Дорогу велосипеду!

Cегодня, когда улицы Санкт-Петербурга задыхаются от переизбытка автотранспорта, настало время обратить свои взоры на такой экологически чистый и при этом массовый вид транспорта, как велосипед.
Согласно данным, озвученным Олегом Сидоренко, начальником отдела благоустройства и санитарного состояния Управления благоустройства и садово-паркового хозяйства КБДХ, общее количество велодорожек в соседней Финляндии составляет 4830 км, из них почти треть приходится на столицу Хельсинки и прилегающие к ней пригороды. Причем, велодорожки там дополняются специализированными мостами и тоннелями. 10% всего передвижения по улицам Хельсинки приходится именно на велосипедный транспорт.

Изображение

Ежегодно муниципалитет финской столицы вкладывает в строительство велодорожек 10 млн евро. И с этой точки зрения, Хельсинки – далеко не европейский лидер. На континенте есть города, где велосипедная составляющая в общем транспортном потоке составляет 25%.

По сути, в Санкт-Петербурге должно быть не хуже, постановили 2 года назад члены Городского штаба благоустройства и решили развивать местное велодвижение с установки дорожных знаков «Велосипедная дорожка» и нанесения соответствующей дорожной разметки на велодорожке вдоль Приморского шоссе. Если кто не в курсе, скажем, что эта велодорожка (порядка 40 км дистанции) является одной из трех себе подобных, которые были построены еще во времена СССР. За минувшие 20 лет она, как нетрудно догадаться, пришла в полное запустение и используется разве что пешеходами. Аналогичная ситуация с велодорожками вдоль Выборгского шоссе и в направлении к музею «Шалаш В. И. Ленина».

Изображение

У города есть идея прокладки подобных маршрутов в городских парках и парковых зонах, в частности, в Удельном и Пискаревском парках, парке Сосновка, парке 300-летия Санкт-Петербурга и пр. В общей сложности город хочет «окультурить» 14 крупных парков. По словам Олега Сидоренко, проведенный анализ показал, что часть из этих лесных зон располагают дорожками, которые при несущественных финансовых вливаниях легко можно преобразовать в велосипедные маршруты. Предлагается даже разделить потоки – для велосипедистов и пешеходов.

Александр Кузнецов, директор Центра велосипедного спорта «Локосфинкс», тренер с многолетним стажем, подготовивший немало известных титулованных спортсменов, выделяет сразу несколько направлений, в которых, по его мнению, должен развиваться город, претендующий на звание европейского.

Изображение

Прежде всего, отмечает Александр Анатольевич, необходимо признать на дороге велосипед таким же равноправным транспортным средством, как автомобили, мотоциклы и т. п. «Понимаю, что это непростая задача и многолетняя работа, - говорит г-н Кузнецов, - Однако на данном этапе от нас требуется малое – всего лишь осознать масштабы этой самой работы».

Второй пункт направления – велосипед как средство отдыха горожан. Александр Кузнецов предлагает озадачить руководителей городских парков отдыха, чтобы каждый из них озвучил свои предложения по организации и созданию велодорожек. Причем, особо больших «телодвижений» не потребуется. Необходимо лишь часть существующих парковых дорожек преобразовать в велотрассы – обеспечить их твердым покрытием и установить соответствующие знаки.

Изображение

В основе третьего направления, по мнению Александра Кузнецова, лежит понимание того, что велосипед – это еще тренировочное средство. В Петербурге проживает не одна тысяча детей и подростков, активно занимающихся велосипедным спортом. При этом хорошо организованных мест и площадок для их тренировок в городе просто нет. Директор велоцентра кивает в сторону ряда южноамериканских государств, в частности, Венесуэлы и Колумбии, где в столичных городах и крупных мегаполисах в один из выходных дней регулярно перекрываются центральные автомагистрали и устраиваются соревнования по бегу, роликовым конькам и велосипедным гонкам.

«Я не призываю к подобным крайностям, - говорит Александр Кузнецов. – Но наши районные власти должны всерьез подумать над тем, как и где можно организовать на своих территориях тренировочные трассы. Необходимо выделить всего по одной улице в каждом городском районе, желательно с неинтенсивным автомобильным движением, обозначить ее дорожными знаками и определить конкретные дни и часы, когда эти знаки будут работать на любителей велосипедного спорта. Улица не должна быть сильно протяженной – вполне хватит участка в 1-2 км, но обязательно с правым поворотом и минимальным пересечением с другими улицами. Это должны быть места так называемой шаговой доступности».

