и координации этой деятельности в регионах.

Предстоит добиться четкого функционирования велосети, как этого добились с сетью велодорог ЕвроВело.

При планировании велосети должна предусматриваться интермодальность транспортных узлов для всех видов транспорта, проекты должны быть увязаны с разработкой проектов и практической реализацией железнодорожной и автодорожной сети, с планированием наземной транспортной сети вокруг крупных городов, аэропортов и пристаней морского и речного пароходства.

Необходимо заранее планировать велосети. Иначе потом придётся строить очень дорогие переходы через автотрассы и железные дороги в виде веломостов и велотуннелей.

Перспективы

Велодорожная сеть и велотранспорт должны получить признание и поддержку на государственном уровне. Велотранспорт и велосипедная сеть войдут в Транспортную стратегию России. Она должна быть существенно дополнена:

  1. Придется признать необходимость создания специальной сети путей сообщения для легкого транспорт как составной части транспортной сети России, наряду с автодорожной, железнодорожной, водной и авиа сетью.
  2. Необходимо включать транспортную велосеть во все проекты развития любых видов транспортной сети, со сравнительной оценкой преимуществ велотранспорта.
  3. Предусматривать во всех дорожных проектах строительство мостов и переходов через автотрассы и железные дороги для создания велосети.
  4. Для развития новой транспортной сети должны быть предприняты новые организационно-управленческие решения.

На основе первичного звена - легкодорожной сети в местностях, богатых достопримечательностями, будут создаваться целостные туристские веломаршруты, постепенно обустраиваться их дорожная и туристская велоинфраструктура.

Наиболее популярные местные и региональные веломаршруты станут основой создания межрегиональных, федеральных и международных туристских веломаршрутов и велотрасс. Такое развитие ситуации не исключает параллельного создания важных велотуристских трасс на общепризнанных направлениях, типа Москва-Петербург или Золотое кольцо России.

Заключение

Создание велодорожной сети России внесёт крупный вклад в решение задач, поставленных Стратегией пространственного развития России. Возрастёт экономическая и территориальная связанность населённых пунктов, особенно, малых поселений, а также соседних регионов между собой.

Велотранспорт возьмёт на себя значительную, а в ряде случаев, и основную часть местных и внутрирегиональных перевозок.

За счет развития велотранспортной инфраструктуры будут обеспечены: доступ к освоению новых территорий, улучшение связей между населёнными пунктами, ускорение товародвижения, уменьшение себестоимости перевозок.

Подготовил И. Налимов.