Cобрание Совета Велотранспортного союза 4.05.21

Подведены итоги деятельности ВТС за 2020 г., выполненной отдельными членами ВТС, учитывая особенности работы в условиях пандемии.

Продолжается внимание к традиционным направлениям деятельности Велотранспортного союза:

  • Развитие велосипедного транспорта и велотранспортной инфраструктуры
  • Пропаганда велодвижения, использования велосипеда как индивидуального и грузового транспортного средства
  • Создание комфортной и безопасной городской велоинфраструктуры
  • Совершенствование ПДД, стандартов на велоинфраструктуру, законодательных норм и правил велодвижения
  • Развитие велокультуры населения, особенно, молодежи.

Предложена на обсуждение дополнительная программа деятельности ВТС по конкретным направлениям на 2021 год и на перспективу.

Предлагаемые на обсуждение стратегические проекты ВТС:

  1. Развитие велодорожной сети России
    а) Государственная Концепция (Разработка проекта).
    б) Мастерплан развития Национальной велосети России (Проект).
    Необходимо предложить решения по созданию национальной велодорожной сети России.
    Практическая наработка опыта на конкретных проектах: Прокладка велодорог к 2-3 удалённым поселениям в Московской области и Татарстане.
  2. Разработка сети туристских веломаршрутов РосВело по России.
    Практика: Разработка веломаршрута «По пути Сергия Радонежского».
  3. Взаимодействие с Европейской федерацией велосипедистов.
    Сертификация предприятий, поддерживающих программу Bike2Work в России.
  • Организация сертификации велодружественных предприятий Москвы по системе Европейской Федерации велосипедистов.
  • Распространение опыта Москвы через региональные отделения ВТС на Казань, Петербург, Воронеж, Краснодар и др.

Проведенный анализ Стратегии пространственного развития России и Транспортной стратегии РФ до 2035 показал, что их цели и задачи не могут быть реализованы без создания национальной велодорожной сети и развития велотранспорта. Начать предполагается с создания велодорог к изолированным поселениям Московской области и Татарстана, не имеющим выхода на автодороги.

Для расширения ресурсной властной и общественной поддержки стратегических проектов ВТС В.Я. Юртеев предложил обратиться к губернатору Московской области, Президенту Республики Татарстан, другим заинтересованным главам регионов России с письмом от имени ВТС и других авторитетных организаций с предложением провести в их регионах в 2021 году, объявленном Президентом РФ В.В. Путиным Годом Науки и технологий - Гражданские молодежные Форумы «Мобильное движение в регионе - XXI век» для консолидации идей и действий всех заинтересованных органов власти, научных, образовательных, профессиональных организаций, бизнес структур, активных участников мобильного движения в Российской Федерации.

Ко многим из 150 000 малых поселений РФ необходимо построить сотни тысяч километров велодорог, создать их инфраструктуру, вписать сеть велодорог в общую наземную, водную и авиационную сеть. Необходимо разработать и наладить производство новых видов велотранспорта.

Для создания сети велодорог потребуются специалисты по велотранспорту, строительству велодорог и сооружению велоинфраструктуры, веломостов, переходов и велоразвязок. Пока подготовка подобных специалистов в РФ отсутствует. Г.С. Суздальцев, руководитель НКО «Веломобильный центр», предложил обсудить эти проблемы со специалистами Российского университета транспорта (МИИТ). По мнению С.А. Худатова, выпускника МИИТ, в университете имеются квалифицированные научные кадры и технические возможности, чтобы приступить к подготовке таких специалистов.

Дискуссия развернулась по вопросу, что надо сделать для создания сети РосВело общедоступных туристских веломаршрутов России. Известны два основных подхода к обустройству инфраструктуры веломаршрута. Американский вариант предполагает наличие основных участков велотрассы в виде автодорожной сети и её последовательное усовершенствование на линии маршрута. Европейский опыт создания сети ЕвроВело основан на местной инициативе велоактивистов, предпринимателей, СМИ и поддержке из фондов местного и регионального бюджетов, предназначенных на здравоохранение, экологию и благоустройство. Для России придётся разрабатывать комбинированный подход. Хорошую возможность для отработки технологии создания общедоступных веломаршрутов предоставляет работа над созданием небольших веломаршрутов «Тропа Сергия Радонежского» в Московской области и «Путь Тукая» в Татарстане.

По итогам своего участия в обсуждениях на конференции ЕФВ Худатов отметил, что во многих странах самокат догоняет по популярности велосипед благодаря удобству использования в условиях города. Вместе с тем проблемы безопасности и путей для передвижения у нас общие. Предложено наладить сотрудничество с НКО любителей самокатов в этом направлении. Худатов сообщил о перспективах возможного сотрудничества с организацией предпринимателей веломотоиндустрии и со службами велокурьеров.

И.П. Налимов напомнил, что 8 мая исполняется 13 лет со дня создания ВТС. Были созданы отделения и назначены полномочные представители в 12 регионах РФ. Однако, их активность в последнее время снизилась. Предлагается:

  1. Провести очередную конференцию ВТС онлайн с целью выбора руководящих органов и укрепления статуса ВТС как юридического лица.
  2. Усилить пропаганду велодвижения и велотранспорта с целью мобилизации массового сознания в их поддержку.
  3. На основе собранных предложений членов ВТС определить конкретные задачи РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ВТС, разработать широкую программу развития велодвижения и велотранспорта в России.
  4. Каждому региональному представителю ВТС предложить поддержку в формулировании этих задач и обращении к региональным.

Подготовил И. Налимов.