Я БУДУ ДОЛГО ГНАТЬ ВЕЛОСИПЕД

NovayaGazeta.SPb.Ru

Быть экологически сознательным везде непросто. Этот процесс ведет к многочисленным ограничениям, которые можно, конечно, принять как благо, при условии глубокой уверенности в правоте зеленого дела. Особенно непросто быть убежденным экологом в Петербурге. У меня нет уверенности, что такие люди победят здесь и сейчас, но они отвечают, что с пораженческими настроениями не согласны. И гнут свою линию.

Изображение

Один из таких подвижников, американец Джон Росмэн, давно живущий в Петербурге, передвигается по городу только пешком или на велосипеде. Это его право. На самом деле ему бы жить не у нас, а в каком-нибудь не столь отдаленном городе Финляндии или Швеции, где велосипед - норма жизни. Но он не сдается и говорит по-русски уже почти без ошибок... Уехав в свое время из технократической Америки, где знакомого на улице можно разве что мельком увидеть в окне авто, он вместе с активистами организации «Экологический транспорт» искренне надеется все в Петербурге поменять. В этом прекрасном идеальном городе ему и его соратникам видятся не изрыгающие бензин рычащие ржавые консервные банки, а, напротив, изящные фигуры девушек на тонконогом велосипеде с корзиночкой для продуктов, в котором утром лежит деловой дипломат. Мирная картина, которую можно наблюдать, скажем, в Хельсинки повсеместно. Но это там.
В финском городе экологической мечты 33 года тому назад на государственном уровне было решено бороться за велосипед. Как бороться? Очень просто - проложить как можно больше велосипедных дорожек. Кому-то этот путь казался ошибочным, однако экологическое сознание победило в отдельно взятой столице, впрочем, не только в ней, но и во многих других городах старушки-Европы. Но вот Хельсинки действительно близок нам по духу и климату, так что опыт северных соседей нам особенно интересен. Теперь там тысяча километров велодорожек, и велосипедов в два раза больше, чем автомобилей. А зеленые зоны, как во многих европейских городах, соединяются зелеными же коридорами, куда нет хода автомобилю и где, говорят, оживает флора и фауна.
У нас же воздух в городе характеризуется природоохранным ведомством как «очень загрязненный». И основной вклад в это - 70% - вносит автотранспорт. Ну а естественной альтернативой авто является только велосипед. Так вот, оказывается, велосипедов у населения Петербурга (как и в Хельсинки) гораздо больше, чем автомобилей. Но воспринимается двухколесное чудо отнюдь не как средство передвижения, а как развлечение, спортивный снаряд, отчасти средство для получения экстремальных ощущений. Причина ясна - нет инфраструктуры, которая бы позволила, например, пересечь город на велосипеде, спокойно съехать с дорожки, не прыгая через поребрик, и углубиться куда-нибудь в зеленую зону Курортного района. Но власти города с этими мечтами в корне не согласны. На обсуждениях генерального плана развития города проекты экологов проложить велосипедные дорожки одобрения не вызвали. Хотя никаких особых финансовых вложений для этого вроде бы не нужно - заасфальтировать дорожку и обозначить ее табличкой - вот и все. Но пока этого не делается даже на пешеходных улицах, в создание которых вкладываются немалые деньги. Что уж говорить обо всех прочих улицах и проспектах.

Алла БОРИСОВА
фото ИНТЕРПРЕСС

Прямая речь
Джон Росмэн, глава движения «Экологический транспорт»:

- Экологическая обстановка в российских городах очень напряженная. Требования к автомобилям в западных странах намного строже, чем здесь. Сюда ввозят машины, использование которых - просто экологическое преступление. Любой может купить старую рухлядь за 200 долларов и ездить на ней по городу, чудовищно загрязняя воздух. Кроме того, за последние годы произошел настоящий захват земли автовладельцами. Например, к своему офису в центре города я вынужден пробираться боком между двумя машинами, которые владельцы ставят прямо на тротуаре... Если губернатор поддержит идею создания велосипедной инфраструктуры, город от этого очень выиграет.

"...По словам Антеро Наскила, начальника велосипедного отдела города Хельсинки, в 1970-х годах быстро растущий парк личных автомобилей в Хельсинки стал приводить к пробкам и ухудшению экологической обстановки. Правительство в то время сделало ставку на велосипед и общественный транспорт. Результат впечатляет: Хельсинки сегодня - велосипедный рай с 1000 км велодорожек, и пробок там практически нет..." - из пресс-релиза Общественного движения "Экотранспорт" и Центра Экологических Инициатив