Изображение

Чтобы собрать детей на соревнования городского масштаба, тренер Кузнецов предлагает организовать специальную, хорошо оборудованную велотрассу. Он даже называет конкретный адрес – финское озеро в Парголово, вернее кольцо вокруг него. Там отсутствует пересечение с автомобильным движением, к тому же, велосипедисты не будут никому мешать. По словам Александра Кузнецова, первые пробные шаги в организации данного проекта уже сделаны. Есть реальная надежда, что в 2008 году трасса в Парголово будет запущена в эксплуатацию.

Следующее направление деятельности городских властей, по г-ну Кузнецову, связано со строительством велосипедных трасс высокого уровня. Петербург считается ведущим городом в России по подготовке олимпийских чемпионов и призеров мировых чемпионатов. При этом в Северной столице отсутствует достойная специализированная трасса наподобие столичной в Крылатском. Александр Анатольевич предлагает построить новую трассу на Пулковских высотах. Велосипедистам-профессионалам, говорит он, просто необходима пересеченная местность, а рельеф местности в Пулково предоставляет такую возможность. «Мы сегодня самым серьезным образом обсуждаем данный вопрос и скоро выйдем к городским властям с конкретными предложениями», - отмечает г-н Кузнецов.

Трудно сказать, как чиновники отреагируют на столь оригинальное предложение велоспортивного сектора. Градостроительные аппетиты у них подчас не знают предела, а потому виды городских властей на лакомый кусочек под названием Пулково, сами знаете, какие. Другой момент, что город, наконец-таки, стал отдавать себе отчет в следующем: при проектировании новых автомагистралей необходимо учитывать велосипедную составляющую, другими словами, изначально закладывать в структуру дороги техническое задание для организации в ее «теле» велосипедной дорожки. Так, в частности получилось с автомобильной дорогой, соединяющей Шушары и Петербургское шоссе (новый участок Витебского шоссе, запущенный в эксплуатацию в 2008 году). Вроде, все подготовили, и место для велодорожки обозначили, да только ездить по ней никак нельзя; почему-то она оказалась не достроена…

Изображение

Александр Ионков, начальник 3 отдела Управления ГИБДД ГУВД Санкт Петербурга и Ленобласти, делает акцент не столько на наличие знаков и разметки, сколько на качество проезжей части велодорожек. «Вы только внимательнее присмотритесь к вышеупомянутому парголовскому веломаршруту: уже через 200 метров некогда задействованную по назначению велодорожку перегородили всевозможные силовые ограждения, за которыми можно обнаружить СТО, рестораны и т. п., - сетует полковник Ионков. – Предлагаю первым делом обследовать все велосипедные дорожки на предмет их технического состояния, а уж потом говорить о нанесении разметки и установке знаков».

Представитель ГИБДД выступает за то, чтобы на уровне города поднять вопрос организации достойного велодвижения в Петербурге. Другой момент, отмечает он, что далеко не все улицы и проспекты приспособлены для этого. В качестве примера г-н Ионков приводит уникальную автомагистраль, простирающуюся от Ленинского проспекта, через улицу Типанова и проспект Славы, на правый берег Невы, с выездом на Мурманское шоссе. Многие участки этих дорог, отмечает полковник Ионков, до сих пор не имеют тротуаров. И именно по ним можно было бы организовать движение велосипедистов. «Так практикуется во всей Европе, - говорит дорожный милиционер, - Так необходимо сделать и в Петербурге».

Изображение

Текст: Татьяна Маликова По собственной информации 110km.ru

Комментарии

Комментарий от

Комментарий от незарегистрированного читателя:

Здравствуйте,

Узнал со спины :) человека на втором фото 
сверху из этой вот статьи:

Здесь она же: http://110km.ru/spbauto/43255.html

Это Олег Выгодский, и эту фотографию я 
видел тут (статье три года):
http://www.inline.spb.ru/location/velodor.html

Это велодорожка вполне себе местная - 
Сестрорецк-Зеленогорск, Финляндией
там и не пахнет, а в вашей статье она как бы 
иллюстрирует сеть
велодорожек в Финляндии. :)

Я не правообладатель никакой, и вообще 
просто мимо проходил, так что
решайте сами, но, по-моему, нехорошо 
получилось.

С уважением,
Леонид

Спасибо Леонид. Я копировал эту статью с указанием на источник. У автора статьи, Татьяны Маликовой, на сайте "110км" действительно текст под картинкой не соответствует изображению и нет ссылки на источник фотографии. Теперь, благодаря Вам, мы знаем источник фотографии.